Наталья Гадыльшина
Консультация на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Сюжетно- ролевая игра, как средство социализации дошкольников».
Игровая деятельность- ведущая деятельность детей дошкольного возраста.
В классификации игровой деятельности, сюжетно- ролевая игра считается наиболее сложной и значимой для развития детей при вхождении их во взаимоотношения с социумом. Именно в игре ребенок примеряет на себя роли, начинает понимать поведение людей в разных ситуациях, учится подчинять свое поведение правилам и нормам.
Публикация «Консультация на тему „Сюжетно-ролевая игра как средство социализации дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетно- ролевой игре присущи эмоциональная насыщенность, увлеченность, самостоятельность, активность, творчество. Это, своего рода, модель взрослого общества.
Среди существующих концепций в подходе к феномену ролевой игры
представляется важным выделить следующие положения психологов. Так,
например, Л. С. Выготский определял игру как источник развития ребенка,
поскольку она создает зону ближайшего развития. Н. Н. Поддьяков указывал на то, что игра способствует развитию у детей способности находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций, формирует психическую устойчивость и повышает эмоциональный фон дошкольников.
Что же сюжетно-ролевая игра дает ребенку, чему может научить?
• Общению со сверстниками;
• Находить решения в конфликтных ситуациях;
• Развивает фантазию;
• Помогает легче адаптироваться к условиям детского сада;
• Выражать эмоции;
• Полезное и занимательное времяпровождение.
Условия практического применения сюжетно-ролевой игры в ДОУ, способствующие развитию социальных представлений у дошкольников :
- соответствие замысла игрового сюжета интересам детей с целью создания ситуации увлечения ролевым действием;
- учет индивидуальных особенности ребенка. У застенчивого дошкольника необходимо поддерживать любую инициативу, а уверенного в себе ребенка необходимо научить критически оценивать собственные ответы и реакции на сюжет игры;
- эмоциональная насыщенность игрового сюжета, познавательная и социальная ориентированность;
- обязательность сопровождающего игрового взаимодействия педагога и воспитанника, направленного на актуализацию опыта дошкольника, его дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие;
В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых, происходит усложнение содержания сюжетно- ролевых игр.
Уже на третьем году жизни в играх появляются игровые роли. В этом возрасте активно развиваются мышление и воображение, малыши уже способны ставить в игре посильную цель, прилагать усилия и находить различные способы для ее достижения. Задача воспитателя ненавязчиво влиять на воображение и чувства ребенка, показав небольшой пример для подражания или напомнив какую - либо ситуацию. Основное содержание игр детей 2-3 лет: изображение домашнего труда, лечение кукол и зверей, поездки на транспорте, катание в колясках кукол, игрушек, подражание различным животным, игры со строительным материалом. Однако внимание малыша от одного действия очень быстро может переключиться на другое, например, ребенок катает в коляске мишку, и вдруг видит, что другие дети ставят стульчики, чтоб играть в автобус, коляска с мишкой моментально забывается, и начинается другая игра.
Детям четвертого года жизни, сюжетно- ролевая игра помогает усвоить назначение и свойства предметов; понять логику простых жизненных ситуаций (кормим куклу обедом, купаем медвежонка, идем в гости и т. д.). Продолжительность игры у детей 3-4 лет составляет всего 10-15 минут. Основной задачей воспитателя является обогащение игрового опыта младших дошкольников. Ребенок четвертого года жизни учится отражать в играх несложный сюжет, представленный рядом последовательных действий. Воспитатель привлекает детей к участию в совместных с ним
играх по сюжетам на темы окружающей жизни (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте, а также по сюжетам литературных произведений (сказки «Теремок», «Репка», «Мой Мишка» 3. Александровой, «Айболит» К. Чуковского). Использование предметов заместителей (палочка – градусник, кубик – мыло) свидетельствует об умственном развитии ребенка.
В средний период дошкольного детства ребенку нужен ровесник, с которым он будет играть. Игровые объединения (2–5 детей) носят вполне самостоятельный характер. Теперь основным направлением игры становится имитация отношений между людьми. Темы сюжетно-ролевых игр различны; вводятся определенные правила, которых ребенок строго придерживается. Направленность игр разнообразна: семейная, где героями выступают мама, папа, бабушка, дедушка и другие родственники; воспитательная (няня, воспитательница в детском саду); профессиональная (врач, командир, пилот); сказочная (козлик, волк, заяц) и т. д. В игре могут участвовать как взрослые, так и дети, а может произойти их замена игрушками. Продолжительность игры у детей 4-5 лет составляет 40 - 50 минут.
Игры старших дошкольников отличаются разнообразием тематики и содержания. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения : по мотивам мультсериалов, прочитанных дома книг, рассказов взрослых и др. Продолжительность игры у старших дошкольников может длиться несколько часов и даже в течение нескольких дней детей. По предложению воспитателя дети могут в начале игры обозначить примерное содержание своей роли и содержание ролей партнеров; умеют в ходе игры выполнять при необходимости и желании в одном сюжете попеременно 2–3 роли. Дети умеют по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры, сооружать нужные для игры постройки.
Ценность присутствия педагога в игровом процессе заключается в его умении помогать ребенку тогда, когда у него не достает собственных ресурсов и ситуация находится вне компетентности. Взрослый, замечая и отслеживая затруднения дошкольника, создает обучающие ситуации, помогающие освоить то, чему ребенок не может научиться, чего не может узнать самостоятельно.
Итак, игра упорядочивает не только поведение дошкольника, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Именно самостоятельное регулирование действий делает его поведение осознанным и произвольным.