Екатерина Шпилёва
Консультация «ИКТ как одно из современных направлений работы с родителями дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «ИКТ как одно из современных направлений работы с
родителями дошкольников»
Материал подготовила:
Шпилёва Е. А., старший воспитатель МДОУ –
детского сада № 30 «Родничок»
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-
техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии
(ИКТ) прочно вошли во все сферы жизни человека. В современном мире
Публикация «Консультация „ИКТ как одно из современных направлений работы с родителями дошкольников“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
использование ИКТ в различных областях деятельности стало частью
культуры и необходимой нормой. Владение ИКТ помогает человеку
чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях [2].
Дошкольное образование тоже не остается в стороне. Процесс
информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями
современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со
временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании [4].
Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех
направлений работы детского сада и заинтересованного социального
окружения, в первую очередь семей воспитанников [3]. Сотрудничество с
родителями в контексте объединения совместных усилий в интересах
развития дошкольника предполагает формирование партнерской позиции
родителей в общении с ребенком, с детским садом, с социумом. И
использование
ИКТ является эффективным средством активизации участия родителей
в жизни детского сада [1].
Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с семьями
дошкольников очевидны и заключаются в следующем [5] :
минимизации времени доступа родителей к информации;
возможности воспитателя продемонстрировать любые
документы, фотоматериалы;
обеспечении индивидуального подхода к родителям
воспитанников;
оптимальном сочетании индивидуальной работы с родителями и
групповой;
росте объема информации;
оперативном получении информации родителями;
обеспечении диалога воспитателя и родителей группы;
оптимизации взаимодействия педагога с семьей.
В детском саду № 30 «Родничок» г. Серпухова с помощью ИКТ ведется
работа с родителями, которая предполагает следующее:
1. Подбор иллюстративного материала для оформления родительских
уголков, информационных стендов, папок-передвижек. Возможности
Интернета и специальных программ позволяют без проблем найти или
создать необходимый материал (в соответствии с темой, цветовым решением
и т. д.).
2. Подбор и оформление материалов для проведения родительских
собраний, семинаров, консультаций, благодаря которым родители могут
узнать о самостоятельной детской деятельности, занятиях, проводимых в
ДОУ, о начинаниях и достижениях детей, реализованных проектах и др.
Такой способ проведения родительских собраний, консультаций, семинаров
позволяет наладить доброжелательные взаимосвязи с родителями, потому
что любому взрослому приятно воочию наблюдать за тем, как организована
жизнь его ребенка в детском саду.
3. Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ, содержащего
информацию об особенностях организации воспитательно-образовательной
работы, о педагогических кадрах, развивающей предметно-пространственной
среде групповых помещений и т. д.
На данный момент сайты имеют практически все дошкольные
учреждения. Существуют определенные требования и нормы по содержанию
и наполнению официальных сайтов детских садов (приказ Рособрнадзора от
29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального
сайта образовательной организации в информационно-
телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем
информации»). Но педагоги – люди творческие, поэтому каждый детский сад
по-своему, по-особенному располагает материал, добавляет иллюстрации,
музыкальное сопровождения и т. д. в зависимости от названия, специфики,
вкуса.
Наиболее посещаемые страницы сайта нашего ДОУ: информация о
группах, консультационный материал и, конечно, новости. Создавая
новостной материал о прошедшем мероприятии, мы стараемся интересно и
лаконично рассказать о событии, отразить самые яркие моменты в красочных
фотографиях.
4. Большую роль сегодня уделяют социальным сетям. И здесь
открываются хорошие возможности для привлечения родителей к жизни
дошкольного учреждения :
Педагогическим коллективом нашего ДОУ достаточно активно в
работе с родителями используется социальная сеть «ВКонтакте», в которой
состоят педагоги и родители воспитанников. Здесь также размещаются
информация о прошедших мероприятиях, событиях и наглядный
консультационный материал для родителей (создан отдельный альбом).
У нашего ДОУ есть свой аккаунт в Инстаграм, на страницах
которого размещаются новостная информацию с фотографиями,
опубликованная на сайте детского сада, и фотографии интересных моментов
из жизни групп (проведение мастер-классов для детей, организация занятий,
прогулок, режимных моментов и т. д.).
Хотелось бы уделить внимание социальной сети Viber. Это
программа, позволяющая бесплатно осуществлять звонки и отправлять
сообщения между устройствами, на которых она установлена (при наличии
точки доступа к Интернету). Существует аналогичный сервис – WhatsApp, но
Viber оказался наиболее интересен и удобен для педагогов нашего ДОУ.
На данный момент возможности Viber мы используем только в одной
группе ДОУ, для родителей этих детей создана группа в данной сети. Ее
администратор (т. е. человек, который может добавить нового участника или
заблокировать имеющегося, отправлять сообщения в группу) – воспитатель.
Те родители, у которых также установлен Viber на телефоне, смартфоне,
планшете, ноутбуке и т. д., являются участниками группы. Они могут также
отправлять сообщения и фотографии в общую группу. Да, это может сначала
показаться рискованным – взять и предоставить возможность писать «что
кому захочется», но в нашей практике не зафиксировано ни одного
негативного случая, реакции, фразы и т. д. Наоборот, родители с огромным
удовольствием включаются в общение (при обсуждении рабочих вопросов :
утренников, собраний, конкурсов и т. д.). Поэтому воспитатели группы,
получив положительную реакцию, сделали еще один шаг навстречу
плодотворному сотрудничеству с родителями – стали отправлять в группу
фотографии детей из детского сада в режиме онлайн: занятия лепкой,
аппликацией, рисованием, посещение группы сотрудниками МВЦ, создание
детьми снежных построек на участке. Техническую помощь в решении этого
вопроса оказывает помощник воспитателя или старший воспитатель,
находящийся в группе (полученные фото отбираются и размещаются только
воспитателями группы в свободное время).
Очень хорошую помощь оказывает Viber в работе с родителями
беспокойных и капризных детей. Отдавая плачущего ребенка в группу, мама
с тяжелым сердцем идет на работу с мыслями о том, что ее сокровенное чадо
весь день плачет и страдает в детском саду. Одна-две фотографии играющего
и занятого делом ребенка развеют все сомнения. Но здесь главное
изначально четко дать понять родителям то, что фотоматериалы добавляются
на усмотрение и по возможности воспитателя, а не по требованиям и
запросам родителей.
Использование ИКТ как средства активизации участия родителей в
жизни детского сада показало хорошие результаты: активное участие
родителей в конкурсах, досугах, развлечениях, праздниках, развитие и
обогащение развивающей предметнопространственной среды групповых
помещений сада – на все это родители идут с заинтересованностью,
открытостью.
Нет, мы не будем утверждать, что Viber, WhatsApp, Инстаграм
являются панацеей в решении вопроса привлечения родителей к участию в
жизни сада. Все вышеперечисленное помогает педагогу разнообразить
формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с
родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность
воспитателя группы и детского сада в целом.
Список использованных источников
1. Андреев, А. А. Опыт использования Интернета в образовании.
Аналитический обзор / А. А. Андреев, В. И. Солдаткин. – М. : РИЦ «Альфа»
МГОПУ им. М. А. Шолохова, 1999. – 95 с.
2. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании / И. Г.
Захарова. – М. : Академия, 2003. – 192 с.
3. Леоненко, О. Б. Использование мультимедийных презентаций в
дошкольном учреждении / О. Б. Леоненко // Справочник старшего
воспитателя. – 2009. – №
4. – С. 32-35 4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL :
https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html ( дата обращения:
12.06.2016).
5. Прищепа, С. С. Информационные технологии в работе ДОУ / С. С.
Прищепа, Н. В. Храмцова // Управление дошкольным образовательным
учреждением. – 2008. – № 6. – С. 88-90.