Образовательная программа кружковой работы (художественно-эстетического направления развития) «Эврика»

Елена Кириченко
Образовательная программа кружковой работы (художественно-эстетического направления развития) «Эврика»

Пояснительная записка

Актуальность программы:

Кружок «Эврика» - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в области художественного и эстетического воспитания, а также для их общего развития.

Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому новизна программы заключается в том, что на занятиях дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. Выполнение программы рассчитано на 1 год.

Учебно - тематический план соответствует возрастным особенностям учащихся. Программа кружка «Эврика» рассчитана для детей 6-7 лет.

Творческий процесс планируется в четырех направлениях:

1. Формирование умения передавать в рисунки свои впечатления от окружающей действительности.

2. Приобретение изобразительного мастерства.

3. Развитие технических навыков.

4. Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному.

Принцип построения программы:

• От простого к сложному.

• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

• Научность.

• Доступность.

• Системность знаний.

• Воспитывающая и развивающая направленность.

• Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

• Активность и самостоятельность.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы:

Формировать художественное мышление и нравственные черты личности

через различные способы рисования.

Образовательные задачи:

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать грамотные и красивые работы.

Развивающие задачи:

Развитие творческих способностей учащихся, самостоятельности, любознательности и фантазии.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей организованность, дисциплинированность, чувство ответственности, чувство коллективизма в работе. Уделить больше внимания эстетическому и художественному воспитанию учащихся.

Основные направления содержания деятельности:

Организация кружка проводится на добровольных началах. Дети могут не иметь специальной подготовки, поэтому набор в группу вводится свободный.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя различные виды деятельности:

1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, просмотра репродукций). Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Её цель – творчество. Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Учащиеся имеют возможность сочетать различные направления и формы занятий:

1. Занятие - беседа. Цель: пополнение, закрепление и систематизация знаний, развитие умения слушать, задавать вопросы.

2. Занятие - игра. Цель: организовать непринужденный процесс углубления и обогащения представлений об окружающем мире.

3. Занятие - выставка. Цель: сравнивать и проанализировать работы детей.

4. Занятие - экскурсия. Цель: сбор природных материалов.

Условия реализации программы:

Данная программа может быть эффективно реализована при взаимодействии нескольких факторов:

• интерес к получению новых знаний в процессе работы;

• использование разнообразных форм работы, активизирующих творческие способности детей;

• обеспечение каждому ребёнку заданий соответствующего уровня сложности;

• создание доброжелательных отношений между педагогами и детьми, создание благоприятного психологического климата в коллективе;

• установка прочных контактов с родителями и педагогами для сотрудничества с объединением.

Ожидаемые результаты и способы проверки:

К концу года дети:

- могут использовать различные изобразительные средства: линию, форму, цвет, композицию;

-используют разнообразные изобразительные материалы и нетрадиционные способы рисования: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

Формы подведения итогов: оформление папки для родителей, выставка рисунков детей.

Планирование занятий по кружковой работе «Эврика» (нетрадиционная техника рисования) в подготовительной группе

п/п Тема занятий Нетрадиционные техники Программное содержание Оборудование

Сентябрь

1. Летний луг Восковые мелки, акварель, печать по трафарету Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данной технике. Воспитывать аккуратность Лист бумаги формата А4, восковые мелки, акварель, трафареты, гуашь в мисочках, кисти

2. Укрась вазу для цветов Печать (печатками, по трафарету) Закрепить составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма – новое содержание», для рисования формы вазы. Предметы круглой и овальной формы, печатки и трафареты, простой карандаш

3. Бабочки, которых я видел летом Монотипия, обведение ладошки и кулака Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику. Познакомить с симметрией. Развивать пространственное мышление Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш.

4. По замыслу Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Все имеющиеся в наличии

Октябрь

5. Ежики Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой Закрепить умение пользоваться техникой «тычок смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ежика, тычками без предварительной прорисовки карандашом Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, набор гуаши

6. Моя любимая Чашка Оттиск пробкой, печаткой из картофеля (круги разной величины, рисование пальчиками Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Украшать в технике печатания. Поощрять также использование рисования пальчиками. Воспитывать аккуратность Вырезанные формы из бумаги чашки разной формы и размера, разноцветная гуашь в мисочках, различные печатки, салфетки, выставка посуды

7. Ветка рябины Рисование пальчиками Учить рисовать на ветках ягодки (пальчиками) и листья (приманиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции Квадратный лист цветной бумаги с нарисованными веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, ветка рябины

8. Мы рисуем, что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном рисовании, экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Все имеющиеся в наличии

9. Птички клюют ягоды Рисование пальчиками, оттиск пробкой Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками и печатания пробкой (выполнение ягод разной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность Пол-листа формата А4 разных цветов, коричневая гуашь, кисть, гуашь красного, оранжевого и бордового цветов в мисочках, пробки из старых книг и журналов, рисунки птиц, клей, клеенка, салфетки

Ноябрь

10. Букет осени. Набрызг Познакомить детей с новым видом рисования-набрызгом. Учить работать с трафаретом, набирать краску на щетку и разбрызгивать по поверхности. Воспитывать интерес. Белая бумага, осенние листья,краски, зубная щетка, салфетки, клеёнки.

11. Цыплята.

Рисование поролоном Помочь детям освоить новый способ изображения –рисование поролоновой губкой, позволяющей наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Продолжать учить рисовать крупно, правильно передавать цвет, форму, пропорции. Развивать творческое воображение детей. Листы бумаги, поролоны, мисочки с краской, гуашь, клеёнки.

12. Рыбка в аквариуме Рисование в технике «пуантилизм». Познакомить детей с техникой рисования точками. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому. Бумага, простые карандаши, гуашевые краски, иллюстрации изображения рыб

13. Мои рукавички Оттиск печатками из картофеля, пробкой, рисование пальчиками Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров печатки, гуашь в мисочках, выставка рукавичек, салфетки

Декабрь

14. Морозный узор Фотокопия – рисование свечой Познакомить детей с техникой рисования свечой- фотокопия. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать у детей усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца. Учить составлять несложные композиции. Прививать любовь ко всему живому. Альбомный лист, кусочек свечки или мыла, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с водой.

15. Новогодняя елочка Пластилинография

Познакомить детей с техникой рисования пластилином – пластилинография.

Развивать чувство композиции. Воспитывать аккуратность. Плотный картон с силуэтами елки, набор пластилина, бисер и блестки для украшения, стека, салфетка для рук.

16. Мы рисуем, что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Все имеющиеся в наличии.

17. Звездное небо Набрызг, печать поролоном по трафарету Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Бумага А3, уголь, жесткая и мягкая кисть, черная гуашь, иллюстрации

Январь

18. Зимний пейзаж Оттиск - рисование овощами Формирование и умение сочетать изобразительные материалы и приемы их использования при передаче характерных признаков предмета; развитие воображения дошкольников, поощрение их творческого начала и инициативы; воспитание самостоятельности, развитие умения активно и творчески применять усвоенные способы изображения в рисовании, используя выразительные средства Альбомный лист (тонированный или цветной картон, кисти, гуашь, акварельные краски, салатные листья, ватный тампон, салфетки, стакан, дощечки, клеенка.

19. Загадочные струйки Кляксография с трубочкой

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией. Развивать дыхательную систему. Развивать воображение и мышление.

бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Февраль

20. Весёлые ниточки. Кляксография с ниточкой Знакомить детей с нетрадиционной техникой - ниткографией; учить узнавать из полученного знакомые образы и дополнять их незначительными деталями; развивать творческое воображение, фантазию и речь.

Бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, ниточка средней толщины.

21. Мы рисуем, что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Все имеющиеся в наличии

22.

Я в волшебном еловом лесу Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках граттаж, печать поролоном по трафарету Бумага белая А4 и А3, картон для граттажа, свечка, палочка для процарапывания, черная тушь, поролоновый тампон, иллюстрации

23. Витражи для окошек в избушке Зимушки – зимы Техника выполнения витражей – клеевые картинки Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии. Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения.

Репродукции с зимними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, палитра, простой карандаш, клей ПВА с дозированным носиком, салфетка.

Март

24. Цветочек для мамы Оттиск печатками из картофеля (цветочек) Упражнять в печатании с помощью печаток. Закрепить умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции Открытка для мамы: на лицевой стороне – аппликация, на развороте – место для рисунка, печатка в форме цветов, гуашь зеленая, синяя, оранжевая, красная и т. п., гуашь в мисочках, кисти, салфетки

25. Мои любимые домашние животные Тычок жесткой полусухой кистью Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью – учить имитировать шерсть животного, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности

бумаги Вырезанные из бумаги фигуры домашних животных (котенок, щенок, кролик, жесткая кисть, гуашь черного, коричневого, серого цветов, иллюстрации и изображения домашних животных

26. Крошки-осьминожки Печатание ладошками Создать условие для экспериментирования с отпечатками ладошек. Показать сходство очертаний осьминога с силуэтом перевернутой ладони. Учить создавать выразительные образы морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога). Придавать изображениям забавный образ. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность. Лист бумаги А3 голубого цвета, гуашевые краски, одноразовые пластиковые тарелочки, банки с водой, салфетки, кисти, влажные тряпочки

27. Божьи коровки на лужайке Рисование пальчиками Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность) или обрывать бумагу для получения полосок различных оттенков (коллективная деятельность) Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спине, ватман, салфетки и бумага светло- и темно- зеленого цвета, черная гуашь в мисочках, клей для педагога

Апрель

28. Парашютист Набрызг + аппликация Научить осознавать прекрасное, в увиденном; совершенствовать композиционные навыки; развивать творческие способности учащихся, давать верное направление их эстетическому восприятию мира; развивать образное представление и воображение; воспитывать любовь к природе. Белая бумага, самоклеящаяся бумага, зубная щетка, акварельные краски, нитки, клей, ножницы

29. Букет весны. Рисование мыльными пузырями. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (мыльными пузырями); развивать фантазию, творчество, самостоятельность; воспитывать интерес к предмету; продолжать формирование навыков организации рабочего мест

альбомных листа, шампунь, акварельные краски, вода, трубочка от сока.

30. Мы рисуем, что хотим Разные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках Все имеющиеся в наличии

31. Лесной сторож (филин) Тычок мятой бумагой, ватные палочки

Учить детей создавать выразительный образ филина, используя технику тычка мятой бумагой. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами Бумага формата А3, мятая бумага, чёрная гуашь, иллюстрации, эскизы

32. Цветы на клумбе Печать картофельным штампом Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать аккуратность Бумага для рисования, гуашь, кусочки овощей штампы (картофель или морковь, полоски картона.

Май

33. Салфетка Набрызг Продолжать знакомить с техникой разбрызгивания капель с помощью зубной щётки и стеки. Учить брать краску понемногу. Воспитывать аккуратность. Гуашь, салфетки- образцы, зубные щётки, клеёнки, салфетки- заготовки.

34. Черемуха

Рисование ватными палочками, пальчиками Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма.

Ватные палочки, гуашь, альбомные листы, баночки с водой, клеёнки

35. Люблю березку русскую. Пластилинография. Расширять представлении детей об образе берёзы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства и в детском изобразительном творчестве; учить детей пользоваться разными способами лепки на силуэте; учить детей пользоваться шаблоном; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе; расширять словарный запас детей. Плотный картон с силуэтами берёзы, набор пластилина, стека, салфетка для рук.

36. Итоговая выставка детских работ.

Литература:

1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», - М., 2007г.

2. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», - М., 2000г.

3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», - М., 2009.

4. Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г.

5. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”.

Публикации по теме:

Использование технологии художественно-эстетического развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаПедагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста «Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Истоки способностей и дарований детей — на кончиках.

Создание развивающей среды для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Мультстудия» I. Пояснительная запискаАктуальность: Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать.

Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников Рекомендация педагогам «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Подготовила: Воспитатель МБДОУ №с 47 г.

Создание условий для реализации художественно-эстетического развития воспитанников «Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития восРеализация художественно-эстетического направления.

Технологическая карта проведения интегрированного занятия художественно-эстетического развития «Снежные бусы» Цель: создание условий для формирования элементарных представлений о природном объекте – снеге, его превращении в воду. Задачи: 1. Формировать.

Технологическая карта проведения интегрированного занятия речевого и художественно — эстетического развития Технологическая карта проведения интегрированного занятия речевого и художественно – эстетического развития Педагог Мандрыкина Н. И.

Уголок художественно-эстетического развития в первой младшей группеУголок художественно-эстетического развития в первой младшей группе Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уголок художественно-эстетического развития нашей первой младшей группы. Для.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Автор публикации:
Образовательная программа кружковой работы (художественно-эстетического направления развития) «Эврика»
Опубликовано: 26 июня 2017 в 12:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Игры из маминого сундучка
Игры из маминого сундучка Цель: создать условие для активного общения с родителями через народные игры. Задачи - способствовать осознанию детьми ценности...
Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Моя семья»
Цель игры: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи; . учить самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку;...
Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие...
Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки могут долгое...
Отчет по адаптаций в первой группе раннего возраста на начало года 2018–2019 учебный год
Подготовили: Григоренко С. В. и Казакова В. З. В нашей группе набор детей начался 01. 08. 2018 г. С первого дня родителям были предложены анкета «Готов ли...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению вязанию крючком...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «СОШ «Кудровский ЦО №1» ДО №2 Конспект занятия в подготовительной к школе группе по обучению...