МААМ-картинки

Консультация логопеда для педагогов «Использование малых фольклорных жанров для формирования звуковой культуры речи»

оксана высоких
Консультация логопеда для педагогов «Использование малых фольклорных жанров для формирования звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы

2 слайд Понятие «Звуковая культура речи» включает произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, элементы культуры речевого сообщения.

Составные компоненты звуковой культуры речи – речевой слух и речевое дыхание, которые являются предпосылкой развития звучащей речи.

3слайд Работая с детьми, сталкиваюсь с рядом проблем развития речи дошкольников :

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

• неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

Публикация «Консультация логопеда для педагогов „Использование малых фольклорных жанров для формирования звуковой культуры речи“» размещена в разделах

• бедность речи, недостаточный словарный запас;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно;

неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

• плохая дикция.

4 слайд Детский фольклор – особая часть народной культуры, с его интересным содержанием, богатством фантазии, яркими художественными образами, незатейливыми по речевому содержаниями, доступных детям. С помощью фольклора взр. Легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие худож образы привлекают внимание, доставляют детям радость и удовольствие.

Его произведения имеют важное значение в:

* становлении и развитии личности каждого ребенка, его нравственных качеств;

* освоении им культурных богатств предшествующих поколений;

* развитии интереса к народному слову и народным обычаям;

* выражения в художественной форме своего видения мира, ознакомлении с окружающим;

* взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

* развитии речи детей.

5 слайд Малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые:

* дети с удовольствием повторяют звукосочетания, которыми богаты фольклорные произведения;

* легко заучивают и многократно произносят тексты;

* у них вырабатываются умения различать на слух близкие по звучанию слова;

* улучшается произношение и дикция;

* формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.

6 слайд фольклорные произведения условно можно разделить на 3 группы.

Произведения первой группы открываются колыбельными песнями.

Их назначение убаюкать, усыпить ребенка. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, “заинька”. Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а “котенька”, “коток”, “котик”, “котя”. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

7 слайд Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого (развивает ритм); потешки – с элементами сюжета, игры с пальчиками (“ладушки, ладушки…”; “идет коза рогатая…”, прибаутки, стишки, небылицы.

В них появляются перечисления, диалоги. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах (развитие словарного запаса). Слово в них передает звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Прибаутки, небылицы предлагают детям увидеть смешное в жизни и научится смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений и предположений – стихия этих стишков и песенок.

8 слайд Вторая группа, состоящая из произведений взрослых, ставших со временем детскими, включает в первую очередь заклички и приговорки.

Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Заклички выкрикивались хором, нараспев.

В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко.

Приговорки –общение с природой один на один. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием. Приговорка, построенная по принципу просьбы – пожелания, самым словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно, ласково к каждому растению в лесу, поле, огороде.

9 слайд Кричалки, веселки, звенелки, тараторки – новая ступень в познании ребенком мира. Теперь объектом его неосознанного внимания становится он сам. В быстро сменяющихся картинках жизни ребенка выражаются его переживания и эмоции: радость, счастье, восторг, упоение, удивление.

Это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слове. уважительное отношение к главным событиям детской жизни: ежедневному обряду вставания, умывания, одевания и т. д., к священному для детей ритуалу игры. И в этом смысле они являются насущной необходимостью и потребностью ребенка.

10 слайд Среди прочих жанров последней, третьей группы произведений можно назвать также жеребьевки, дразнилки, поддевки, пословицы и поговорки, загадки, а так же скороговорки, часть которых, хотя и создана взрослыми, но зато другая часть, несомненно, — творчество ребят.

В пословицах и поговорках собрана вся мудрость, живущая в народе, старинные пословицы употребляются в нашем языке и сегодня, они украшают нашу речь, делая ее богаче, разнообразней. Многие русские народные сказки заканчиваются пословицей или поговоркой.

Знакомясь с новыми пословицами и поговорками, дети рассматривают иллюстрации к ним, узнают, каким образом можно по ним составлять рассказы. Данные приёмы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формируют у детей умение соотносить название текста с содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром.

В одной фразе скороговорки нарочно совмещаются звуки трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Они учат четко, быстро и правильно говорить в игровой форме.

11 слайд Жеребьёвки или «сговоры» определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к представителям от каждой группы и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьёвки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц

12 слайд Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность«.

13 слайд Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и формирования звуковой культуры речи детей на начальном этапе их развития.

Ни в каких других произведениях не найти такого сочетания трудно произносимых звуков, продуманного по звучанию расположения слов. Использование малых фольклорных жанров дает потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию они могут широко использоваться при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения звуков.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Проект «Учись говорить правильно» 1. Краткая аннотация проекта «Учись говорить правильно» 2. Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме – формированию чистой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация логопеда для педагогов «Использование малых фольклорных жанров для формирования звуковой культуры речи»
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 14:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация логопеда для педагогов «Использование малых фольклорных жанров для формирования звуковой культуры речи»» (включая файлы) размещена пользователем оксана высоких (УИ 256420) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД