Татьяна Ким
Консультация «Организация пространственной среды по экологическому развитию в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация пространственной среды по экологическому развитию в группе»
Большим обогащающим фактором детского развития – является социокультурное окружение и его предметная среда. В современном обществе педагогический процесс в ДОУ требует особое внимание и перемены, происходящие в обществе, диктуют новые пути создания в детском саду условия для того, чтобы каждый воспитанник мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, интересы, установки, направленность личности. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Сегодня мы особо остро ощущаем проблемы экологического воспитания и образования всего населения страны. А начинать работу по формированию экологической культуры следует с дошкольного детства, так как именно в дошкольном возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращая внимание на такие особенности, которые взрослый не заметит. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Одним из важнейших условий решения задач экологического воспитания является организация развивающей среды.
Публикация «Консультация „Организация пространственной среды по экологическому развитию в группе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Свою работу я начала с того, что в основе поставленных целей и задач определила адекватные возрасту виды детской деятельности:
-экспериментирование,
-проектирование, наблюдение,
-экскурсии и целевые прогулки,
-интегрированная образовательная деятельность,
-самостоятельная деятельность ребёнка в специально созданных условиях,
-дискуссии, беседы, решение проблемных ситуаций,
-коллекционирование через создание мини-музеев
На основе данных видов деятельности при активном использовании окружающего природного разнообразия и начала создавать развивающую предметную среду. При взаимодействии с коллегами и родителями оформила в группе экологический центр, разделё нный на несколько зон: мини-лаборатория, мини-музей, уголок познавательной деятельности, уголок времён года. В лаборатории дети превращаются в учёных, которые проводят эксперименты и наблюдения, а в мини-музее с удовольствием знакомятся с экспонатами. Музей играет важную роль как элемент познавательно - развивающей среды и сотрудничества детского сада с семьёй.
В уголке познавательной деятельности собраны экологические игры, подбор художественных произведений к экологической тематике, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). семена бобов, фасоли, гороха, некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука, серии картин с изображением природных сообществ, схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов, подборка наглядных пособий (например, календари погоды и природы, географические карты, коллекции природных и искусственных материалов, включение современных средств обучения – мультимедийные презентации экологического содержания, видеофильмы (включая мультфильмы).
Неподалеку от входа в туалетную комнату было бы не плохо установить оборудование для игр и экспериментирования с водой и песком, что продиктовано необходимостью достаточно частой смены или долива теплой воды. В качестве емкости для воды и песка можно использовать глубокие пластиковые тазы или контейнеры.
Материалы к занятиям рекомендуется разместить на невысоких стеллажах, установленных вдоль стен или окон, используя в качестве емкостей для хранения легкие контейнеры с крышками, снабженные индивидуальными метками. В контейнерах хранятся материалы для экспериментирования: приборы-помощники (микроскоп, увеличительные стекла; песочные, механические часы; весы; компас; магниты; линейки; воронки; ножницы; бинокль, лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркала для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами, "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки, деревянные, пластиковые прищепки, пробки. В уголке имеются емкости (оборудование для игр и экспериментов с водой - емкости одинакового и разного объема и разной формы, разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика) разной конфигурации и объема, сита, воронки разного размера и материала, природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др., утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др., технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др., разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др., красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски, медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки мензурки, резиновые груши и др., прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, и др. Грамотное сочетание материалов и оборудования в нашем уголке экспериментирования способствует овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
На территории детского сада мы создали с детьми зону растений, с помощью родителей посадили деревья и кустарники. Дети с интересом ухаживают за ними и следят за их ростом и появлением первых ягод. А уж какую радость доставляют ребятам поспевшие смородина и ранет- не описать словами! Считаю, что именно выращивание и систематический уход за растениями даёт ребёнку запас знаний и умений, на основе которого у него и будет сформированы прочные экологические знания. Для наблюдения за ростом овощных растений мы в зимний период создаём вместе с детьми на окне мини-огород. Ребята с увлечением выращивают лук, укроп, петрушку, а также рассаду для огурцов и помидоров. У каждого нашего растения есть паспорт, а данные о росте и развитии растения мы фиксируем в календаре посадок. Проводим и экспериментальную деятельность - сравниваем скорость роста лука в разных видах почвы, при поливе и без полива. Кроме того имеется у нас в группе и зона коллекций, в которую входят: «Полезные ископаемые», «Коллекция тканей», «Коллекция камней». В зоне дидактических игр дети могут самостоятельно закрепить знания о природе. Игры здесь распределены по темам: «Живая природа», «Неживая природа». Всё это вместе и помогает формировать у дошкольников основы экологической культуры. У детей заметно меняется отношение к природе - они не рвут цветов, не причиняют вреда деревьям, не пугают птиц, а помогают им. И мы очень надеемся, что наши воспитанники, придя в школу, не утратят и не растеряют то, что им с большой любовью привили в детском саду. Продолжая работу в избранном направлении, я не останавливаюсь на достигнутом, а осуществляю поиск новых форм создания условий для экологического воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС.