Наталья Бубнова
Консультация на тему: «Сюжетно-ролевые игры в условиях внедрения ФГОС в средней группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему : «Сюжетно-ролевые игры в условиях внедрения ФГОС в средней группе»
Ребёнок познаёт мир во всём его многообразии через те виды деятельности, которые малышу оказываются понятными и близкими. В этом контексте ведущую позицию занимает игра. Именно поэтому реализация целей и задач обучения, развития и воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется через игровые элементы. Такой подход зафиксирован программными требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Рассмотрим особенности игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.
Публикация «Консультация на тему: „Сюжетно-ролевые игры в условиях внедрения ФГОС в средней группе“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Главная особенность дошкольного образования — отсутствие ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО обучения, так как это не соответствует уровню развития ребёнка. Вместо этого на первый план выходит игра, через которую и происходит реализация деятельностного подхода. Однако в современном мире сместились акценты: от дворовых игр произошёл переход к индивидуальным, а от групповых — к компьютерным. Поэтому задача методической работы в детских садах — вернуть игру детям без отрыва от дня настоящего. В этом контексте и следует рассматривать вопрос об игровой деятельности дошколят.
Правильно организованная и умело направляемая игра позволяет ребё нку:
• развиваться физически и интеллектуально;
• формировать положительные черты характера;
• учиться общению со сверстниками и окружающими взрослыми;
• быстро и легко усваивать новые знания.
ФГОС опирается на схему линии развития ребё нка: чувствовать — узнавать — создавать. То есть в детском саду должно осуществляться одновременно развлечение, познание и творчество. Всё это объединяет в себе игра.
Цели и задачи
Важным направлением вовлечения детей в игровую деятельность становится развитие знаний, умений и навыков, необходимых для решения проблем, связанных с разными областями жизни (обучение, социализация, то есть отношения с окружающими людьми, самоопределение и т. д). Кроме этого, игровая деятельность по ФГОС :
• развивает логическое, образное, критическое мышление;
• формирует навык выстраивания причинно-следственных связей;
• расширяет диапазон мыслительных операций, творческие способности, фантазию;
• воспитывает креативный подход к решению поставленных задач;
• заставляет проявлять инициативу;
• развивает различные психические функции, в том числе речь;
• способствует физическому развитию.
Реализации поставленных целей помогает планомерное решение таких задач, как:
• знакомство с нравственно-этическими понятиями (например, в контексте мероприятий, посвящённых патриотическому воспитанию);
• общефизическая подготовка;
• выработка стратегии «сотворчества» в разных видах игровой активности;
• подбор игрового материала;
• правильная организация и проведение игр.
Принципы и формы игры
Чтобы приём «работал», нужно его правильно применять. Для этого ФГОС предусмотрены следующие принципы внедрения игровой деятельности в работу дошкольного учреждения:
• свободное вовлечение в игру (нельзя принуждать малышей играть, это может спровоцировать «эффект обратной петли», и ребёнок откажется и от других видов взаимодействия);
• исключение занятий, попирающих нормы общественной морали (например, игра на деньги или вещи, или унижающих достоинство играющих;
• отсутствие показательной назидательности и дидактичности (то есть не стоит перегружать занятие информацией);
• чёткое понимание ребятами правил игры;
• исключительно положительное влияние на эмоциональную, интеллектуальную сферы участников;
• достаточное количество времени и материально-технической базы для игры;
• наличие игровой среды для мальчиков и для девочек;
• своевременное изменение формы и содержания игр в зависимости от возраста ребят;
• создание условий для демонстрации самостоятельной активности детей (театральной, интеллектуальной, конструктивной, двигательной).
• доступность предметно-игровой среды для всех участников.
По форме игры могут быть :
• индивидуальные, где каждый борется сам за себя;
• групповые, в которых малыш чувствует ответственность за свои действия.
Также стоит сказать и о такой форме, как проект, который может быть и индивидуальным, и групповым, а также иметь разные временные рамки для осуществления.
Реализации технологии игры в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей. Среди основополагающих черт можно выделить
• креативный подход воспитателя к работе;
• выбор игры, которая позволит решать задачи обучения, развития и воспитания на конкретном этапе развития ребёнка;
• учёт личностных качеств играющих;
• хронометраж.
Используемые игры можно разделить на две группы :
• с фиксируемыми правилами (например, лото);
• свободные игры, то есть правила игры являются скрытыми (это удобно, например, тогда, когда идёт обучение чтению — дети должны помочь неумеющему читать взрослому обучиться этому навыку и пр).
По ФГОС игры делятся на :
досуговые (служат отличным развлечением в моменты пауз между основными видами активности или для объединения ребят во время прогулок – «Ручеёк», пальчиковые игры и т. д);
подвижные (способствуют физическому развитию — физкультминутки, разминки и т. д.);
театрализованные (решают задачи формирования выразительности речи, интеллектуального, эстетического, коммуникативного воспитания, развивают творческие способности — постановки сказок, инсценировки отрывков из прочитанных книг и т. д.);
компьютерные (с обязательным обучающим компонентом);
игры с правилами (учат малышей соблюдать правила, а также показывают, что перед «законом» равны все — лото, домино и т. д.);
сюжетно-ролевые игры (развивают игровой опыт дошколят, открывают новые горизонты отображения мира – «Дочки-матери», «Козаки-Разбойники», «Снегурочка» и т. д.)
Современные виды игровой деятельности
Что касается дошкольного образования в наши дни, то набор игровых технологий в рамках обозначенного ФГОС перечня типов игр дополнился, что связано с практической направленностью образования на всех ступенях взаимодействия с детьми. Так, Надежда Александровна Короткова, кандидат психологических наук, занимающаяся вопросами дошкольного воспитания, выделила 2 вида игровой деятельности:
• игра-культурная практика (сюжетная игра, свободная игра);
• игра-педагогическая форма (сюжетно-ролевая дидактическая игра, дидактическая игра с правилами).
Игровая образовательная ситуация
Известный русский педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях: первое — дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов (игрушек или другого доступного инвентаря, второе — на основании игровой технологии осуществляется процесс обучения, развития и воспитания. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым. Именно о таком приёме, который называется игровой обучающей ситуацией (ИОС) и способствует преодолению разрыва между ведущей игровой деятельностью в данный момент от учебной в будущем, и пойдёт речь далее. Для ИОС характерны следующие черты:
• незамысловатый сюжет, который требует много времени;
• специально организованное игровое пространство;
• наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
• направляющая роль воспитателя.
Типы ИОС
Исходя из вышеизложенного, можно выделить несколько типов игровых образовательных ситуаций в зависимости от того, что сопровождает игру:
• использование игрушек-аналогов (например, сопоставление неживого аналога с живым — муляжа растения с комнатным цветком);
• связь с литературным персонажем (например, включение в работу таких всем известных героев, как Незнайка, Петрушка, Буратино);
• ИОС-путешествия (игры, моделирующие поход в лес, зоопарк, музей и т. д).
Суть социо-игровой технологии
Одной из современных форм воплощения игровой деятельности является социо-игровая технология. Это такая организация собственных действий ребёнка, в которой он делает, слушает и говорит, то есть малыш участвует в составлении правил, сочинении сюжета игры. Такая комплексная задача и отличает эту технологию от игры в привычном понимании, где ребёнок чаще всего выступает в роли «исполнителя». Более того, социо-игровое взаимодействие предполагает обязательное наличие «договора», правил и общения. Другими словами, дети могут даже спорить, но с целью договориться и доработать правила. Авторы технологии Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В. М. Букатов выделили ряд принципов такой деятельности.
• Педагог — равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
• Снятие судейской роли с педагога и передача её детям предопределяет снятие страха ошибки у детей.
• Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков. Свобода не означает вседозволенность. Это подчинение своих действий общим правилам.
• Смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы, примеряя на себя разные роли (например, сначала охотники за сокровищами, а потом разбойники, которые эти ценности охраняют, в роли сокровищ могут выступать правильные ответы на арифметические примеры).
• Ориентация на индивидуальные открытия. Дети становятся соучастниками игры, то есть, как было сказано выше, могут дорабатывать или изменять правила игры.
• Преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что просто, а что трудно, то более интересно (так, куда занимательнее тренироваться вместе с Лунтиком над замысловатой скороговоркой, чем повторять одну и ту же простую вместе с Вупсенем и Пупсенем).
• Движение и активность.
• Работа детей в малых группах, в основном, в шестёрках, бывает в четвёрках и тройках.
Преимущество такого рода активности в том, что она определяет малыша не как объект образования, а как субъект, то есть полноправного участника процесса.
Формы
Формы осуществления социо-игровой активности могут быть следующими:
• Игры с правилами, которые могут меняться в зависимости от ситуации (например, все участники — Незнайки, они задают взрослому вопросы по теме, а в следующий раз все дети — Знайки, а в роли Незнайки — игрушка, которой малыши разъясняют то, что ещё вчера не знали сами).
• Игры-соревнования.
• Игры-драматизации (то есть постановки сюжетов сказок, мероприятий).
• Режиссёрские игры (когда ребёнок сам придумывает сюжет для игры, но при этом игрушка не отождествляется с ребёнком).
• Сюжетно-ролевые игры (малыш берёт на себя роль персонажа, отождествляет себя с куклой, например).
• Сказкотерапия (в незатейливых сюжетах дети видят себя и свои поступки, например, «Сказки о малыше Похожем-на-тебя», «Сказки от капризов» и т. д).
• Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности (например, при изучении алфавита задание может быть таким: помоги Незнайке найти пропавшие буквы в азбуке, спрятанные в загадках).
• Самопрезентация (рассказ о себе в виде поочерёдных ответов на вопросы ведущего-взрослого, например, в сопровождении передачи какого-то «эстафетного объекта» от одного участника к другому).
Примеры социо-игровой активности
Все приёмы этой технологии могут применяться в разных возрастных группах : форма остаётся неизменной, а вот содержательный компонент может варьироваться в зависимости от уровня подготовки детей.
«Волшебная палочка» (в форме самопрезентации)
Суть игры : дети становятся в круг и получают «волшебную палочку» (например, указку). Задача игроков: передавая друг другу предмет, отвечать на вопрос, поставленный взрослым. Например, «Какая твоя любимая игрушка?». Далее задание усложняется : «Почему она тебе нравится, назови 3 причины». Затем можно расширить круг вопросов — от личных к общеизвестным: «Назови самые популярные сегодня игрушки».
«Говорим хором» (социо-направленный приём)
Суть игры : дети делятся на группы, воспитатель задаёт вопрос. Задача ребят хором ответить на него. Благодаря коллективному ответу, даже те ребята, которые не уверены в ответе или не знают его, не будут чувствовать себя некомфортно.
«Таинственная шапка» (игра с правилами с элементами социо-направленности)
Суть игры : в шляпу кладём написанные на листочках вопросы (если ребёнок читать не умеет, то ему помогает воспитатель, малыши по очереди тянут вопросы и отвечают на них. Так можно в игровой форме повторить элементарные арифметические действия, правила дорожного движения и т. д. За счёт того, что шляпа попадает в руки ко всем, каждый ребёнок чувствует себя ведущим, то есть лидером.
Игра для дошкольников — это ведущий вид деятельности. Именно через него дети узнают мир, учатся взаимодействовать с другими людьми, познают себя. Задача взрослого разнообразить эту практику интересными формами проведения игр. При этом нужно ориентироваться на те требования, которые выдвигаются к подобного рода деятельности ФГОС и другими документами, регулирующими процесс образования дошкольников. Правильно организованная работа обеспечит высокие достижения в обучении, развитии и воспитании будущих школьников.