Папки-передвижки

Консультация — Игры в речевом развитии детей

Румянцева Ольга Владимировна
Консультация — Игры в речевом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Румянцева Ольга Владимировна

воспитатель ГБДОУ д/с 71 Приморского района

Санкт Петербурга

План:

I часть

Классификация дидактических игр:

а) по использованию материала;

б) по речевым задачам.

Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах.

Публикация «Консультация — Игры в речевом развитии детей» размещена в разделах

II часть:

Перечень дидактических игр и игровых упражнений для развития разных сторон речи детей : для средней группы

I часть

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Дидактические игры - используются для решения всех задач речевого развития.

С помощью игр занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых в жизни ребёнка неизмеримо больше, чем обучение игре. Игры занятия поэтому относятся к прямому обучению детей с использованием различных игровых предметов.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: умению взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет.

С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий.

Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Дидактическая игра классифицируется по использованию материала на

игры с предметами (игрушки, реальные предметы,

настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино,

словесные игры.

Дидактические игры помогают при решении речевых задач :

а) воспитание правильного звукопроизношения;

б) уточнение, закрепление и активизация словаря;

в) формирование грамматически правильной речи;

г) развитие связной речи.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомится со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлении последовательности в решении задач. По мере овладении детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др., что очень важно для развития отвлечённого, логического мышления.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих, таких играх дети учатся, опираясь на имеющие представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствами, признаками; находят алогизмы в суждениях и др.

Словесные игры можно условно разделить на группы:

игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадай-ка», «Магазин», «Да-нет» и др.

игры, развивающие умение сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц» и т. д. ;

игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: «Кому что нужно?», «Назови три предмета» и т. д. ;

игры, направленные на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает – не летает» и т. д.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребёнок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

II часть

Игры для детей средней группы.

Для детей в возрасте от 4 до 5 лет характерны большая устойчивость внимания, интенсивное развитие процессов преднамеренного запоминания и припоминания, более совершенное зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Они начинают различать довольно сложные формы предметов, звукосочетания. В этом возрасте увеличивается запас слов, развивается мышление : наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по материалу, качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

Исходя из возрастных особенностей детей, воспитатель отбирает дидактические игры, способствующие развитию личности ребенка. Широко используются игры, в процессе которых закрепляются, уточняются знания о свойствах предметов, их назначении. Так же как и в младшей группе, в игру включаются матрешки, башенки, шары, мозаика, лото разного типа, парные и разрезные картинки, лоскутки различных тканей, наконец, слово. Интересны игры, активизирующие движения, сочетающиеся с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен одинаковый по цвету флажок, или товарища, у которого ленточка такого же цвета привязана к руке.

Дидактические игры в сочетании с движениями хорошо проводить со всей группой. В таких случаях труднее найти, скажем, свою пару, а это повышает интерес к игре, вызывает радость при достижении цели.

Роль воспитателя в организации игры детей средней группы меняется, хотя и здесь он продолжает наблюдать за ней и сам включается в игру. Все чаще роль ведущего поручается детям, правила игры теперь объясняются до ее начала.

При первом проведении игры воспитатель берет на себя роль контролера, чтобы увидеть, кто ошибается. В следующий раз проверку правильности выполнения задания он поручает кому-либо из ребят. Необходимо, чтобы все поняли, что и как надо делать.

В процессе игры воспитатель внимательно следит за ее ходом, поведением детей, выявляет индивидуальные особенности ребят, что позволяет ему планировать индивидуальную работу не только в игре, но и в других видах деятельности.

При подведении итогов игры акцентируется внимание ребят на их успехах, если даже они были у кого-то и незначительными. Например, у одного следует отметить быстроту решения задания, у другого — старательность, настойчивость, у третьего — желание играть вместе с товарищем, договариваться, что будут вместе делать.

В средней группе вводятся чаще словесные игры не только с целью развития речи, но и для решения умственных задач на основе представлений: «Что подарили Наташе?», «Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое) ?», «А что потом?» и др. С расширением опыта и развитием речи детям средней группы становятся доступными словесные игры, проводимые в форме шутки. Например, игра «Бывает — не бывает» : правильный ответ — хлопают в ладоши, неправильный — грозят пальцами.

Таким образом, руководя играми детей, воспитатель использует разнообразные их виды, направленные на дальнейшее развитие сенсорных способностей ребят, знаний о природе и предметах окружающего мира, психических процессов, восприятия ощущений, мышления, речи, памяти, воли. У детей постепенно накапливаются качества отвлеченного, логического мышления. И этому во многом помогают используемые на протяжении всего учебного года дидактические игры.

Направление речевой работы

Название игры

Цель игры

Игровая задача

Развитие словаря

Из чего сделано?

Воспитывать умение сравнивать, группировать предметы; активизация словарь за счет относительных прилагательных; развитие внимания, речи

Развивать умение группировать предметы по материалу, из которого сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; развивать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

Узнай что изменилось

Развивать произвольное внимание, умение запоминать, определять положение предмета относительно других; активизировать словарь за счет слов, обозначающих пространственное расположение предметов: справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и др.

Упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов: справа, слева, сбоку, впереди, сзади и т. д. ; воспитывать наблюдательность; развивать речь детей, активизировать словарь.

Парные картинки

Развитие наблюдательности, умения находить и называть сходство и различие в предметах; активизация в словаре детей слов, позволяющих сравнивать предметы относительно друг друга (похожие, одинаковые, разные и т. д.)

Развивать наблюдательность, умение находить сходство и различие в предметах, изображенных на картинках.

Кто что слышит?

Развитие слухового внимания, сообразительности; воспитывать выдержку; активизировать в словаре детей слова, обозначающие звуки (трещит, жужжит, звенит и т. д.)

Развивать слуховую память, внимание детей, умение называть словом звуки (шуршит, звенит, трещит и др.); развивать сообразительность, выдержку, умение услышать и передать в речи услышанное.

Развитие связной речи

Найди такую же

Развивать умение сравнивать предметы, находить и называть сходство и различие между ними; развивать навык речи-объяснения

Учить детей сравнивать предметы, находить в них сходство и различие; воспитывать выдержку, умение наблюдать.

Новоселье куклы

Закрепить знания о назначении различных предметов (посуде, одежде, обуви игрушках); развитие умения группировать предметы; учить детей строить связные высказывания.

Упражнять детей в назывании предметов, выделении существенных признаков в предметах; развивать умение грамотно строить связные высказывания; воспитывать доброжелательность, аккуратность, бережное отношение к игрушкам, желание играть со сверстниками.

Магазин

Развитие монологической речи детей; формировать умение выделять существенные признаки предметов. Активизировать в речи детей слова, выражающие просьбу, благодарность.

Развивать умение описывать предмет, выделять существенные признаки предмета. Закрепить знания о правилах поведения в магазине.

Что игрушка рассказывает о себе?

Развивать умение строить описание игрушки от 1-го лица, выделять наиболее характерные признаки данного предмета.

Развивать связную речь детей, умение описывать предмет; развивать умение внимательно слушать товарища, дополнять его рассказ.

Формирование грамматического строя речи

Кто подойдет, пусть возьмет!

Развитие умение находить наиболее характерные признаки предметов, умение правильно сочетать имена существительные и прилагательные в речи, тренировать в употреблении глаголов в разных временах.

Развивать умение составлять описание предмета, выделяя характерные особенности, сочетать в речи слова (по числу, роду). Развивать внимание, память; формировать умение находить и называть предмет по заданному описанию.

Похож – не похож

Упражнение в сравнении предметов по форме, цвету, величине, материалу; развитие грамматически правильной речи – умение согласовывать слова по форме числа, рода и падежа.

Продолжать развивать умение сравнивать различные предметы. Развивать умение строить распространенные предложения, использовать в речи предложения с перечислением. Развивать наблюдательность, внимание.

Коршун

Упражнение в диалогической речи; развитие быстроты реакции на словесный сигнал; развитие умения согласовывать действия.

Упражнять детей в умении строить диалог (диалогическая речь); в речи правильно согласовывать имена существительные и прилагательные

Воспитание звуковой культуры речи

Воробушки и автомобиль

Упражнять детей в правильном звукопроизношении, умении подражать голосам (воспроизводить голоса птиц, звуки автомобиля); развивать быстроту реакции, умение действовать по сигналу.

Умение слышать звуковой сигнал (словесный, выполнять быстро и четко задания игры. Развивать навык игры со сверстниками (умение избегать конфликтов в игре, соблюдать правила)

Кто в домике живет?

Закрепить знания о животных, умении подражать их голосам.

Закреплять умение правильно воспроизводить отдельные звуки, сочетание звуков.

Сколько?

Упражнять детей в счете предметов, развивать слуховое внимании.

Воспитывать внимательное отношение к товарищам по игре, умение слушать и слышать других.

Кто что слышит?

Развитие слухового снимания, выдержки. Развивать умение передавать в речи то, что услышал.

Развивать умение называть словом звуки (звенит, шуршит); развивать сообразительность, умение подражать голосам и звукам окружающего мира.

Публикации по теме:

Консультация «Роль дидактической игры в речевом развитии дошкольников» Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных.

Консультация для педагогов «Роль книги в речевом развитии детей 4–5 лет» Консультация для педагогов: «РОЛЬ КНИГИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 4 -5 ЛЕТ». Консультацию подготовила воспитатель высшей категории Пустобаева.

Игры и упражнения в речевом развитии детей раннего возраста Актуальность Речь является основным средством человеческого общения. По своему жизненному значению речь является не только средством общения,.

Консультация для педагогов «Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль сказки в речевом развитии детей дошкольного возраста» Работая в детском саду воспитателем, я обратила внимание на один очень важный момент: количество детей, имеющих те или иные речевые проблемы,.

Консультация для родителей «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста» Консультация для родителей Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста. Речь — один из наиболее мощных факторов.

Консультация для родителей «Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка» Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок.

Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии детей» "Роль книги в речевом развитии детей" Литература для детей является не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания,.

Консультация для родителей «Роль книги в речевом развитии детей» «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка», говорил великий педагог своего времени.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии детей» Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в речевом развитии детей». Цель: Рассмотреть современные здоровьесберегающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация — Игры в речевом развитии детей
Опубликовано: 29 марта 2019 в 14:17
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация — Игры в речевом развитии детей» (включая файлы) размещена пользователем Румянцева Ольга Владимировна (УИ 1889742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД