Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Инклюзивное образование и законодательные основы»

Ирина Щепетинникова
Консультация для воспитателей «Инклюзивное образование и законодательные основы»

Инклюзивное образование подразумевает обучение здоровых детей и детей с особыми потребностями. Какие законодательные акты регулируют инклюзивное образование?

На международном уровне правовая база, обеспечивающая внедрение инклюзивного образования, в том числе дошкольного, опирается на:

«Конвенцию о правах ребенка»,

«Европейскую Конвенцию о защите прав и свобод человека»,

«Саламанскую Декларацию» 1994 года.

Публикация «Консультация для воспитателей „Инклюзивное образование и законодательные основы“» размещена в разделах

На территории Российской Федерации Положение об инклюзивном образовании закреплено в :

Конституции РФ,

Законе «О социальной защите инвалидов РФ»,

• Федеральном законе от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»,

«О гусударственной программе Российской Федерации Доступная среда» на 2011-2015 годы» Постановление от 17 марта 2011 г. № 175,

• Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы,

(утвержденная Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)

• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»,

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»,

• Положение о ПМПК, приказ Минобрнауки от 20.09.2013 г. № 1082.

Каждый из нормативных актов и законов имеет статьи, где указана организация инклюзивного образования.

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, образование должно быть направлено на: развитие умственных и физических способностей в полном объеме, доступ инвалидов к образованию в местах своего непосредственного проживания, предоставление эффективных мер индивидуальной поддержки в общей системе образования, облегчающих процесс обучения (Статья 24).

В Государственной программе РФ «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы» выделены целевые индикаторы и показатели, определяющие создание безбарьерной среды в общеобразовательных учреждениях, позволяющей совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений, а также создание условий для предоставления детям-инвалидам доступа к качественному образованию в ОУ, с учетом заключений ПМПК.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы предусматривает меры равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. в ст. 2 указаны основные понятия, используемые в настоящем ФЗ по инклюзивному образованию : инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный учебный план. В стате 34 раскрыты основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования: предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофического развития и состояния здоровья, обучение по индивидуальному учебному плану. Статья 44 разъясняет права и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания. Статья 48 гласит об обязанностях и ответственности педагогических работников, которые должны учитывать особенности психофизического развития, состояние здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ. Статья 55 раскрывает вопрос приема на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для детей с ОВЗ. Обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. Статья 58 разъясняет, как проводится промежуточная аттестация обучающихся, в т. ч. оставленных на повторное обучение по адаптированным образовательным программам. Статья 79 раскрывает организацию получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья: в п. 1 вновь указывается, что содержание и условия обучения и воспитания определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов –индивидуальной программой реабилитации. В п. 2 : общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам. П. 3 раскрывает специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ, такие, как использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление улуг ассистента (помощника, проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций. В п. 5 ст. 79 говорится о создании отдельных организаций по категориям обучающихся с ОВЗ (для глухих, слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра и др.) П. 12 ст. 79 говорит о подготовке педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ.

В комментариях к ФЗ № 273 дается определение адаптированной основной образовательной программы (ст. 2, п. п. 28).

Порядок реализации программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) определяется основными направлениями : реализация программы организацией, учреждением государственной службы реабилитации инвалидов, ОУ; координация мероприятий органом социальной защиты; оценка результатов проведения мероприятий мероприятий при очередном освидетельствовании инвалида.

В Приказе Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования» отражены вопросы содержания дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, определены специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ, указана возможность использования сетевой формы образовательной программы дошкольного образования, раскрыта организация и осуществление образовательной деятельности (п. 5 – обучение по индивидуальному учебному плану, п. 12 – о реализации самостоятельно общеобразовательных программ). Также в разделе 3 – раскрыты особенности организации образовательной деятельности для лиц с ОВЗ, в п. 24 – получение без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ при создании необходимых условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 29.09.2013 г. № 1082) раскрывает важность своевременного выявления детей с особенностями и комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию ПМПК – помощи, исходя из образовательных возможностей и потребностей ребенка.

Итак, совместное обучение и развитие разных детей, детей с особыми потребностями, предполагает решение задач социальной адаптации.

В сообществе детей дошкольников воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам.

Когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений!

Задача руководителей и педагогов ДОУ - создать все необходимые условия для организации инклюзивного образования, зная права участников образовательных отношений и основы законодательной базы, регулирующей инклюзивное образование в ДОУ.

Публикации по теме:

Консультация «Психолого–педагогические основы обогащения словаря дошкольников» Овладение родным языком является одним из самых необходимых приобретений дошкольника. Психологи называют этот период сенситивным для развития.

Инклюзивное образование в ДОУ Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой Правительством.

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические основы работы с семьей» Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии,.

Консультация для воспитателей «Основы конструктивного общения» Для воспитателя очень важно уметь наладить позитивное взаимодействие не только с детьми, но и их родителями. Взаимодействуя с родителем,.

Консультация «Гендерное развитие и образование детей дошкольного возраста» Если говорить о гендерном развитии и образовании детей дошкольного возраста, то особую озабоченность вызывает компетентность воспитателя.

Консультация для воспитателей «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня хочу поделиться с Вами работой, которую я провожу по ознакомлению детей с основами безопасности.

Консультация «Педагогическое образование родителей» Педагог-психолог Хартюк И. В. Центр развития ребёнка - детский сад №114 Адмиралтейского района. Дошкольное детство – это уникальный период.

Консультация для родителей «Раннее дополнительное образование — залог успешного развития ребенка» Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки Федеральных государственных образовательных.

Инклюзивное образование. Консультация для воспитателей Тема: "Инклюзивное образование". Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Она находится под пристальным вниманием.

Консультация «Экологическое образование и воспитание детей» Статья "Экологическое образование и воспитание детей" воспитатель: Протасова Зинаида Петровна Сейчас много говорят об охране природы к,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Инклюзивное образование и законодательные основы»
Опубликовано: 22 октября 2015 в 18:30
+83Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 49.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД