Лучший педагог года

Консультация логопеда для педагогов «Использование малых фольклорных жанров для формирования звуковой культуры речи»

оксана высоких
Консультация логопеда для педагогов «Использование малых фольклорных жанров для формирования звуковой культуры речи»

2 слайд Понятие «Звуковая культура речи» включает произносительные качества, характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи, элементы культуры речевого сообщения.

Составные компоненты звуковой культуры речи – речевой слух и речевое дыхание, которые являются предпосылкой развития звучащей речи.

3слайд Работая с детьми, сталкиваюсь с рядом проблем развития речи дошкольников :

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

• неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

Публикация «Консультация логопеда для педагогов „Использование малых фольклорных жанров для формирования звуковой культуры речи“» размещена в разделах

• бедность речи, недостаточный словарный запас;

бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно;

неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;

• плохая дикция.

4 слайд Детский фольклор – особая часть народной культуры, с его интересным содержанием, богатством фантазии, яркими художественными образами, незатейливыми по речевому содержаниями, доступных детям. С помощью фольклора взр. Легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие худож образы привлекают внимание, доставляют детям радость и удовольствие.

Его произведения имеют важное значение в:

* становлении и развитии личности каждого ребенка, его нравственных качеств;

* освоении им культурных богатств предшествующих поколений;

* развитии интереса к народному слову и народным обычаям;

* выражения в художественной форме своего видения мира, ознакомлении с окружающим;

* взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

* развитии речи детей.

5 слайд Малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – звуковые, речевые, смысловые:

* дети с удовольствием повторяют звукосочетания, которыми богаты фольклорные произведения;

* легко заучивают и многократно произносят тексты;

* у них вырабатываются умения различать на слух близкие по звучанию слова;

* улучшается произношение и дикция;

* формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.

6 слайд фольклорные произведения условно можно разделить на 3 группы.

Произведения первой группы открываются колыбельными песнями.

Их назначение убаюкать, усыпить ребенка. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, “заинька”. Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а “котенька”, “коток”, “котик”, “котя”. Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

7 слайд Пестушки связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки – с подскакиванием на коленях у взрослого (развивает ритм); потешки – с элементами сюжета, игры с пальчиками (“ладушки, ладушки…”; “идет коза рогатая…”, прибаутки, стишки, небылицы.

В них появляются перечисления, диалоги. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице. Предметы домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору и в поле обрисованы предельно кратко, только в главных определяющих чертах (развитие словарного запаса). Слово в них передает звук, движение, цвет, объем и даже вкус. Прибаутки, небылицы предлагают детям увидеть смешное в жизни и научится смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений и предположений – стихия этих стишков и песенок.

8 слайд Вторая группа, состоящая из произведений взрослых, ставших со временем детскими, включает в первую очередь заклички и приговорки.

Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Заклички выкрикивались хором, нараспев.

В отличие от них, приговорки произносились индивидуально и негромко.

Приговорки –общение с природой один на один. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состояла в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием. Приговорка, построенная по принципу просьбы – пожелания, самым словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно, ласково к каждому растению в лесу, поле, огороде.

9 слайд Кричалки, веселки, звенелки, тараторки – новая ступень в познании ребенком мира. Теперь объектом его неосознанного внимания становится он сам. В быстро сменяющихся картинках жизни ребенка выражаются его переживания и эмоции: радость, счастье, восторг, упоение, удивление.

Это эмоции и переживания ребенка, запечатленные в слове. уважительное отношение к главным событиям детской жизни: ежедневному обряду вставания, умывания, одевания и т. д., к священному для детей ритуалу игры. И в этом смысле они являются насущной необходимостью и потребностью ребенка.

10 слайд Среди прочих жанров последней, третьей группы произведений можно назвать также жеребьевки, дразнилки, поддевки, пословицы и поговорки, загадки, а так же скороговорки, часть которых, хотя и создана взрослыми, но зато другая часть, несомненно, — творчество ребят.

В пословицах и поговорках собрана вся мудрость, живущая в народе, старинные пословицы употребляются в нашем языке и сегодня, они украшают нашу речь, делая ее богаче, разнообразней. Многие русские народные сказки заканчиваются пословицей или поговоркой.

Знакомясь с новыми пословицами и поговорками, дети рассматривают иллюстрации к ним, узнают, каким образом можно по ним составлять рассказы. Данные приёмы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формируют у детей умение соотносить название текста с содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром.

В одной фразе скороговорки нарочно совмещаются звуки трудные для выговаривания именно своим сочетанием. Они учат четко, быстро и правильно говорить в игровой форме.

11 слайд Жеребьёвки или «сговоры» определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к представителям от каждой группы и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьёвки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц

12 слайд Детские дразнилки прочно связаны с игровым детским фольклором – потешками, считалками, небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающей действительности. Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, бурно веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность«.

13 слайд Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и формирования звуковой культуры речи детей на начальном этапе их развития.

Ни в каких других произведениях не найти такого сочетания трудно произносимых звуков, продуманного по звучанию расположения слов. Использование малых фольклорных жанров дает потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию они могут широко использоваться при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения звуков.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

Проект «Учись говорить правильно» 1. Краткая аннотация проекта «Учись говорить правильно» 2. Актуальность проекта. Проект посвящен актуальной проблеме – формированию чистой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация логопеда для педагогов «Использование малых фольклорных жанров для формирования звуковой культуры речи»
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 14:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД