Светлана Рябишева
Система работы ДОУ для художественно-эстетического развития детей и актуальность использования ИКТ в современных условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.
Публикация «Система работы ДОУ для художественно-эстетического развития детей и актуальность использования ИКТ в современных условиях» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Содержание образовательной области ФГОС «Художественно - эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование персонажам художественных произведений; реализацию творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.)
В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации".
Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка.
Основная цель - Создание системы работы по художественно-эстетическому развитию, обеспечивающее эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Для достижения поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
• сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями и интересными делами, радостью сотворчества взрослых и детей;
• вызвать интерес к музыкально-театрализованной, литературной и художественно-изобразительной деятельности;
• побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности;
• учить согласовывать свои действия с действиями партнеров;
• создавать условия для развития грамматически правильной речи.
Создание условий для художественно-эстетического воспитания.
• Кадровое обеспечение. Эффективной работе учреждения в художественно-эстетическом развитии детей способствует профессиональный педагогический коллектив.
• Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:
• повышение квалификации в рамках курсовой подготовки.
• повышение квалификации педагогов по художественно-эстетическому развитию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, открытые занятия, смотры - конкурсы.
Одним из направлений совершенствования педагогического мастерства является: участие педагогов детского сада в районных методических объединениях, представление своего опыта на открытых мероприятиях.
В дошкольном учреждении имеется учебно-методическое обеспечение:
•программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
•перспективные планы кружковой работы, планы организации культурно-досуговой деятельности детей по всем группам;
•картотека занятий, сценарии досугов и праздников;
•картотеки дидактических музыкальных игр;
•фонотека, медиатека по данному направлению;
•создается библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:
• организованная деятельность (НОД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Работа с детьми ведется в данных направлениях не изолированно, а в интеграции:
•музыкальное воспитание,
•художественно-речевая деятельность,
•изобразительная деятельность
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы : групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Дополнительное образование реализуется через работу кружков эстетической направленности, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие природных данных детей.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то в рамках художественно-эстетического развития, театрализованной деятельности отводится главное место, т. к. она включает в себя игры с куклами и инсценировки, кукольные спектакли и сюжетно-ролевые игры, дает возможность в игровой и занимательной форме организовать совместную и самостоятельную деятельность детей. Именно театрализованная деятельность, способствующая развитию эмоциональной отзывчивости и всех познавательных процессов, наиболее органична для детей дошкольного возраста. Она буквально пронизывает все виды деятельности детей, включая режимные моменты.
Уже в группе раннего возраста начинается знакомство с театральной куклой. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, подготовленные педагогами или старшими воспитанниками. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение и создает радостную атмосферу. Взрослый стремится вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждает детей общаться с куклами, участвующими в спектакле.
Начиная с младшей группы и до выпуска из детского сада, педагоги знакомят детей с различными видами кукольных театров. Для этого используются этюдный тренаж и ритмопластика, которые позволяет развить внимание, память, воображение, мышление, речь, восприятие и прививают навыки для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
В средней группе работа над кукольными спектаклями и театрализованными играми ведется параллельно, объединяя кукольный спектакль и театральную игру в единое целое.
В старшей группе навыки кукловождения, приобретенные детьми ранее, позволяют объединить в одной театрализованной игре несколько видов кукольных театров: настольный, пальчиковый, театр с “живой” рукой, марионеток, напольный и др.
В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами персонажей, мизансценами, декорациями для спектаклей.
Предметно-развивающая среда, организованная с учетом возрастных особенностей детей, безусловно оказывает большое влияние на качество образования воспитанников. Постоянно присутствует интеграция театрализованной деятельности с другими видами искусства и образовательными областями.
Немаловажное значение в художественно-эстетическом развитии детей играет и музыка, которая обогащает внутренний мир ребенка, способствует развитию чувств и эмоциональных переживаний. Главное научить малыша не просто слушать, а вслушиваться (в звуки живой природы, замечать характер музыкальных произведений и т. д.).
Но педагогам важно помнить, что основной закон детского творчества следует видеть не в результате, не в конечном продукте, а в процессе, когда дети упражняются в творческом воображении, умении вступать в контакт с партнерами, совместно разрабатывают костюмы и декорации к постановкам. Каждому должно находиться занятие по его силам, способностям и желанию.
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
• обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;
Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.
Эстетическое развитие - это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства - субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам.
К художественно-эстетической деятельности относится:
• Изобразительная деятельность;
• Музыкальная деятельность;
• Восприятие художественной литературы ;
• Театрализованная деятельность.
Цели художественно-эстетического воспитания : развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.
Задачи эстетического воспитания дошкольников:
• развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов;
• формирование элементарного эстетического сознания;
• формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;
• развитие эстетических и художественно-творческих способностей;
• систематическое развитие эстетических представлений детей, их художественно-творческих способностей;
• формирование основ эстетического вкуса.
Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.
Виды инновационных технологий в художественно-эстетическом развитии :
Нетрадиционные техники рисования для детей дошкольного возраста:
• рисование пальчиками
• рисование ладошками
• рисование ватными палочками
• оттиск печатками из овощей
• тычок жёсткой сухой кистью
• печать поролоном
• пластилинография (представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.)
• набрызг (заключается в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменит зубная щетка или кисть. Зубной щеткой в руке набираем немного краски, а стекой (или кистью) проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу.
• рисование на манке
• рисование мятой бумагой (занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам. Увлекательным является даже процесс подготовки к занятию. Бумажные комочки, которыми собственно и будет выполняться работа, дети с удовольствием могут намять сами.)
• ниткография (В этой технике линии образуются после приклеивания нитей. На основу наноситься клей и выбранное изображение шаг за шагом заполняется слоями ниточек.)
• рисование песком
• граттаж (пособ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография.)
• кляксография (разновидность графической техники, основанная на преобразовании пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы. Рисунок в этой технике исполняется : тушью, чернилами, акварелью, гуашью.)
• рисование солью
• монотипия (графическая техника. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность.)
• мраморная бумага (нетрадиционная техника рисования с помощью смешивания пены для бритья и красок.)
• фроттаж (техника перевода на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приемом натирающих движений не заточенного карандаша.)
Эффективность работы по художественно-эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.
Все участники педагогического процесса находятся не в вакууме, а живут в определенном социуме, который действует на детей, педагогов, родителей. Достижение приоритетных задач работы ДОУ по художественно-эстетическому развитию реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры. Коллектив детского сада сотрудничает с детской библиотекой и школой Организуются в библиотеке занятия с детьми старших групп, посещение выставок, экспозиции.
Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки в пении, рисовании, чтении стихов и т. д., но и в том, чтобы вызвать в них интерес и желание самостоятельной творческой деятельности.
В перспективе планируем совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО.