МААМ-картинки

Консультация «Гендерное развитие и образование детей дошкольного возраста»

Сабиля Биккузина
Консультация «Гендерное развитие и образование детей дошкольного возраста»

Если говорить о гендерном развитии и образовании детей дошкольного возраста, то особую озабоченность вызывает компетентность воспитателя в осуществлении дифференцированного подхода к детям разного пола, поскольку одна из основных сложностей- в столкновении женщины-педагога и мальчика-воспитуемого. Одна из проблем

Публикация «Консультация „Гендерное развитие и образование детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Феминистский тип воспитания в семье и учреждениях образования. Окруженные женщинами в семье и детском саду мальчики легко перенимают данный тип поведения. При отсутствии мужского примера они феминизируются, становятся инфантильными, зависимыми, безответственными. Данные особенности в большей степени характерны для городских мальчиков в силу исчезновения жесткого деления сфер занятости на «мужские» и «женские», утраты народных традиций воспитания. У мальчиков, являющихся единственным ребенком в семье, проявляются демонстративность, тщеславие, одиночество, тоска, уныние.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п., но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.

При организации предметно-развивающей среды группы, учитывая традиционные принципы построения, нужно опираться на принцип паритета, предусматривающий одинаковое количество игр, пособий в зонах мальчиков и девочек, свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр. В построении среды необходимо учитывать субкультуру детства, не отвергать современные игрушки (биониклы, барби и т. д., но привносить утраченные («секретики», атрибуты с народных игр и т. д.). Гендерно-ориентированная организация игровой деятельности предполагает в первую очередь соответствие методов руководства и определения содержания игр и специфики игровых стилей детей разных полов. Так, необходимо удовлетворять потребность мальчиков в соревновательности, а педагогу-женщине хочется, чтобы «победила дружба». Нужно учитывать особенности игровой деятельности, обеспечивающей полноценное становление мужественности: большое количество участников, большая игровая конкурентность и корпоративность, конфликтность, применение физической силы в борьбе за лидерство и др. Игры девочек характеризуются меньшим количеством участников, спокойствием, невысокой корпоративностью; лидерство завоевывается вербальными переговорами и др.

Следующий аспект — это обогащение содержания игр, в которых ребенок практикует модель поведения, соответствующую его полу идентифицируя себя со взрослой моделью поведения (например, игры в тайные общества настоящих мужчин и женщин). Сложность связана с тем, что воспитателям-женщинам ближе игры семейно- бытовой тематики, в которых роль папы достаточно «сжата». В «мужских играх» (в индейцев, в войну полярников и т. д.) женщины-педагоги, скорее, видят источник бесполезной беготни, развития агрессивности и относятся к ним отрицательно. Необходимо раскрыть детям общественные и производственные сферы занятости мужчин, помогая осознать и возвысить значимость мужчины в семье. Большое значение имеет и педагогическое руководство военными играми, расширение тематики игр героического содержания («Ковбои», «Космонавты», «Богатыри» «Пожарные», «Спасатели» и др., в которых мальчики учатся смелости, выдержке, умению преодолевать трудности. Воспитатель, разъясняя детям функции военных и героических игр, делает акцент на гуманных чувствах, на том, что они оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Следующее направление — это организация сотрудничества детей обоего пола в совместных играх, в том числе и по семейно-бытовой тематике («Страна мальчишек, страна девчонок», «Автозаправка», «Ожидаем гостей», «Поездка семьи за город» и др.) и играх-драматизациях по сюжетам сказок, В играх-драматизациях по сюжетам сказок дошкольники получают возможность почувствовать переживания героев и установить связь между эталонами нравственного поведения в сказке и своим собственным поведением. Здесь важно преодолеть разобщенность между мальчиками и девочками в группе детского сада, возникающую главным образом из-за различия их игровых интересов. При этом каждая сторона сохраняет привлекающие ее роли, и в то же время дети разного пола вовлекаются во взаимодействие друг с другом.

Педагогическое общение с учетом гендерного подхода предусматривает внесение во взаимодействие специфических характеристик, продиктованных социально-половой ролью, воспитание чувства гордости за свой пол.

• В первую очередь — это работа по осознанию связи между именем ребенка и его социальной половой ролью. Так, воспитателями могут проводиться беседы с детьми «История твоего имени», «Значение имени», в честь какого святого ты названаю.

• Второй аспект — это полоориентированное обращение к ребенку вследствие чего он идентифицирует свое «Я» с определенной социальной ролью (мальчик — с «мужчиной», «сударем», «рыцарем», «джентльменом», девочка — с «дамой», «сударыней», «юной принцессой», «леди» и т. п.).

• Третий -это констатирование образа поведения в данной роли («ты же мужчина», «дамы всегда так поступают», помощь педагога в приобретении практического опыта полоролевого поведения («мальчики, пожалуйста, останьтесь, а девочки могут идти, так как тяжелую работу обычно выполняют мужчины»,

• Четвертый -опора на символы в общении с ребенком. Опираясь на символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка.

Символы мальчиков: свобода и путешествие (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, машины, самолеты, ракеты и др.)

враги (драконы, роботы, монстры, змеи);

сила и борьба (меч, копье, лук, стрелы, крепость);

победа (флаг, горн, крики «ура!»).

Символы девочек: материнство (куклы, невесты, детские кроватки или коляски);

женственность, изящество, легкость, нежность (воздушные шарики, птички, принцессы);

очаг и домашний уют (дом, стол, занавески, посуда);

достаток в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы);

женская красота (цветы, яркие губы, глаза, наряды).

• Пятый - учет эмоционально-коммуникативных особенностей детей разного пола. Так, мальчики кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор, отсюда потребность быстро снять напряжение, переключиться на продуктивную деятельность. В ответ на долгие нотации взрослых они «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию. У девочек резко нарастает общая активность всех структур мозга, они готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. В ответ на долгие нотации взрослых девочки реагируют слезами, гневом. В общении со взрослым мальчики ориентированы на конкретную информацию («Что вы расскажете на следующем занятии?»). Во время общения смотрят в сторону или перед собой. Девочки ориентированы на отношения между людьми, задают вопросы ради установления контактов («А вы к нам еще придете). Во время общения смотрят в лицо взрослого, ждут одобрения.

• И наконец - умеренность авторитарной позиции педагога в общении с мальчиками. В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность, в отношении женского — отбор шел на адаптируемость, воспитуемость. Поэтому девочки принимают не свойственную им стратегию решения задач,навязанную взрослыми, и в определенной мере справляются с заданиями. Мальчики в такой ситуации стараются уйти из- под контроля взрослого, не подчиниться ему.

Публикации по теме:

Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе режимных моментов Добрый день уважаемые коллеги, разрешите представить вам доклад, по теме моего самообразования. Тема: Гендерное воспитание детей старшего.

Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада Проблема гармонизации взаимоотношений полов является сегодня чрезвычайно важной во всем мире. Анализ научных исследований и современной.

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это развитие правильного восприятия малыша и формирование определенных представлений о свойствах.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Учеными давно доказано, что движения рук находятся в тесной связи с умственным развитием. Тонкая моторика отражает интеллектуальные способности.

Консультация «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в ДОО» «Ребенок – это зеркало семьи; как капля воды отражается в солнце, Так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» В. А. Сухомлинский.

Педагогический проект «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения» Введение Общеизвестно, что в возрасте 2 – 3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. И обозначает себя соответствующим.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Чтобы формировать музыкальные способности, необходимо их развивать у ребенка как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к музыкальной.

Консультация «Развитие речи детей дошкольного возраста» Справка по итогам диагностического среза развития связной речи детей старшего возраста(5-6) лет в логопедических группах МБДОУ. На основании.

Консультация для воспитателей «Социальное развитие детей старшего дошкольного возраста» Ключевые слова: социально-нравственное развитие, межличностные взаимоотношения, эмоциональный дискомфорт, социализирующие игры, коммуникативные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Гендерное развитие и образование детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 5 октября 2015 в 11:48
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД