Светлана СТЕЛЬМАХ
Консультация музыкального руководителя «Игры с пением» для педагогов детского сада к Международному Дню голоса
▼ Скачать + Заказать документы
Детям, особенно в младшем возрасте, свойственно моторное восприятие музыки, большое стремление к движениям, подвижным играм.
В музыкальных играх содержание игры и характер движений определяются музыкой. К музыкальным играм относятся игры с пением, проводимые под пение педагога и детей.
Публикация «Консультация музыкального руководителя „Игры с пением“ для педагогов детского сада к Международному Дню голоса» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Темочки
С помощью этих игр у детей развивается интерес к пению, к музыке, воспитывается музыкальный слух, память, чувство ритма, голос, умение правильно исполнять мелодию.
Дети учатся в этих играх передавать в движении художественный образ, общий характер музыки (весёлый, бодрый, спокойный, форму (запев, припев) и отдельные средства музыкальной выразительности - скорость звучания (темп, громкость звучания (динамику, соотношение звуков по времени (ритм). Но самое главное – через игру песня входит в быт детского сада и семьи, исполняется без инструментального сопровождения, разумеется, если мелодия несложная.
К сожалению, порой, педагоги недооценивают игры с пением и не знают их репертуара. Но усвоить несколько песен к играм по силам каждому воспитателю.
Практика показывает, что, рекомендованные в программе игры с пением и хороводные, порой, не захватывают детей, имитационные движения их не удовлетворяют, особенно в старшей группе имитация, например, трудовых процессов их мало увлекает.
Дети любят игры, в которых есть действие, ловля или прятки, выбор нового водящего.
В играх «Теремок», «Кот Васька» детей привлекают выступления в разных ролях, развитие сюжета и момент ловли.
В играх «Весёленький платочек» Я. Жабко, «Как на нашем на лугу» Л. Бирновой детям очень нравится задорный характер и индивидуальное исполнение роли, когда ребёнок смеётся и пускается в пляс.
В играх «Водят мышки хоровод» И. Бодраченко, «Колпачок» детей восхищает то, что водящий в игре воспроизводит все действия, о которых они поют.
Любимы детьми игры с пением «Мы по лесу идём», «Медведь, угадай, кто поёт», в которых в занимательной форме развиваются не только певческие навыки, но и тембровый слух.
Часто воспитатели «сетуют» на отсутствие времени для этого вида игр. В тёплое время года такие игры могут гармонично дополнить содержание прогулки на игровой площадке.
Когда петь на улице нельзя, удобнее всего проводить игры во вторую половину дня. Если такая игра возникает по инициативе детей, воспитатель её поддерживает, регулирует. Игры с пением можно проводить сразу после дневного сна, или перед уходом на прогулку.
Если погода не позволяет выйти на прогулку днём, игру с пением следует включить в первую половину дня.
Иногда игры с пением даются в конце физкультурного занятия. Песню для игры надо сначала выучить на музыкальных занятиях. Прежде чем играть под эту песню, надо предложить детям показать имитационные движения, соответствующие тексту. Например, перед игрой «Кот Васька» ребёнок изображает, как кот умывается, подкрадывается.
Или перед игрой «Козлята и волк» сначала два-три ребёнка представляют, как движется волк. Затем эти действия могут выполнить все мальчики, а девочки, оценив, выбирают «лучшего» Волка. Девочку на роль Козочки можно выбрать таким же способом. Можно предложить некоторым детям показать, как они представляют себе движения персонажей (Волка, Козы, козлят) в соответствии с характером музыки. Других детей можно спросить, кто из ребят исполнял движение лучше, кто точнее предал образ. Такой вариант игры позволяет активизировать в игре всех детей, побуждать их к творческим проявлениям, к объективной оценке выразительности движений другими детьми. В своё время, воспитатель, музыкальный руководитель отмечают, кто из детей выразительно показывал движения, а кому они ещё не удались. Если дети затрудняются в передаче того или иного образа в игре, то взрослые участники игры могут сами показать, как это сделать. Но не следует требовать, чтобы дети в точности копировали движения взрослых. Надо стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок передавал образ по-своему.
В младшей группе игры в основном проводятся под пение воспитателя, в средней, старшей группах - под пение детей и воспитателя. Дети в этих группах сначала разучивают песню на музыкальных занятиях и затем проводят под неё игру. В младшей группе песню предварительно не разучивают. Под пение самих детей можно проводить игры только со спокойными, плавными движениями: ходьбой, несложными наклонами корпуса, подниманием и опусканием рук. Если в игре встречается бег, подпрыгивание, надо делить детей на подгруппы - одни поют, другие играют, так как бег и прыжки не совместимы с пением по причине затруднения дыхания при движении. При повторении игры подгруппы меняются ролями. Нередко группа поющих детей увлекается игрой настолько, что перестаёт петь. Тогда воспитатель, не прерывая игры, включается в пение.
Игры с пением должны проводиться без музыкального сопровождения, но разучиваться при помощи музыкального инструмента. С этой целью можно использовать металлофоны, детские аккордеоны, электронные пианино.
Кроме того, целесообразно использовать разнообразные пособия и игрушки, действия с которыми интересны детям. Это платочки, косынки, кубики, ложки, погремушки, колокольчики, палочки, ленточки, бубны, и т. д. («Серебристый колокольчик», «Лучик солнышка гуляет» Я. Жабко, «Гульня з бубнам». С. Галкиной, «Дудочка-дуда» М. Картушиной, «Гарлачык», «Весёлый бубен»). Используются и мягкие игрушки: кукла, мишка, зайчик, лиса и др. («Лисичка и синички», «Мышка и кошка» М. Картушиной). Шапочки животных, птиц, насекомых, овощей тоже обогащают игры детей (игры «Птичка, не зевай!», «Курки, поспешите», "Лежебока, вставай" Я. Жабко, «Весёлый огород»).
Использование пособий, игрушек дает нам возможность максимально разнообразить детские игры.