Консультация «Если хочешь быть здоров-закаляйся!»

Фарахутдинова Эльвира Гилмхановна
Консультация «Если хочешь быть здоров-закаляйся!»

Консультация на тему : «Если хочешь быть здоров - закаляйся

«Здоровье самое ценное, что есть у нас есть»

Н. А. Семашко

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье.

Здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Чтобы повысить тонус, стать жизнерадостным, преградить простуде все пути к своему организму, нужно обязательно использовать самое универсальное природное средство – закаливание. Закалённый человек мало подвержен любым заболеваниям.

Поэтому закаливание организма можно с уверенностью отнести к привычкам здорового образа жизни.

Воздействие солнца, воздуха и воды на организм человека (в разумных приделах, формах и дозировках) очень полезно.

Давно известно, что здоровье человека на 10 – 20% зависит от наследственности, 10- 20% - от состояния окружающей среды, 8 – 12% - от уровня здравоохранения и 50 – 70% - от образа жизни.

Здоровый образ жизни – это рациональное питание, занятие спортом, отказ от вредных привычек и закаливание. Закаливание – это научно обоснованная система использования физических факторов внешней среды для повышения сопротивляемости организма к инфекциям. Закаливание – обязательный элемент физического воспитания, так как имеет большое значение для укрепления здоровья и, увеличения работоспособности, улучшение самочувствия, настроения и бодрости.

Закаливание, как фактор повышения сопротивляемости организма к различным метеорологическим условиям, использовалось с древних времён.

История развития учения о закаливании.

Начало представлениям о закаливании человека положил Гиппократ. Его заслуга в том, что он систематизировал имеющийся материал по использованию холодной воды в целях укрепления здоровья. Закаливанию он отводил большую роль и в профилактики самых разных заболеваний. По его мнению, особой целительной силой

Обладают холодные закаливающие процедуры, а «холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобоподобвижным». На этом основании он предостерегал от нежелательных последствий, нахождения в тепле. Гиппократ писал, что у тех, кто часто держит себя в тепле, происходят следующие вредные последствия: изнеженность мышц, слабость нервов, обмороки, кровотечения. Взгляды Гиппократа нашли дальнейшее развитие в трудах его учеников и последователей.

Труды величайшего учёного Авиценны, представляют важную веху в развитии учения о закаливании. В своём всемирно известном «Каноне врачебной науки» он привёл в стройную систему все знания и практический опыт по использованию закаливания и предпринял попытку создать основные правила закаливающих процедур. На уровне знаний того времени он анализировал также и физиологические механизмы закаливания. По мнению Авиценны закаливание нужно начинать летом, а главным средством он считал воду и наиболее эффективную форму её использования – купание, для тренировки сосудов и теплорегуляции.

В эпоху Возрождения закаливание рассматривалось уже как одна из важных задач, составляющих систему воспитания. Кампанелла, Локк и др. отводили закаливанию большое место в воспитании детей.

Ценный вклад в развитии учения о закаливании внёс знаменитый немецкий врач Гуфеланд. Его заслуга особенно велика в популяризации и пропаганде закаливания. В своём труде «Искусство продления человеческой жизни» в качестве одного из важнейших средств профилактики многих заболеваний, он отмечал закаливание.

Развитие представлений о закаливании в России проходило самобытным путём, предтечей учения о закаливании явилась народная медицина. В памятниках отечественной культуры таких, как «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Гражданство обычаев детских», «Юности честное зерцало» и др. содержатся положения предупредительной медицины, рекомендации по воспитанию детей здоровыми и закалёнными.

В трудах русских просветителей, таких, как Бецкой и Новиков, большое внимание отводилось закаливанию, в частности закаливанию детей. По их мнению, закаливание не только повышает устойчивость организма к холоду, но и в известной мере формирует характер человека.

Когда же начинать закаливание?

• Когда заболел простудными заболеванием?

• Когда пошёл в школу ребёнок?

• Никогда не поздно начать

• С рождения? - с рождения, а вообще никогда не поздно?

Формы и правила закаливания.

При систематическом закаливании у организма вырабатывается иммунитет. Многие врачи говорят, что закаливать детей необходимо с рождения. Но даже 2-3 года 10-15, 20 – 30 лет, начать никогда не поздно. В закаливании, как и в любом процессе, есть своя мера.

Существует несколько форм закаливания: воздухом, водой, солнцем. Некоторые из них рассмотрим.

Вполне возможно, что дети зимой ходят в одних трусиках и маечке дома, это тоже одна из форм закаливания – закаливание воздухом.

Самое распространённое закаливание воздухом включает в себя:

- систематические прогулки на улице, вне зависимости от погоды,

- воздушные ванны,

- хождение босиком,

- сон на свежем воздухе.

Закаливание водой включает в себя:

- обтирания,

- обливания,

- контрастный душ,

- полоскание горла,

- плавание.

Закаливание солнцем включает в себя:

- солнечные ванны.

Закаливание солнцем основывается на контрасте температур, которых можно достичь чередованием: солнечных ванн, отдыхом в тени и плавание.

Существуют общие правила и противопоказания закаливания.

Правила закаливания:

- закаливаться нужно постепенно,

- нельзя начинать закаливаться во время болезни,

- начал закаливаться – не бросай и не делай перерывов,

- используй разные средства закаливания: солнце, воздух и воду, соответственно сезону.

Закаливание воздухом.

При закаливании воздухом следует, прежде всего. учитывать анатомо – физиологические особенности организма человека. Воздух как средство закаливания полезен с первых дней жизни. Этот вид закаливания:

- усиливает обмен веществ,

- укрепляет нервную и сердечно – сосудистую системы.

Рекомендации по поведению закаливания воздухом:

Виды ванн Температура Продолжительность

горячие свыше +30 1мин. -10мин.

тёплые + 25 - +30 5мин. - 15 мин.

нейтральные +21 - +24 10мин. – 2 ч.

прохладные +16 - +20 15мин. – до 1ч.

холодные +14 - +15 3 мин. -30мин

Правила закаливания воздухом.

- закаливающее действие зависит не только от температуры воздуха, но и от влажности и скорости ветра;

- приём воздушных ванн следует начинать в проветренном помещении, а по мере закаливания, переходить на открытый воздух. Физические упражнения во время процедур дают им гораздо больший эффект;

- если при закаливании воздухом появилось чувство озноба, необходимо выполнить пробежку и какие – либо упражнения.

Необходимо следить, чтобы помещение, в котором находитесь, постоянно проветривалось. Если наружный воздух не слишком холодный, то даже в присутствии детей нужно открывать форточки, ни в коем случае нельзя изнеживать детей. Одежда как в помещении, так и на прогулку должна соответствовать температуре, чрезмерное укутывание ведёт к перегреванию организма, что в свою очередь предрасполагает к простудным заболеваниям.

Одно из эффективных средств закаливания – дневной сон на свежем воздухе летом.

Ещё одна из форм закаливания воздухом - хождение босиком:

- после дневного сна - хождение по массажным дорожкам;

- летом - хождение босиком по траве, по песку, по камешкам на улице.

Следующий вид закаливания – закаливания водой.

Этот вид закаливания является своеобразной гимнастикой, которая тренирует кожу, улучшает питание и деятельность клеток, улучшает обмен веществ организме, на клеточном уровне.

Формы закаливания водой:

- влажные обтирания (конечностей и общее);

- обливание ног;

- общее обливание и контрастный душ;

- умывание и полоскание горла;

- плавание в бассейне и открытых водоёмах.

Один из самых распространённых и простых видов закаливания водой – обтирание, для этого необходимо:

- полотенце, губку или специальную рукавицу смочить водой в и отжать;

- производят обтирание рук, шеи, живота, спины, ног;

- после влажного обтирания производят растирание сухим полотенцем донебольшого покраснения.

Влажные обтирания проводят:

- начальная температура - +32 - +30 зимой, +28 - +26 летом

- конечная температура - +22 - +20 зимой, +18 - +16 летом.

Обтирания полезно проводить утром после зарядки.

Обтираться можно как водой, так и снегом зимой.

Ещё один из видов закаливания – контрастный душ.

Более любимый и реальный вид закаливания водой – плавание, в бассейнах и в открытых водоёмах, зимой – моржевание.

Следующий вид закаливания – солнцем.

Самый распространённый вид закаливания летом – принятие солнечных ванн,

воздействие солнечными лучами на организм человека в лечебных и профилактических целях. Солнечные ванны в тёплое время года обладают такими полезными целебными свойствами, которых не имеет ни один другой природный фактор оздоровления. Профессор Саркизов – Серазин говорил: «Там, куда часто заглядывает солнце, нечего делать врачу». Солнечная энергия является постоянно действующим фактором внешней среды человека. оказывает решающее влияние на жизнедеятельность его организма. Учёные уже давно заметили, что люди надолго изолированные от солнца, перестают получать витамин Д, в результате чего неизбежно возникают нарушения нормальной деятельности различных органов, уменьшается количество извести в костях, значительно замедляются сроки заживления ран, повышается склонность к простудным заболеваниям. Поэтому предупреждение «солнечного голодания» является обязательным условием закаливания.

Солнечные лучи, воздействуя на обнажённое тело, вызывают сложные физиологические процессы:

Повышение температуры тела, снижение кровяного давления в результате расширения сосудов, усиление обмена веществ и потоотделения, увеличение количества красных кровяных телец, повышение гемоглобина. Однако эти положительные, явления возникают только при соблюдении правильной дозы облучения. При перегрузке же может наступить ряд противоположных негативных процессов с появлением головных болей, утомляемости, сонливости, раздражительности, ожогов, потерей аппетита.

Лучшим временем для приёма солнечных ванн является в средней полосе летом утренние часы (7 – 11ч., весной и осенью (11 – 14ч.). В жаркие дни приятнее и полезнее загорать при лёгком ветре(2-3м. всек.). Ветер препятствует перегреву и ожогам, испаряя обильный пот с поверхности кожи. Загорать следует спустя полтора часа после еды и прекращать сеанс за час до еды.

Первый сеанс закаливания солнцем не должен продолжаться больше 5мин. Последующие сеансы можно увеличить на 5-10 мин., и так до полутора часов. Здоровые люди могут принимать солнечные ванны дробными дозами, общей продолжительностью до 2-3 часов в сутки.

Продолжительность солнечных ванн зависит не только от температуры воздуха, но и от влажности и скорости ветра.

После солнечных ванн приятно и полезно искупаться, облиться прохладной водой, отдохнуть в тени. Отдых в тени и принятие солнечных ванн полезно чередовать.

Существует ряд заболевание, при которых к сожалению солнечные ванны противопоказаны: пороки сердца, острые заболевания, сильная возбудимость нервной системы и раздражимость, мигрень, болезни почек, туберкулёз, кожные заболевания.

Закаливание в детском саду.

Закаливание в детском саду - один из действенных методов укрепления иммунитета и профилактики заболеваний. Закаливание в детском саду может проводиться при определённых условиях:

1. Закаливание в д/с должно проводиться регулярно. Перерыв в закаливании уменьшает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

2. Закаливание в д/с должно начинаться со слабых раздражителей и затем переходить к более сильным. Это касается постепенного понижения температуры воды, помещения;

3. Закаливание в д/с должно учитывать индивидуальные особенности организма и здоровья ребёнка. Залогом успешного закаливания является также положительный настрой ребёнка, за который во многом ответственен воспитатель и родители. Взрослые должны показать пример, если взрослые сами принимают воздушные и водные процедуры, то ребёнок без принуждения и страха последует их примеру;

4. На закаливание в д/с должен дать «добро» врач и родители.

Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребёнку не рекомендуется, а именно:

- если ещё не прошло 5 дней после заболевания или профилактической прививки,

- если ещё не прошло 2 недель после обострения хронического заболевания,

- если карантин в детском саду,

- если температура у ребёнка повышенная,

- если у ребёнка страх перед процедурой.

Формы закаливания, которые возможно использовать в детском саду.

Это все те же ранее перечисленные формы:

- воздухом (прогулки, воздушные ванны, сон на свежем воздухе, хождение босиком,

- водой (влажные обтирания, обливание ног, умывание, полоскание горла, плавание в бассейне,

- солнцем (солнечные ванны с чередованием отдыха в тени).

В детском саду закаливание проводится практически целый день разными средствами: приём в тёплое время года – на улице, прогулки, в группах регулярно проветривается. поддерживается температурный режим, после сна дети принимают воздушные ванны и ходят по массажным дорожкам босиком, моют и обливают ноги, полощут горло и рот, умываются.

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЦКМ «Если хочешь быть здоров» «Здоровье надо беречь». Формирование целостной картины мира Тема: «Если хочешь быть здоров" Подготовила: Ябагиева Альфия Асанбиевна.

Конспект занятия «Если хочешь быть здоров» «Если хочешь быть здоров» Программное содержание: • Способствовать формированию у детей потребности быть здоровым. • Продолжать расширять.

Фотоотчёт о проекте «Если хочешь быть здоров…»Фотоотчёт о проекте «Если хочешь быть здоров…» Чтоб здоровье раздобыть, Не надо далеко ходить. Нужно нам самим стараться, И всё будет получаться. Актуальность: дети интересуются темой.

Игровой досуг для детей среднего возраста «Если хочешь быть здоров» Задачи: Учить детей беречь свое здоровье; Воспитывать позитивное отношение к здоровому образу жизни; Учить соблюдать правила личной гигиены;.

Конспект НОД «Если хочешь быть здоров…» с использованием ИКТ Цель: воспитание у детей эмоционально положительного отношения к физической культуре Задачи: 1. Закреплять умения ходить и бегать с согласованными.

Лэпбук «Если хочешь быть здоров»Лэпбук «Если хочешь быть здоров» Мой первый лэпбук. Хочу поделится с вами дорогие коллеги и гости моей страницы. Лэпбук посвящен теме здоровья, что сейчас немаловажно знать.

НОД в младшей группе «Если хочешь быть здоров». Программное содержание: совершенствовать диалогическую речь детей. Учить поддерживать беседу, задавать вопросы, правильно отвечать на вопросы;.

Проект во второй младшей группе: «Если хочешь быть здоров» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего.

Спортивное развлечение «Если хочешь быть здоров…» для подготовительной группыСпортивное развлечение «Если хочешь быть здоров…» для подготовительной группы Цель: Формировать понятие о здоровом образе жизни для здоровья человека. Задачи: Закрепить представления детей о влиянии на здоровье.

Тематическое планирование для средней группы «Если хочешь быть здоров — закаляйся, спортом занимайся!» Тематическое планирование для средней группы: "«Если хочешь быть здоров – закаляйся, спортом занимайся!" Планирование согласно примерной.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Русские народные сказки
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация «Если хочешь быть здоров-закаляйся!»
Опубликовано: 8 сентября 2017 в 13:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовки выставки, посвященной образованию Калининградской области в...
7 апреля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Кёнигсбергская область, а 4 июля 1946 года её переименовали в...
Детский мастер-класс «Подарок маме — «Зеркальце» (аппликация во второй младшей группе)
Подарок маме Моя мама всех милее, Всех румяней и белее! Очень мамочку люблю, Зеркальце ей подарю! Интернет-ресурс. Цель: учить путем...
Стихи для детей «Весенний перезвон», «Март — утро Весны»
ВЕСЕННИЙ ПЕРЕЗВОН Солнцем ярким день пронизан, Все проталины видны. Капли капают с карнизов Песня звонкая весны: -Динь- динь - дон! Дон- дон! Обрывает...
Конспект занятия по аппликации «Лошадка в яблоках»
Программные задачи:познакомить детей с разными материалами для выполнения аппликации, продолжать учить вырезать округлые формы из квадрата, развивать...
Мастер-класс «Праздничные сердечки» из пайеток, пуговиц и бисера
Мастер класс "Праздничные сердечки" из пайеток, пуговиц и бисера. Дарю тебе сердце На листике белом, Дарю тебе сердце, Что хочешь с ним делай....