Янина Курганова
Консультация «Организация предметно — развивающей среды как средство приобщения дошкольников к культуре родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство патриотизма, любовь к Отечеству зарождаются из любви к малой родине. Нравственные ценности формируются у дошкольников под воздействием ближайшего окружения, через освоение культуры, истории, традиций своего народа. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе. Среда должна быть организована таким образом, чтобы ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, художественно-эстетической, музыкальной, двигательной, трудовой) совместно со сверстниками и индивидуально.
Публикация «Консультация „Организация предметно — развивающей среды как средство приобщения дошкольников к культуре родного края“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Консультации
- Темочки
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах :
Краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы (объекты окружающего мира, предметы старины, куклы в народных костюмах своего края, альбомы «Родной край раньше и сейчас», «Моя малая родина», «Ими гордится Родина»);
Патриотических уголков с символикой России и малой родины, портретами президента России и главы региона, а также картами России и малой родины.
Книжных уголков, содержащих литературные произведения писателей и поэтов своего края; фольклорные произведения (сказки, загадки, считалки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки);
Музыкальных уголков, где представлены народные музыкальные инструменты, а также музыкальный материал (колыбельные, народные песни);
Уголков изобразительной деятельности с образцами росписей, народных игрушек, репродукциями картин известных художников своего края, а также необходимым материалом для самостоятельной работы;
уголков ряжения со специально пошитыми для детей народными костюмами;
Спортивных уголков с информацией о спортсменах, прославивших родной край своими достижениями в спорте, атрибутами к народным подвижным играм;
Мини-лабораторий с необходимым оборудованием и материалами для проведения опытов, образцами полезных ископаемых родного края; Уголков природы с гербариями растений, иллюстрациями растений и животных, распространенных в регионе, а также тех, которые занесены в Красную книгу; Уголков конструирования с иллюстрациями, схемами и макетами, знакомых детям зданий своего края, зданий старины, памятников архитектуры и необходимым строительным материалом.
В среде детского сада должно найтись место для создания продуктов детского творчества и условия для их демонстрации. Каждая детская работа (вылепленная из глины посуда, разрисованная игрушка или поднос, рисунок куклы в национальном костюме) обладает субъективной значимостью, и ребенок имеет право выставить ее для обозрения сверстниками и взрослыми. Это повышает самооценку дошкольника, создает чувство сопричастности к жизни детского сада. В фойе детского сада можно разместить стенды с геральдикой России и края, оформить фотовыставку с достопримечательностями, социокультурными объектами малой родины. Организуя развивающую предметно-пространственную среду, не стоит забывать о том, что ребенок не объект, а субъект воспитательного процесса, а родители — законные представители (согласно закону «Об образовании в Российской Федерации») своих детей. Следует привлекать их к взаимодействию. Родители могут помочь в поиске необходимых материалов: справочной информации, фотографий, иллюстраций, предметов быта, литературы; изготовлении наглядных пособий; оформлении выставок. Знакомство в свободное время с краеведческими материалами создает условия для развития ребенка под наблюдением взрослого, развития его самостоятельности, общения со сверстниками, а также получения им знаний о: своей семье, об обязанностях каждого члена семьи, значении семейных традиций, об увлечениях членов семьи, совместном отдыхе; правилах, нормах общения и взаимодействия с детьми и взрослыми в различных ситуациях; истории и культуре родного края, достопримечательностях, социокультурных объектах, местах, где трудятся взрослые, выдающихся людях; природе своего края (растениях, животных, в том числе, занесенных в Красную книгу); родной стране (государственных символах, президенте, столице, особенностях природы, историческом прошлом). Распространены в детских садах мини-музеи. Тематика их разнообразна: «Русская изба», «Посуда наших предков», «Народная вышивка», «Украшения и обереги», «Старинные изделия из дерева», «Орудия труда», «Народные игрушки», «Бабушкин сундук», «Старые фотографии», «Природа родного края», «Макеты старинных зданий». Музейные экспонаты помогают детям получить представление о материальной и духовной жизни своего народа, его традициях, пробудить интерес к исследовательской деятельности. Конечно же, в нем должны быть представлены народные игрушки, наряды, предметы декоративно-прикладного творчества, крестьянская утварь. Любому ребенку захочется узнать для чего нужны самовар, прялка, ухват, коромысло и как всем этим пользоваться. Интересно детям будет сравнить современный утюг и утюг на углях. Среда музея положительно воздействует на развитие дошкольников. Развивающую предметно-пространственную среду нельзя представить без участка детского сада. Пространство участка, так же как и помещения детского сада, может быть организовано с учетом его назначения. Они могут играть в народные подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, заниматься трудовой деятельностью, осуществлять экспериментирование с различными природными материалами своей местности. Кроме того, на территории детского сада можно создать этнологический уголок, при посещении которого во время прогулок, воспитанники как бы оказываются в другом времени, узнают, как раньше жили в деревнях. На деревенском дворе жили домашние птицы, животные, пчелы; воду брали из колодцев (она была чистая, прозрачная, вкусная) ее нужно было много для хозяйства и семьи тогда были большие. Крестьяне выращивали на матушке-земле рожь, пшеницу и сами на мельнице мололи муку. Дети были большие помощники в домашних делах.
Литература: Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : Методическое пособие. — М. : ЦГЛ, 2005. — 256 с. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. // О. Л. Князева, М. Д. Маханева, — Программа С-Петербург изд-во «Детство-ПРЕСС, 2004. — 304с. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой родиной: Методическое пособие.
Воронкова Н. В., Силина Т. И. Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада при ознакомлении дошкольников с малой родиной // Молодой ученый. — 2017. — №49.