МААМ-картинки

Консультация на тему «Социально-личностное развитие детей»

Олеся Колесникова
Консультация на тему «Социально-личностное развитие детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекционно - развивающая работа с детьми дошкольного возраста.

Формы и методы мониторинга социального развития детей».

Свое выступление я хочу начать с минутки расслабления. Сей час мы с вами побываем в «Дивном саду» (звучит спокойная музыка).

Релаксационное упражнение «Дивный сад».

Публикация «Консультация на тему „Социально-личностное развитие детей“» размещена в разделах

Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в самом необыкновенном месте на земле, в дивном саду. Здесь нет суеты, тревоги. Здесь царят безмятежность и спокойствие. Вокруг полно чудес… Вас окружают великолепные цветы, издающие не- обыкновенный аромат. Пригнитесь к одному из них и вдохните его запах — это аромат нежности. Теперь ваша душа будет наполнена нежностью. Двигайтесь дальше по тропинке… К вам подбежал котенок. Он трется у ваших ног и призывно мурлыкает. Возьмите его на руки и погладьте. Как приятно чувствовать теплый, пушистый комочек в своих руках! Ваше сердце наполняется лаской. Вот котенок спрыгнул с ваших рук и исчез. Вы идете дальше… Перед вами дерево, на котором созрели диковинные фрукты, они такие сочные, спелые. Вы не в состоянии удержаться от соблазна попробовать один фрукт, ведь он созрел именно для вас. Вы откусываете маленький кусочек и чувствуете очень приятный вкус. Ваша душа наполняется щедростью, которой поделилось с вами это необыкновенное дерево. Вот вы подошли к беседке, увитой растениями. Присядьте на скамью, отдохните. Вокруг летают бабочки, поют диковинные птицы. Насладитесь этой красотой… Перед вами на столе стоит кувшин. Для вас в нем припасен нектар мудрости. С каждым глотком ваш разум наполняется мудростью. Вы идете дальше. И вот вашему взору открывается водоем. Вода в нем прозрачная и теплая-теплая. Вам так хочется окунуться в нее. Вы с удовольствием входите в воду и ощущаете, как она делится с вами своим спокойствием… Накупавшись вдоволь, вы выходите из воды, и солнышко нежно ласкает вашу кожу своими лучами. Оно дарит вам свою любовь. Вы чувствуете радость, удовлетворение от этой прогулки. Ваше сердце, душа, разум наполнены нежностью, лаской, щедростью, мудростью, спокойствием, любовью… Пора возвращаться. Медленно пройдите весь путь через сад обратно… В конце садовой тропинки лежит мешочек. Возьмите его, развяжите веревочку. В нем находится то, чего вам недоставало для полного счастья… Пусть все то, чем поделился этот дивный сад, останется с вами. Сделайте глубокий вдох. Вернитесь в реальный мир. Медленно потянитесь, откройте глаза.

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие. Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем.

Что такое социальное развитие?

Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у ребенка происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая ребенка, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами. Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами. Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.

Таким образом, Социальное развитие (социализация) - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

-трудовых навыков;

-знаний;

-норм, ценностей, традиций, правил;

-социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной)

Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

Итак, перейдем к этапам социального развития ребёнка.

Этапы социального развития ребенка.

Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.

От шести месяцев до двух лет. Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.

Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников. Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.

От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание. Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.

От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека. Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания. Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Далее рассмотрим факторы социального развития.

Факторы социализации личности ребенка-дошкольника:

Внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;

Внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

Согласно данным исследований отечественных педагогов-психологов Смирновой Е. О. Стеркиной Р. Б. Щетининой А. М. уровень социализации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения целесообразно определить с помощью специальных показателей.

Показатели благополучного социального развития ребенка :

- эмоционально откликается на переживания другого;

- воспринимает и адекватно понимает основные эмоциональные со- стояния (гнев, страх, печаль, радость, удивление-интерес);

- проявляет эмпатию;

- обнаруживает (хотя бы иногда) способность к децентрации;

- эмоционально благополучен;

- обнаруживает положительное самопринятие, самоотношение;

- проявляет уверенность в себе, самостоятелен, активен, инициативен (адекватно индивидуально-типологическим особенностям);

- считает себя любимым родителями, принятым ими;

- владеет навыками самоконтроля, саморегуляции;

- главным образом положительно оценивает и принимает других;

- принимаем группой, т. е. имеет положительный социальный статус;

- владеет способами социокультурного поведения и общения;

- достаточно коммуникативен (в рамках индивидуальных особенностей);

- имеет достаточно развитый (средне-высокий уровень) социальный интеллект;

- социально готов к школе

Выводы:

Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ - это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Переходим к диагностике и мониторингу.

Многообразие социальных проявлений ребенка, его чувств и отношений в различных ситуациях, личностных качеств и проблем дошкольника способствовало появлению в психолого-педагогической литературе многообразия понятий, характеризующих аспекты социально-личностного развития дошкольников и его результаты: социальная компетентность, социально-личностная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, социально-нравственное развитие, социально-эмоциональное развитие, нравственная воспитанность. Каждый из этих подходов предполагает свою, достаточно трудоемкую и сложную для педагога дошкольного учреждения систему диагностических методик.

Перед диагностикой особенностей социально-личностного развития детей дошкольного возраста, перед педагогом ставятся задачи:

• Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

• Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

• Изучить особенности понимания дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

Особенности диагностики социально-личностного развития дошкольника связаны с многообразием его проявлений в различных видах детской деятельности и общения.

Методы мониторинга социального развития детей дошкольного возраста.

1. Метод наблюдение.

Наблюдение — исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Наблюдение — метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека и без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение требует определенной подготовки: чтобы успешно изучать поведение, нужно выработать умение точно наблюдать все внешние проявления (действия, движения, речь, мимика, а главное, научиться правильно, истолковывать их социальное значение. Изучение поведения ребенка в микросоциуме не сводится к случайным наблюдениям над отдельными действиями, высказываниями. Только систематическая, тщательно продуманная фиксация поступков и высказываний может вскрыть действительные особенности личности и закономерности ее становления.

Наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения. Когда нужно, поступки и слова наблюдаемого записываются, тщательно анализируются. Перед наблюдением необходимо составить план, предусматривающий то, на что надо обратить особое внимание.

Существуют различные виды наблюдения.

Непосредственным наблюдением является такое, когда между объектом и его исследователем (социальным педагогом) имеются прямые отношения, связи установлены без промежуточных показателей, переходов, индикаторов. В зависимости от роли, в которой социальный педагог выступает, строится программа наблюдения, выбирается методика и техника накопления и фиксирования фактов.

Опосредованное (косвенное) наблюдение осуществляется, главным образом, через полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя. Успех дела при косвенном наблюдении зависит от подготовки участников исследования, от четкого и содер-жательного инструктирования.

Открытым наблюдением называют такое, которое протекает в условиях осознанного социальным педагогом факта присутствия посторонних наблюдателей. Естественно, что педагогическая ситуация при постороннем меняется, становится несколько иной. Для нор-мализации обстановки наблюдения в присутствии посторонних людей необходим этап привыкания. Однако для получения достоверных результатов открытого наблюдения недостаточно.

Скрытое наблюдение за деятельностью детей, не осознающих подконтрольности, дает реалистическую картину процесса. Этот вид наблюдения представляется противоречивым, но весьма ценным.

Непрерывное наблюдение используется в том случае, когда возникает необходимость исследовать с его помощью конкретный педагогический процесс от начала до его завершения. Однако непрерывное наблюдение невозможно, когда его предметом становится процесс, границы начала и конца которого удалены, а сам процесс носит, так сказать, пунктирный характер. В этом случае обращаются к дискретному (прерывистому) наблюдению. Оно бывает полезным, когда педагогический процесс скрыт, а взору исследователя от-крываются его явления, вызываемые задуманными ситуациями, например, поведение клиента в определенных обстоятельствах. Подстерегая обстановку или создавая ее умышленно, исследователь наблюдает «кадр» изучаемого процесса.

Монографическое наблюдениеохватывает возможно большее количество в разной мере взаимосвязанных явлений.

Узкоспециальное наблюдение предпочтительно тогда и там, когда и где возникает задача вычленения из сплошного, целого объекта наблюдения такого педагогического явления, которое предопределяется целью научного поиска.

Наблюдение как метод исследования имеет сравнительно большую распространенность в социальной педагогике. Следует, однако, подчеркнуть его известную ограниченность, т. к. ему доступны лишь внешние проявления процесса. Наблюдать можно то, что поддается восприятию наших органов чувств, поэтому наблюдение дает ограниченный круг данных, и его продуктивность зависит от того, как исследователь комбинирует его с другими методами.

Мастер-класс. Наблюдение «Представь и изобрази себя смешным».

Участникам предложены овалы лица, и отдельные части лица (брови, глаза, уши и т. д.) клей, цветные карандаши.

Задание: С помощью предложенных предметов нужно изобразить себя смешным.

Выполнение задания: (во время выполнения, ведущий наблюдает за тем, как участники договаривались при выборе предметов, как эмоционально откликнулись на такое задание, помогали ли друг другу, перенимали ли идеи друг друга, какие использовали цвета для оформления портрета, смогли ли изобразить себя смешным или постеснялись).

Итог:

1. Какой метод мониторинга социального развития здесь использовался?

2. Какой может быть цель данного наблюдения?

3. Легко ли Вам было выполнять данное задание? Что Вас смущало?

4. Будете ли Вы использовать данную форму работы у себя? Почему?

2. Тестирование

В переводе с английского языка «тест» - испытание, проба, проверка. В психологии, социологии, педагогике и других науках о человеке это слово употребляется в качестве термина, обозначающего систему заданий, подобранных с таким расчетом, чтобы можно было точно и обоснованно охарактеризовать конкретные особенности лиц, выполнивших эти задания. Они конструируются, выверяются, используются и интерпретируются по строгим и независящим от специфики той или иной науки правилам, призванным обеспечить качество выводов.

Тестирование — исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Могут использоваться разнообразные тесты: тесты развития, тесты общей результативности, психометрические, графические, ассоциативные тесты и др. Большинство тестов включает инструкцию для испытуемого по выполнению заданий, собственно сами задания, ключ к расшифровке полученных результатов, инструкцию по интерпретации результатов, методику обучения того, кто будет «читать» тест, инструкцию по повторному заключению. Для исследователя несомненную значимость имеют заключения, на основе которых строятся выводы по изучаемой проблеме.

3. Анкетирование

Метод анкетирования — вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

Анкетирование — метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. Анкетный материал вскрывает преимущественно конечный результат, а не динамику процесса. Применение анкетного метода ограничено в изучении эмоциональной и волевой сферы человека, так как словесные высказывания об эмоциях и желаниях не есть еще эмоциональные переживания и волевые действия. Для успешности анкетирования большое значение имеют нормальное самочувствие испытуемого, определенный интерес и отсутствие предвзятости к испытанию, доверие к исследователю. При составлении анкеты важно учитывать ее содержание и форму. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Каждый вопрос обязательно сопровождается дополнительным вопросом, касающимся мотивов высказывания. Дополнительные вопросы лучше всего формулировать словами «почему именно так?». Это позволяет при обработке полученных данных сделать не только количественный, но и качественный анализ. При составлении анкет используются вопросы:

• о фактах сознания (выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т. п.); любое высказанное при этом мнение представляет собой оценочное суждение и носит субъективный характер;

• о фактах поведения (поступки, действия, результаты деятельности);

• о фактах социально-демографического характера (вопросы, выявляющие пол, возраст, национальность, образование, профессиональное, семейное положение);

• на выявление уровня информированности и знания (вопросы экзаменационного типа, содержащие задания, экспериментальные или игровые ситуации, решение которых требует от испытуемого определенных знаний, навыков, а также знакомства с конкретными фактами, событиями, именами).

По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа, поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию); прямыми; косвенными,) полузакрытыми, когда респонденту предлагается выбрать один или несколько ответов из ряда предложенных и в то же время предоставляется возможность высказать свое собственное мнение по вопросу.

Мастер-класс. Анкетирование «Семья глазами ребёнка»

Участникам предлагается разделиться по два человека. Один будет играть роль ребенка, другой педагога.

Каждой паре предлагается анкета.

Задание:

Провести анкетирование, обработать данные анкеты.

Выполнение задания.

Итог:

Каждой паре предоставляется возможность выступить, проанализировать анкету на основе ее данных.

Вопросы:

1. Какую последующую работу нужно будет провести с ребенком, семьей.

2. Будете ли Вы использовать данную форму работы у себя? Почему?

4. Метод экспертной оценки.

Экспертное оценивание — процедура получения оценки проблемы на основе мнения специалистов (экспертов) с целью последующего принятия решения (выбора).

Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых выявляется информация, отражающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношение к событиям, явлениям действительности. На практике используется в ситуациях, когда та или иная проблема нуждается в оценке компетентных лиц — экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов — экспертными оценками. Процедура опроса экспертов может быть очной или заочной.

Далее предлагаю вашему вниманию некоторые методики, направленные на изучение социализации детей дошкольного возраста:

1. Отношение детей к миру взрослых, к миру школьников и к самому себе. Метод беседы «Определение уровня социального развития детей» Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина.

2. Представление детей о семейной принадлежности, о браке и любви. Методика «Интервью с ребенком», Захаров А. И. и интервью «Кто ты?" Татаринцева Н. Е.

3. Опросник "характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей"(А М. Щетинина)

4. Проективная методика "Неоконченные рассказы”(Т. П. Гаврилова)

5. Методики изучения особенностей восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека (А М. Щетинина)

6. Проективная методика "Рисунок человека”

7. Беседа "Расскажи о себе"(А М. Щетинина)

8. Карта проявлений инициативности (А М. Щетинина)

9. Тест ДДЧ (дом, дерево, человек (Дж. Бак)

10. Методика "Выбор в действии”

11. Методика "Игровая комната”(для детей 5-7лет)

12. Методика "Неоконченные ситуации”(АМ. Щетинина, Л. В. Кирс)

13. Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А М. Щетинина).

Выводы, рекомендации.

Публикации по теме:

Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы)Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы) «Эмоционально-личностное развитие дошкольников» В современной отечественной педагогике достаточно часто используются понятия «эмоциональный.

Конспект образовательной деятельности по ОО «Социально — коммуникативное развитие» на тему: «Безопасность на дороге» Конспект образовательной деятельности по ОО «Социально – коммуникативное развитие» в дошкольной группе 4-5 лет на тему: «Безопасность.

Консультация для родителей на тему: «Развитие ориентировки в пространстве у детей» Уважаемые родители! На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Ребёнок уже в раннем.

Консультация на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные.

Консультация «Развитие социально — коммуникативных навыков дошкольников в совместной деятельности педагога с детьми» Развитие социально - коммуникативных навыков дошкольников в совместной деятельности педагога с детьми младшего дошкольного возраста затрагивает.

Мастер-класс: Эмоционально-личностное развитие детей через общение со сверстниками и организация предметно-развивающей среды Цель: Раскрыть значение эмоционально-личностного развития детей в общении со сверстниками. Познакомить педагогов с разнообразием организации.

Отчёт о проделанной работе «Социально-личностное развитие дошкольников» СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитатели: Украинская Н. И., Баранихина В. В. Дети - это чудо света, я увидел это сам. И причислил.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами художественной литературы. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Т. С. Смирнова Муниципальное.

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Лазарева Ольга Витальевна учитель-дефектолог МБДОУ № 42, г. Ленинска – Кузнецкого. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста.

Социально-личностное развитие. Социализация. Подготовительная группа (май) Социально-личностное развитие. Социализация. (Форма работы. Тема.) Приобщение к элементарным и общепринятым нор-мам и правилам взаимоотношения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Социально-личностное развитие детей»
Опубликовано: 11 июля 2017 в 15:30
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на тему «Социально-личностное развитие детей»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Колесникова (УИ 732737) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД