светлана макаревич
Консультация «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов дошкольного образования на тему:
«Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»
Методический материал подготовила:
музыкальный руководитель
I квалификационной категории
Светлана Вячеславовна Макаревич
Публикация «Консультация „Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природной и социальной среды, в том числе, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в детском саду.
Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Помимо образовательных и воспитательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи :
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
На музыкальных занятиях возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.
Система музыкально- оздоровительной работы предполагает использование разнообразных здоровьесберегающих технологий, среди которых:
-валеологические песенки-распевки,
-дыхательная гимнастика,
-артикуляционная гимнастика,
-игровой массаж,
-пальчиковая гимнастика,
-речевые игры,
-музыкотерапия.
Валеологические песенки – используются в начале любого музыкального занятия. Цель распевок — подготовить голосовые связки к пению, развивать звуковысотный и ритмический слух. Несложные тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии.
Распевки: «Доброе утро», «Жук», «Петушок», «Та-та, два кота».
Я использую валеологичесие песенки как в начале занятия, так и вместо привычной физминутки.
Дыхательная гимнастика
Основными задачами дыхательных упражнений являются:
1. Укреплять физиологическое дыхание детей
2. Тренировать силу вдоха и выдоха
3. Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
4. Развивать продолжительный вдох.
Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает положительное влияние на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани, способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание. В ДОУ музыкальные занятия включают упражнения дыхательной гимнастики Б. Толкачева, А. Стрельниковой
Дыхательные упражнения:
• «Цветочный магазин» и. п. - стоя. Делая вдох, представляем себе, что нюхаем цветок. Выдох медленный и плавный.
• «Свеча» - задуть 3-5 свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.
• «Проколотый мяч». Нажимайте на воображаемый мяч ладонями легко, без усилий Выдох должен быть плавным, энергичным. Имитируйте звук «сссссс».
• Упражнение «Ладошки» по А. Н. Стрельниковой. Сопровождаем упражнение движениями по тексту - сжимаем ладошки на вдохе, разжимаем на выдохе.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели диагностики дыхательной системы, развития певческих способностей детей.
Артикуляционная гимнастика.
При разучивании песен на музыкальных занятиях часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки.
Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. Упражнения проводятся совместно с логопедом ДОУ, который помогает отобрать нужные упражнения для артикуляционной гимнастики и разучить их с детьми.
Артикуляционные упражнения:
1. Сжать губы трубочкой и раздвинуть в улыбку.
2. Трубочкой попытаться достать до носа, а потом опустить к подбородку.
3. Круговые движения «трубочкой» в одну сторону, потом в другую.
4. Почесать зубами верхнюю губу, потом нижнюю.
5. Произнося звук «О», языком двигаем, как маятником.
6. Чтоб сбросить напряжение произносим «прррр».
В результате такой работы укрепляются мышцы речевого аппарата, повышаются показатели развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание.
Игровой массаж.
Еще один интересный элемент музыкально- оздоровительной работы– ИГРОВОЙ МАССАЖ.
Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам.
В музыкально-образовательной деятельности используются различные виды массажа, что существенно помогает активизировать акупунктурные зоны, имеющие оздоровительную направленность. Массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем положительные сигналы сердцу, легким, печени, желудку и другим органам.
Выполнение массажных манипуляций улучшает циркуляцию крови, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того, массаж поднимает настроение и улучшает самочувствие ребенка. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку – слова пропеваются или же используется ритмодекламакция, а музыка звучит просто фоном. Можно использовать стихи, соответствующие времени года: «Дождь», «Вот на улице мороз», «Птицы с юга прилетали», «Приди Весна красная».
Подобные упражнения снимают мышечную закрепощенность, улучшают физическое самочувствие, снижают частоту заболеваний верхних дыхательных путей,
повышают защитные свойства всего организма.
Пальчиковая гимнастика.
Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымянного — на печень и почки, мизинца — на сердце.
Талантами нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие.
Пальчиковая гимнастика развивает речь ребенка, соединяет пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием.
Речевые игры.
Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Речевые игры, сопровождающиеся движениями, звучащими жестами (хлопками, щелчками, шлепками, звуками детских музыкальных инструментов) прекрасно развивает чувство ритма.
Дождь.
Дождик слабенький бывает, вот такой… /тихо и редко хлопаем в ладоши (половинные) или
ритмично играем на ложках, маракасах и т. д.
Ну-ка, хлопайте, ребятки, все со мной! /повторяем движение
А бывает дождик сильный, вот такой… /хлопаем в ладоши быстрее /(четвертные) или играем
на муз. инструментах
Снова хлопайте, ребятки все со мной!/повторяем движение
А еще бывают в небе чудеса -гром гремит и начинается гроза /топаем и хлопаем
одновременно (восьмые)
Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ.
Она способствует коррекции психофизического здоровья детей.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что
ЗВУКИ различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:
-звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности, физически взбодрить.
-Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы.
-Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная.
-Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце,
-а вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.
Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?
По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки.
При переутомлении и нервном истощении: «Утро» Э. Григ, «Полонез» М. Огинский.
При угнетённом, меланхолическом настроении: «К радости» Л. Ван Бетховен, «Аве Мария» Ф. Шуберт.
При выраженной раздражительности, гневности: «Сентиментальный вальс» П. Чайковский, «Лунный свет» К. Дебюсси.
При снижении сосредоточенности, внимания: «Времена года» А. Вивальди, «Сладкая греза» П. Чайковский.
Расслабляющее воздействие: «Прелюдия №17» Ф. Шопен, «Лебедь», «Аквариум», К. Сен-Санс, «Мелодия» К. Глюк.
Тонизирующее действие: Н. А. Римский-Корсаков. “Полет шмеля”, «Менуэт» Л. Боккерини, «Турецкий марш, В. Моцарт.
Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача ДОУ.
Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дало свои результаты.
Результатами этой работы являются:
1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями)
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
4. Повышение уровня речевого развития.
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.
Организация в детском саду музыкально- оздоровительной работы с использованием здоровьесберегающих технологий помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.