Фролова Марина Александровна
Консультация на тему «Методы и приемы для более успешной адаптации малышей к детскому саду» (первая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему (первая младшая группа
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Публикация «Консультация на тему „Методы и приемы для более успешной адаптации малышей к детскому саду“ (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Адаптация к детскому саду – нелегкое время, как для каждого ребенка, так и для родителей. Поступление ребнка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания.
Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Анализируя небольшой педагогический опыт работы, я решила раскрыть наиболее волнующую для меня тему - адаптации ребенка к детскому саду. И обозначила проблему следующим образом : - какие существуют методы и приемы для более успешной адаптации малышей к детскому саду.
Метод в педагогике – это система способов взаимодействия на поведенческую сферу человека, направленная на реализацию воспитательных и образовательных задач.
1. Словесный метод обращен к познанию ребенка, помогает осмыслить поставленную задачу и сознательно выполнить задание, используется в тесной связи с наглядным методом. Ребенок, который понимает мои объяснения, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт со мной и детьми, чувствует себя лучше, адаптируется легче, чем ребенок, не владеющий речью.
2. Наглядный метод обеспечивает яркость восприятия, что связано с особенностями детского мышления.
3. Игровой метод занимает большое место в играх с дидактическими игрушками: башенками, матрешками, цветными шарами, вкладышами. В них дети приобретают практический чувственный опыт различения величины, цвета, формы, учатся обозначать эти качества словом. Игровая деятельность, как в индивидуальной, так и в групповой форме в первую очередь, направлена на знакомство и сплочение детей друг с другом и воспитателем.
Игровой метод можно разделить на 2 группы:
Первая группа:
-Коллективные и подвижные игры: «Пузырь», «Поезд», «Зайка» и т. д. формируют эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю, а также развивают координацию движений, переключают внимание, удовлетворяют потребность малыша в движении. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем.
-Игровые ситуации максимально приближенные к типовым сюжетам из реальной жизни: «Мишка заболел», «Кукла хочет спать», «Погладим белье», создают доброжелательное отношение с окружающими и сверстниками, учат новым способам взаимодействия друг с другом, развиваются такие параметры игровой деятельности, как владение игровыми навыками, действий воображаемой ситуации, самостоятельности выбора предмета- заместителя.
Вторая группа: (релаксационные игры, которые помогают детям справиться с напряженной и стрессовой ситуацией в период привыкания).
- Песочная терапия, сухой бассейн. Песок и сухой бассейн - прекрасное психопрофилактическое средство, которое снимают мышечную напряженность, развивают тактильные ощущения и мелкую моторику.
- Игры с крупой и мелкой мозаикой, нанизывание шариков на шнур, соединение деталей крупного конструктора, с матрешками, с прищепками и др. – монотонные движения руками и сжимание кистей рук, затормаживают отрицательные эмоции, развивают и способствуют творческому процессу.
- Успокаивающее и расслабляющее действие вызывают игры с пластилином, который можно рвать, мять и лепить из него.
- Музыкальные занятия, звукоподражание, подпевание, слушание музыки действуют на ребенка в направлении развития.
Прием в педагогике – это практический механизм применения воспитательно-образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам.
- Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п.
- Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
- Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.
- Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.
- Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашают сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличивается постепенно, также постепенно новичка приучают к системе требований детского сада.
- В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.
Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими;
• Играет.
Вывод:
Адаптация – сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Необходимо выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении.
Для успешной адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. К началу раннего возраста ребёнок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остаётся связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого.
Психолого-педагогическими условиями адаптации детей к дошкольному учреждению являются: учёт их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, факторов «риска», усложняющих адаптацию; организация взаимодействия ДОУ и семьи; консультирование родителей и воспитателей по проблеме адаптации детей раннего возраста.
Детский сад должен стать реальной, а не декларируемой, открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества зависит во многом от взаимных установок семьи и детского сада. Потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - дошкольные учреждения и семья. Однако эта потребность бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Значит, необходимо создавать условия, обеспечивающие удовлетворение этой потребности.