Папки-передвижки

Консультация «Изотерапия как вид арт-терапии в работе с дошкольниками»

Анна Калинкина
Консультация «Изотерапия как вид арт-терапии в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Современная концепция образования уделяет наибольшее внимание формированию умственные способности. В то время как развитие полноценной личности невозможно за пределами формирования ее психологической сферы. В дошкольном возрасте совершается формирование самосознания, создается “основа” личности, проявлением которого считаются чувства и эмоции.

В дошкольном воспитании эмоциональное формирование совершается, в том числе, и в креативных вариантах работы: выразительной, музыкальных упражнениях, хореографии и др. Одним из известных течений в прогрессивной педагогики и психологии считается арт-терапия, представляющая собой комплекс способов искусства и эмоциональных техник, физическая задача которой - корректировка психологического состояния и эмоционального самочувствия ребенка посредством творчества.

Публикация «Консультация „Изотерапия как вид арт-терапии в работе с дошкольниками“» размещена в разделах

Развитие настоящей личности, ее индивидуализирование взаимосвязано с возможностью детей осознавать и высказывать собственные эмоции и чувства. Арт-терапевтические способы в педагогической деятельности содействуют выявлению у детей психологического ресурса, возможностью проявления эмоций, настроений, чувств. В упражнениях согласно изобразительной деятельности данные способы применяются в целях гармонизации состояния и формирования нервной системы через психическое влияние искусством. Искусство существовало и остается одним из сильнейших средств эстетического обучения. Непосредственно через искусство совершается развитие вкуса, дошкольник обучается наблюдать и осознавать великолепное, прислушиваться к самому себе, к собственным эмоциям.

Выражение чувств опосредствованно “языком эмоций”. Эмоциональный опыт в ходе формирования человечества осуществился и в творениях искусства. В сознании ребенка, по мере их формирования, со временем фиксируются “чувственные эталоны” установленные в обществе средства внешнего выражения тех либо других психологических реакций. Данные же эталоны в ходе деятельности каждый ребенок соотносит с предметом изображения и надлежащим способом представляет его в рисунке.

Рисовать умеют не все, но каждый человек волей или неволей занимался этим. Уроки изобразительного искусства в школе, непроизвольное создание разных картинок шариковой ручкой на тетрадном листе во время скучной лекции или совещания, вырисовывание узоров на запотевшем или заснеженном окне — таких ситуаций можно привести в пример немало. Наблюдая за рисующими людьми, психологи сделали вывод, что в такие моменты с помощью графических и цветовых образов наружу выплёскивается всё самое сокровенное. Так в конце XIX века была создана изотерапия на стыке сразу трёх наук — психологии, психиатрии и искусствоведения.

В узком смысле слова изотерапия — это направление арт-терапии, использующее методы изобразительного искусства для нормализации психического состояния детей и взрослых. В широком смысле это и есть непосредственно сама арт-терапия, так как изначально она подразумевалась именно как работа с рисунками людей, нуждающихся в помощи психологов и психотерапевтов. Это позднее она обросла новыми течениями (танцевальная, песочная, драматическая, музыкальная и прочие терапии, так что пришлось выделять отдельную нишу и под живопись.

Изначально изотерапия использовалась в психиатрии для диагностики заболеваний душевнобольных (конец XIX века). Затем, оформившись в отдельное направление, она перекочевала в психотерапию как часть лечебного курса некоторых психических отклонений. На сегодняшний день применяется во многих сферах. Например, в психологии это один из методов и тестирования, и коррекции. Активно привлекается в социальной работе не только с детьми, страдающими девиантным поведением, но и с разными проблемными слоями населения, включая пожилых, инвалидов, лиц без определённого места жительства.

Основная цель изотерапии— извлечь из подсознания человека то, в чём он не признаётся даже самому себе, не говоря уже о том, чтобы с кем-то этим делиться. Иногда он не подозревает о тех проблемах, что хранятся в подкорках и мешают ему свободно наслаждаться жизнью.

Вот лишь некоторые задачи изотерапии:

1. помочь выплеснуть наружу всё скрытое и неосознанное;

2. выразить эмоции, чувства безопасным для себя и окружающих способом — снять цензуру «сверхконтроля»;

3. освободить от агрессии, нервозности, психологической зажатости, ревности, фобий, неуравновешенности — стабилизировать психическое и эмоциональное состояние;

4. развить коммуникативные навыки для социальной адаптации, восполнить дефицит общения;

5. поднять самооценку, избавить от комплексов;

6. способствовать самореализации;

7. помочь решить семейные проблемы;

8. раскрыть творческий потенциал, открыть новые возможности.

В зависимости от того, в работе с кем используется изотерапия, её задачи могут слегка корректироваться. Например, дошкольникам она помогает адаптироваться в окружающем мире, детям с ОВЗ — выразить свои эмоции,аутистам— признаться в собственных страхах, взрослым — стабилизировать своё состояние.

Занятия по изотерапии организуются с учётом основных принципов, на которых базируется данное направление.

1. Нельзя ставить задачу нарисовать красиво или правильно. Чем произвольнее будет изображение — тем точнее оно передаст то, что происходит внутри человека.

2. Не давать возможности самооценивания и критики («я не умею рисовать», «художник из меня никакой»).

3. Предоставить широкий ассортимент изобразительных инструментов. Их выбор может о многом рассказать: карандаш возьмёт педант или перфекционист, краски — свободолюбивая натура, фломастеры — склонный к неискренности и лжи.

4. Никаких линеек, циркулей и прочих чертёжных принадлежностей. Всё — исключительно от руки.

5. Создать соответствующую обстановку, чтобы не было отвлекающих факторов.

6. Психолог (психотерапевт) не должен вмешиваться в процесс рисования: нельзя ничего комментировать, уточнять, объяснять.

7. Обязательно, чтобы рисующий по окончании работы сам прокомментировал то, что он запечатлел. Иногда даже специалист может неправильно интерпретировать изображённое.

8. В групповых занятиях нельзя давать остальным участникам комментировать рисунки других без их согласия.

Чтобы отслеживать происходящие с человеком изменения, специалист собирает рисунки в отдельное портфолио, на основании которого регулярно делает выводы и поправляет курс коррекции или лечения.

При нарушении одного или нескольких принципов занятия по изотерапии могут оказаться совершенно бесполезными и неэффективными.

Данное направление часто используется для дошкольников в детских садах. Здесь основная задача изотерапии — помочь им адаптироваться в окружающем мире и социуме.

Что нужно знать, организуя занятия в этой группе:

- изотерапия — отличный способ для переключения внимания с одного вида деятельности на другой;

- она помогает дошкольникам устанавливать контакты друг с другом, разрешать конфликты;

- для развития творческих способностей полезно устраивать парные занятия, чтобы дети взаимодополняли друг друга в создании общего образа;

- взрослому тоже желательно рисовать вместе с детьми (для налаживания контакта и формирования доверия, а затем комментировать изображённое, обучая деток самоанализу и рефлексии;

- яркие краски и широкий выбор рисовальных инструментов поднимают ребёнку настроение и позволяют максимально раскрыться и

- самореализоваться.

Самое главное, что должны учитывать взрослые, организующие занятие изотерапии для детей дошкольного возраста, — это желание и творческий порыв самого ребёнка. Без этих составляющих дело можно считать проваленным. Заставлять рисовать ни в коем случае нельзя.

РЕКОМЕНДАЦИЯ. Есть научно-исследовательская работа «Изотерапия в коррекции и развитии психоэмоциональной сферы дошкольников» (автор — Н. Козлова, в которой подробно расписаны аспекты данного направления.

Публикации по теме:

Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»Проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Инновационный проект «Применение современных методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Автор проекта: зав. отделением.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Фотоотчет о кружковой работе по социально-коммуникативному развитию с элементами арт-терапииФотоотчет о кружковой работе по социально-коммуникативному развитию с элементами арт-терапии Арт-терапия один из самых «мягких» и, в то же время, глубоких методов, связанных с раскрытием творческого потенциала ребенка, высвобождением.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком Использование Су-Джок терапии в работе с незрячим ребенком. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слепых и слабовидящих.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Мастер-класс «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми. Создание Сказочной Страны» Мастер-класс: «Тестопластика как метод арт-терапии в работе с детьми и взрослыми: Создание Сказочной Страны». воспитатель Хавшабо Е. И.

Нейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольникамиНейрографика как метод арт-терапии в работе с дошкольниками Мы уделяем большое внимание физическому здоровью детей, но при этом без внимания остается его психологическое здоровье (психика, эмоции).

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Изотерапия как вид арт-терапии в работе с дошкольниками»
Опубликовано: 15 октября 2021 в 23:29
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Изотерапия как вид арт-терапии в работе с дошкольниками»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Калинкина (УИ 411083) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД