МААМ-картинки

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-логопедической деятельности»

Янина Макарова
Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-логопедической деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, агрессивно воздействуют на здоровье дошкольника.

Публикация «Консультация „Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-логопедической деятельности“» размещена в разделах

Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Существует множество различных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников :

- внутренние (педагогические, физиолого – гигиенические, психологические);

- внешние (экологические, экономические, социальные).

Принципы здоровьесбережения :

- Не навреди!

- Принцип триединого представления о здоровье.

- Непрерывность и преемственность.

- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.

- Комплексный, междисциплинарный подход.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей.

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями речи.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

Перейдём к особенностям развития детей с речевыми недостатками.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;

- нарушение дыхания и голосообразования;

- нарушение общей и мелкой моторики;

- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

- повышенная утомляемость;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);

- нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:

- нарушение оптико – пространственного праксиса;

- неустойчивость внимания;

- расстройство памяти (особенно слуховой)

- несформированность мышления;

- задержка развития воображения.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты :

1. Артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию

(нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки

подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

2. Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения.

На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

3. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

4. Развитие мелкой моторики.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.

У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

5. Су – джок терапия.

Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

6. Биоэнергопластика

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

7. Самомассаж.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

* Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

* Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

* Можно использовать без специального медицинского образования.

8. Релаксация.

Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Все вышеперечисленные компоненты проводятся ежедневно, либо меняются в течение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.

В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии :

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

- развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Рамножество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даё т положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики,

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.

Таким образом, применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.

Публикации по теме:

«Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие педагогические технологии в работе с детьми». Консультация для воспитателей МОУ-СОШ №6 г. Маркса структурное подразделение МДОУ – д /с №16 г. Маркса «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие педагогические.

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в повседневной жизни детей дошкольного возраста» Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Консультация для родителей «Здоровьесберегающие образовательные технологии» Консультация для родителей «Здоровьесберегающие образовательные технологии» В работе используются элементы здоровьесберегающей технологии.

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Контроль за состоянием здоровья детей- основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в ДОУ. К основным показателям.

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Мастер-класс.

Проект «Здоровьесберегающие технологии в театрализованной деятельности» Здоровьесберегающие технологии в театрализованной деятельности Длительность: 3 месяца Участники проекта: музыкальный руководитель, педагоги,.

Здоровьесберегающие и игровые технологии в процессе организации коррекционно-образовательной деятельности .

Здоровьесберегающие технологии в деятельности педагога Злравствуйте! Я надеюсь, что после того как прочитаете мою статью вы будете активно применять представленный материал в вашей работе. Начнем.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» П. ХАНЫМЕЙ, ПУРОВСКОГО РАЙОНА Тема:.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной образовательной деятельности Работа по сохранению и укреплению здоровья Применение здоровьесберегающих технологий в процессе музыкальной образовательной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-логопедической деятельности»
Опубликовано: 8 августа 2017 в 14:04
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-логопедической деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем Янина Макарова (УИ 498311) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД