Получи документы

Консультация «Развитие межличностных отношений между детьми дошкольного возраста в ходе игрового взаимодействия»

калинина любовь
Консультация «Развитие межличностных отношений между детьми дошкольного возраста в ходе игрового взаимодействия»

Консультация на тему : «Развитие межличностных отношений между детьми дошкольного возраста в ходе игрового взаимодействия».

Подготовила: Калинина Л. П.

Актуальность.

Публикация «Консультация „Развитие межличностных отношений между детьми дошкольного возраста в ходе игрового взаимодействия“» размещена в разделах

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес. Поэтому и проблема межличностных отношений, которая возникла на стыке ряда наук - философии, социологии, социальной психологии, психологии личности и педагогики, - одна из важнейших проблем нашего времени. Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. У многих педагогов, воспитателей детских садов имеется дефицит знаний о развитии межличностных отношений в группах дошкольников.

Особенности взаимоотношений между детьми дошкольного возраста.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Общение мальчиков и девочек. В конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности, но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативность. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации.

Отношение к сверстникам. Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

В младшем дошкольном возрасте (эмоционально- практическая форма общения) ребенок ждет от сверстника соучастия в своих забавах и жаждет самовыражения. Ему необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям и, действуя с ним вместе или попеременно, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера.

В возрасте 4 – 5 лет (ситуативно-деловая форма общения) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника.

5-7 лет (внеситуативная форма общения) - развитие внеситуативности в общении детей происходит по двум направлениям. С одной стороны, увеличивается число внеситуативных контактов: дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. С другой стороны, сам образ сверстника становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают устойчивые избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки дружбы.

Влияние игры на развитие межличностных отношений дошкольников.

Игра – основной вид деятельности в дошкольном возрасте. По определению известного педагога А. П. Усовой, дошкольники – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

А. С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет". Таким образом, развитие общения у детей происходит в различных видах деятельности, в том числе и в игре. В играх протекает жизнь детского общества с его непосредственными потребностями.

Существуют разные классификации игр. К примеру классификация игр, предложенная Г. А. Урунтаевой:

Игры с правилами:

народные

дидактические

подвижные

Творческие игры:

сюжетно – ролевые

строительные

Но в центре внимания при рассмотрении игры как формы организации детской жизни стоит не тот или иной тип игры, а воспитание детей через игры, в процессе игр, воспитание в духе общественного поведения и поступков. Формирование межличностных отношений через игровую деятельность должно базироваться на следующих принципах

1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим обусловлен и запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному общению (экспрессивно-мимическим или жестовым средствам) может способствовать безоценочному взаимодействию.

2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то и само общение становится не целью, а средством взаимодействия.

3. Отсутствие соревновательного момента в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.

Развитие взаимоотношений между детьми имеет свои возрастные этапы, связанные с овладением ребенком способности жить в обществе детей.

В раннем возрасте дети не умеют общаться друг с другом, сверстник воспринимается как занятный движущийся объект. Подражая взрослому, малыши заимствуют у него формы поведения при общении с другими детьми.

В младшей группе понимание своих возможностей осуществляется через практическую деятельность. Основным содержанием игры являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Со временем совместные игры приобретают элементы сотрудничества, которые проявляются в установлении эмоциональных, избирательных контактов со сверстниками, в объединении детей на основе общего игрового интереса. У ребенка рождается субъективное отношение к сверстнику как партнеру совместной деятельности, без которого «играть неинтересно». У детей появляется стремление к налаживанию сотрудничества для достижения общего результата. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Большую ценность представляют собою и коллективные игры. Игра сообща - это новое образование, в игре с другими детьми возникают новые отношения, где они высказывают свои суждения, желания. В младшей группе первыми такими играми являются игры по конструированию. Дети этого возраста определяют свое отношение к сверстнику эмоционально, оценивая поступки другого. Источником оценочных суждений, а в итоге и оценочных отношений, выступают взрослые. К ним часто обращаются младшие дошкольники с целью уточнения правил взаимодействия. В конце 4-го года жизни отношения между детьми становятся более устойчивыми. Заметнее выступают некоторые симпатии и антипатии.

В средней группе происходит становление совместной сюжетно-ролевой игры, в ходе которой дети втягиваются в новую систему отношений. В этом возрасте происходит глубокая качественная перестройка отношения ребёнка к сверстнику, другой ребёнок уже становится предметом постоянного сравнения и в процессе этого сравнения ищутся не черты сходства, а происходит противопоставление себя и другого. Именно поэтому средний дошкольный возраст характеризуется повышенной конфликтностью детей с учётом того, что они ещё далеко не всегда умеют их разрешать.

Дети старшего дошкольного возраста с большим желанием объединяются в различных видах деятельности: играх, труде, в процессе совместных дел на прогулке и т. д. Между некоторыми детьми проявляются особенные, дружеские отношения, отличающиеся тем, что дети предпочитают конкретных сверстников, желают играть, общаться с ними более чем с другими. Эти самостоятельно возникающие детские объединения являются очень ценными, так как свидетельствуют об определенном социальном росте дошкольников, их нравственном развитии, стремлении самоутвердиться. Однако самоутверждение отдельных детей не должно противопоставляться другим детским объединениям или группе в целом. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка. Положительные качества детей, проявленные в игре, служат основой для формирования дружеских отношений, в которых развиваются такие качества личности детей как доброта, терпеливость, смелость, умение разрешать конфликты. В группе сверстников формируется определенное общественное мнение, взаимная оценка, которая оказывает большое влияние на развития ребенка. Позитивные отношения между детьми группы – залог успешности и коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации.

Задача педагога не просто умело разрешить острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, только создав дружеские отношения между ребятами, ведь детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека. Вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача воспитателя и психолога. Для этого педагог может использовать различные игровые приемы. Например :

Утренние приветствия.

Игровое упражнение «Ласковое приветствие».

Воспитатель предлагает, передавая игрушку-солнышко по кругу, ласково здороваться со своим соседом. Например, «Здравствуй Сашенька» или «Привет котёнок». При этом воспитатель напоминает детям о том, что когда мы здороваемся с человеком, мы смотрим ему в глаза

Утреннее приветствие. Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы за руки возьмёмся,

Друг другу улыбнёмся.

Мы по кругу пойдём.

Хоровод заведём (ходьба по кругу).

Дети стоят в кругу, опустив руки:

Педагог говорит нараспев:

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Руку дал другу друг.

Люда дала руку Леше,

А Леша дал руку Ване…

(про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг.

(покачать руками вместе)

Игры на развитие позитивных межличностных взаимоотношений между детьми младшего дошкольного возраста в течение дня.

Игра «Комплименты». Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент ребёнок, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Игра «Паровозик». Дети сидят в кругу. Ведущий двигается вокруг детей, имитируя движение паровозика. Затем останавливается возле кого-нибудь и говорит: «Здравствуй… Поехали со мной». Ребёнок, которого выбрали, становится впереди. игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не соберутся все дети.

Игра «Сороконожка». Дети выстраиваются в цепочку, держась друг за друга, и закрывают глаза. Только первый ребёнок («голова») идёт с открытыми глазами. Он ведёт всех за собой по группе, детскому саду, площадке. «Голова» время от времени становится «хвостом».

Игра «Нос к носу». Дети свободно располагаются по комнате и двигаются в любом направлении. По команде воспитателя, например, «Нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Команды могут быть разнообразными: «Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т. д.

Игра «Угадай». Мимикой, пантомимикой, интонацией ребёнок изображает любое слово (тучку, дерево, солнышко, ветер и др., остальные должны узнать, что именно изображает их товарищ.

Игра «Магазин игрушек». Дети делятся на две группы-«покупатели» и «игрушки». Последние «превращаются» в игрушку и начинают двигаться, совершая характерные для неё действия. Покупатель догадывается какую игрушку ему показывают. Если покупатель не догадался, какая это игрушка, уходит без покупки.

Игры и упражнения на развитие самопринятия и принятия партнёра по общению.

Игра «В центре круга». Цель: учить детей говорить добрые слова в адрес другого, дать возможность каждому ребёнку ощутить внимание и дружескую поддержку.

Ход игры: Дети сидят в кругу на ковре или на стульчиках. В центре игрок, который назначается воспитателем или выбирается с помощью считалки. Задача детей – говорить находящемуся в центре круга разные приятные слова: «Ты вежливая и добрая», «Я люблю с тобой играть». Эту игру рекомендуется проводить в течение длительного периода, чтобы у каждого ребёнка была возможность побывать в центре круга.

Игры-мирилки. Мирилки – это короткие стихотворные строчки, которые приговаривают дети после ссоры. Невозможно обойтись без ссор в детской компании, но главное научить малышей всегда мириться.

1. Мирись, мирись.

Мирись, мирись,

Больше не дерись.

Если будешь драться,

Я буду кусаться.

А кусаться – ни при чем,

Будем драться кирпичом.

Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

2. Я мирюсь.

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.

И я больше не дерусь.

Ну, а если подерусь,

В грязной луже окажусь.

3. Хватит нам уже сердиться.

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

Ты мне друг!

И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем!

Взаимоотношения ребенка со сверстниками во многом зависят от условий его жизни в семье и педагогической позиции родителей. Тесная связь между родителями и педагогами, их умелое руководство развитием социальной компетентности ребенка, формированием его нравственности - важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.

Прикреплённые файлы:

k-konsultaci_i84h8.pptx | 4027,53 Кб
 
Публикации по теме:

«Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр». Консультация для педагогов ДОУ «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Формирование доброжелательных отношений между мальчиками и девочками дошкольного возраста посредством организации игры РАЗДЕЛ I Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта Свою педагогическую деятельность Дуракова Ирина Владимировна осуществляет.

Формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками через совместную деятельность (из опыта работы) В современной системе образования все большее значение приобретает ценность формирования гуманных межличностных отношений между дошкольниками.

Формирование межличностных отношений детей дошкольного возраста в подвижной игре Отношение к другому в отличие от общения далеко не всегда имеет внешние проявления. Оно может существовать и проявляться без каких-либо.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевая игра, способствующая развитию позитивных отношений между детьми» Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Консультация для воспитателей «Воспитание дружеских отношений между детьми в условиях детского сада» Общение играет очень важную роль в жизни человека, а для ребенка дошкольного возраста, умение общаться со сверстниками, одно из условий.

Мастер-класс «Развитие партнерских отношений между участниками образовательного процесса в ДОУ» Цель: формирование установок педагогов на толерантное взаимодействие в сфере “ребенок – взрослый”, “взрослый – взрослый” и необходимость.

План самообразования «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» План самообразования 1. Воспитатель – Авраменко Елена Анатольевна 2. Образование: средне – профессиональное 3. Тема самообразования: «Сюжетно.

Влияние театрализованной деятельности на формирование доброжелательных межличностных отношений детей с общим недоразвитием Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа И на любые испытанья Согласны.

Воспитание эмоциональной отзывчивости, коррекция межличностных отношений Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности —восприятии, исполнительстве,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие межличностных отношений между детьми дошкольного возраста в ходе игрового взаимодействия»
Опубликовано: 14 марта 2019 в 08:12
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД