Анна Ольшевская
Консультация «Педагогические условия развития лидерских качеств у ребенка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Лидерство и лидерская устремленность проявляется в способности оказывать влияние на отдельные личности и группы для того, чтобы направлять их усилия на достижение целей организации. Это умение общаться, взаимодействовать с людьми, эмоционально заражать их своими идеями, вдохновением и направлять их к оптимальному, выигрышному для всех результату. Лидер – это человек, возглавляющий что-то, идущий впереди и ведущий за собой остальных. Он вдохновляет и направляет людей на совершение тех или иных действий и сам обладающий личностными навыками и качествами, которые заставляют других людей в группе следовать за ним и двигаться в указанном лидером направлении.
Публикация «Консультация „Педагогические условия развития лидерских качеств у ребенка-дошкольника“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Лидерские качества закладываются с раннего возраста. Наиболее сензитивным периодом для развития лидерских качеств является старший дошкольный возраст. В детском возрасте в эталон лидера в первую очередь входят навыки межличностного общения.
Основные лидерские качества дошкольника :
Самостоятельность
Любознательность
Активность
Инициативность
Уверенность
Решительность
Смелость
Эмоциональность
Недовольство своими неудачами
Стремление к успеху
Лидерские качества – это совокупность психологических качеств, способности взаимодействовать с группой, которые способны обеспечить выполнение лидерских задач и функций.
Существуют теории лидерства, которые не исключают влияние биологического, социального фактора на становление лидерских качеств. В литературе, применительно к дошкольному, возрасту выделены стили лидерства :
- Харизматик (сила убеждения и обаяние; статус регулярно подкрепляется разнообразными поступками)
- Демократ (чутко реагирует на настроение коллектива; умело гасит конфликты с потенциальными конкурентами; хороший дипломат, без проблем делегирует другим часть своих полномочий)
- Диктатор (не ищет всеобщей любви, следует принципу «боятся-значит, уважают»; для достижения поставленных задач использует силу, действия направлены исключительно на достижение собственной выгоды; старается контролировать все сферы жизни сверстников; решает кому и с кем можно дружить, кого принимать в игру и т. д. ; приближает к себе наиболее зависимых детей; легко меняет фаворитов и даже использует наказания за неповиновение)
- Анархист (никого ни к чему не принуждает, сам нарушает установленные правила, что привлекает других детей, потому что это весело, заразительно, потому что шумная жизнь, веселая; как только становится скучно, немедленно придумывает очередное «шоу», анализом произошедшего себя не утруждает)
Виды лидеров в дошкольной группе :
- Исполнитель: самый заметный ребенок в группе, все делает по правилам и пытается сделать так, чтобы другие дети тоже выполняли все правильно
- Организатор: организуют игры, заранее распределяет кто кем будет, где и что должно лежать, стоять.
- Интеллектуал: любит заниматься творческой работой.
- Критик: всегда замечает плюсы и минусы у других, отличает повышенная эмоциональность, в случае возникновении ссоры старается разрешить конфликт.
Лидерские задатки легко можно выявить в процессе ежедневного наблюдения за детьми и знания личностных параметров лидера :
Лидер действует не истериками и приказами
Ребенок лидер умеет завлечь в игру других детей, объяснить правила, не боится ответственности, конфликтов.
Настоящий лидер-лидер везде (и дома, и в детском саду)
Ребенок лидер имеет особый стиль мышления (проявляется уже с 3-4 лет, склонен планировать, просчитывать различные варианты решения проблемы.
Ребенок-лидер самостоятелен, не ждет, когда за него что-то решит взрослый, может и сам организовать игру, чем-то себя занять.
Маленькие лидеры-прекрасные наблюдатели
В детском коллективе ребенок-лидер часто берет на себя функции «судьи», посредника при разрешении конфликтов.
Основным качеством лидерства является инициативность, которая проявляется в различных сферах жизни:
• Творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление)
• Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности)
• Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи)
• Познавательная инициатива –любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения)
• Двигательная активность (инициатива) – естественная потребность детей в движении
Задача педагогов создавать те или иные условия для проявления инициативы у детей. Проблема развития инициативности поднимается на различных уровнях. Всё чаще развитие инициативы детей поднимается в различных документах отечественной системы образования. В частности, одним из основных принципов ФГОС дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Формирование лидерских качеств в дошкольном возрасте связано с такой образовательной областью, как социально-коммуникативное развитие, которое прежде всего обеспечивает усвоение норм, ценностей, принятых в нашем обществе. Это область включает умение общаться, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Реализация этой области содействует развитию самостоятельности у детей, целенаправленности, саморегуляции собственных действий. Решение задач социально-коммуникативного развития детей развивает эмоциональную отзывчивость детей, эмпатию, способность совместно действовать со сверстниками, формируется уважительное отношение к людям, желание заниматься различными видами деятельности, а это в свою очередь и формирует жизненную активность ребенка.
От природы дети очень инициативны, подвижны, активны. Степень проявления жизненной активности конечно же обусловлена и биологическими особенностями, тем же типом темперамента, но их можно корректировать в процессе социализации, с помощью конкретных целенаправленных педагогических воздействий со стороны взрослых людей.
Прежде чем воспитывать лидерские качества важно хорошо знать каждого ребенка (его индивидуальные, возрастные особенности). Но кроме того, педагог должен помнить, что он формирует детский коллектив, в котором как раз и появляются лидеры. Центром личностного становления лидера является его нравственное развитие, которое происходит в условиях педагогически целесообразно организованного взаимодействия и общения, активизации самоценной активности ребенка в коллективе сверстников.
Методика «Секрет» (Т. А. Репина) направлена на изучение межличностных отношений дошкольников в группе детского сада, включая избирательные отношения. Инструкция: психолог находится в раздевалке, где размещаются шкафчики для детской одежды. Он предлагает поиграть в игру «Секрет»; «сейчас я дам тебе 3 картинки, ты их можешь подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки и тем ребятам, которые болеют». Далее педагог дает ребенку 3 картинки и спрашивает, какая из них нравится ему больше всего. Затем взрослый выясняет какая из двух оставшихся картинок нравится ребенку больше всего. Затем взрослый говорит ребенку : «теперь хорошо подумай, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и положи их им в шкафчик, а другие ребята положат картинки тебе». Эта простая методика уместна для проведения не только психологом, но и педагогом в форме игры, в педагогическом процессе для того, чтобы изучить социальный статус, положение каждого ребенка в группе, коллективе, что позволяет в итоге определить кто выбирает, кого выбирает, какое количество выборов каждый ребенок получает в итоге от сверстников и соответственно этот социометрический метод позволяет определить социальный статус каждого члена группы, его место в иерархии внутригруппового общественного мнения:
- Звезды и лидеры
- Приятные и предпочитаемые (принятые)
- Пренебрегаемые
- Изолированные
- Отверженные
Особое внимание надо уделить группе изолированных и отверженных детей, так как эти дети находятся в изоляции коллектива, что в дальнейшем приводит к негативным последствиям. В зависимости от индивидуальных особенностей детей у них могут формироваться негативные качества личности (агрессия как защитная реакция и т. д.) Необходимо обратить внимание на индивидуальную работу с этой категорией детей, развитие их социально-коммуникативных качеств (навыки коммуникации в коллективе, навыки сотрудничества в коллективе). Для того, чтобы развивать у ребенка инициативность, уверенность, организаторские способности необходимо давать больше самостоятельности в проявлениях ребенка.
Конечно же не все станут лидерами, но важно создавать условия для стремления к лидерству. Это важно для создания последующего этапа жизни, в дальнейшем школьного обучения. Главной функцией коллектива дошкольников является формирование определенной модели отношений, с которой они потом пойдут в более взрослую жизнь, и эта модель позволяет им включаться в процесс дальнейшей социализации и позволит им раскрыть свой внутренний как интеллектуальный, так и нравственный потенциал. Педагогическим условием развития лидерских качеств, лидерской устремленности относятся такие формы, методы взаимодействия с людьми, которые способствуют развитию у детей именно лидерских качеств. В старшем дошкольном возрасте речь идет о соревнованиях, о играх, о тренингах, о воспитывающих образовательных ситуациях, чтении художественной литературы и много других форм работы. Какие бы формы не выбирались, главным условием является предоставление ребенку больше самостоятельности в планировании своих действий и принятии решений. Контроль при этом конечно необходим, но это не должен быть приказной тон или бесприкословное подчинение, потому что такой стиль общения с детьми, как правило, ведет к обратному эффекту. Авторитарный стиль общения с ребенком формирует у него позицию быть ведомым.
Исследовательская деятельность содействует развитию лидерского потенциала, создает условия для самореализации личности, ее внутреннего потенциала. Особая роль принадлежит позиции педагога, его способности наблюдать за деятельностью детей, создавать условия для различных видов детской деятельности, которые бы обеспечили развитие детского потенциала. Формирование социальной компетенции является основополагающей у ребенка дошкольника.
Умения и навыки социально компетентного ребенка :
• Хорошо ориентируется в новой обстановке
• Способен выбрать адекватную альтернативу поведения
• Знает меру своих возможностей; умеет попросить о помощи и оказать ее;
• Уважает желания других людей, может включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми;
• Не мешает своим поведением другим;
• Умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме;
• Способен избежать нежелательного общения;
• Чувствует свое место в обществе других людей, понимая разный характер отношения к нему окружающих;
• Управляет своим поведением и способами общения.
Для полноценного развития лидерских качеств необходимо :
• Поддерживать каждый, даже самый маленький успех ребенка;
• Хвалить за конкретное дело, поступок, действие;
• Хвалить публично, а критиковать без посторонних;
• Усложнять деятельность тогда, когда успешно выполнены предыдущие задачи;
• Создавать ситуации успеха, но так, чтобы ребенок был уверен, что успехом обязан сам себе, а не с подачи взрослого;
• При похвале использовать такие высказывания: «Ты все правильно делаешь!», «Я знаю, что у тебя все получится!», «Молодец! Как у тебя все хорошо получается!».
• Верить в ребенка. «Я в тебя верю!»
• Виды деятельности нужно подбирать таким образом, чтобы каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание;
• Воспитывать настойчивость в выполнении заданий до конца, повседневно развивая у детей навыки общения;
• Повседневно развивать у детей навыки общения;
Ошибки взрослых в воспитании лидерских качеств у детей дошкольников:
Одной из самых распространенных ошибок родителей, стремящихся изо всех сил воспитать лидера, является игнорирование особенностей личности конкретного ребенка.
Воспитание по типу «Слушай папу и маму»
Взрослые путают понятия «ум», «одаренность», «зрелость»
Слова взрослых расходятся с нашими поступками.
Лидерские качества нужно развивать очень бережно, с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Ребенку обязательно необходимо обеспечивать ситуацию успеха, эмоциональную поддержку. Помогать ему понять, что невозможно победить, не рискуя проиграть или отрицательный результат-тоже результат, кто не совершал ошибок? Ну, наверное, тот, кто ничего не делает. Рассказать об известных людях, которые несмотря на провал, все равно шли к своей цели. В доброжелательной форме объяснять, беседовать с детьми, вселять в них веру в себя, свои силы.
Важно не перепутать развитие лидерских качеств с излишним манипулированием ребенком. Помнить, что развитие послушного ребенка – это прежде всего развитие безинициативного ребенка, который не сможет в будущем принимать решения, брать ответственность, который будет жить по чужой указке, не имея своего мнения и не способного выразить свою позицию. Задача взрослого: смоделировать жизнь детей, чтобы помочь ему научиться брать ответственность за свои слова и поступки. Большое внимание необходимо уделять развитию социального интеллекта, что формирует важное качество, как ответственность. Поэтому важно взрослым следить за собой, особенно в ситуации нравственного выбора, потому что за ними наблюдают их дети. Занимаясь воспитанием лидерских качеств у детей, педагог одновременно занимается и психолого-педагогическим сопровождением родителей, повышением их педагогической культуры, компетентности, коррекцией методов воспитания.
Игры и упражнения для развития лидерских качеств у дошкольников :
Игры, которые выявляют лидера – это социально адаптивные, которые позволяют дошкольнику проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы; игра учит детей целенаправленности действий, так как в ней есть определенные правила, которых необходимо придерживаться.
Игры, которые создают команды, предназначены для того, чтобы формировать умения работать в команде, повышать сплоченность в ней, создавать уголки общих интересов, способствовать формированию умения поддержать друг друга, формировать умение слушать и слышать лидера;
Комплексные игры служат для формирования основ самопрезентации, развития самостоятельности, выявления лидера в группе, развития навыков самостоятельного принятия решения, развития такого волевого качества как ответственность, развития умения организовывать самостоятельную деятельность.
В игре ребенок ощущает себя членом команды, он учится справедливо оценивать, как свои поступки, так и других. И конечно же в игре, ребенок желает соответствовать общему уровню как все, но в тоже время он старается в игре быть лучше всех, чтобы чувствовать свою индивидуальность, где- то и превосходство. Поэтому, чтобы ребенок развивал в игре лидерские качества, необходимо моделировать проявление в игре необходимых психических качеств, которые впоследствии надо закреплять и сделать устойчивой чертой.
Какие же игры способствуют развитию лидерских качеств, лидерской устремленности? Игра «Странники», в ходе которой педагог предлагает отправиться в незабываемое путешествие на цветочную поляну. Для этого им необходимо разделиться на 2 команды, и облагородить цветочную поляну. Педагог говорит, что каждой из команд Игра выявляет лидеров группы, развивает умение действовать совместно и осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль за деятельностью; развивать чувство доверия к тем, с кем общаешься.
Игра «Дружный паровозик». Перед игрой проводится беседа о дружбе, взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые преграды. Дети встают друг за другом и держат за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают разные препятствия (проползти под столом, подняться и сойти со стула, спрятаться от диких животных и т. д. непременным условием игры является то, что нельзя отцепляться друг от друга. Игра развивает такие лидерские качества как инициативность, коммуникативные способности, креативность, учит доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Игра «Путешественники». Детям предлагают встать в круг и внимательно выполнять команды ведущего. Роль ведущего выполняет взрослый, который и выявляет первых лидеров группы. Задание: «Мы прилетели на Марс и нам надо как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только 3-местный номер, два 2-местных номера и один 1-местный. Необходимо как можно быстрее распределиться кто в каком номере будет жить. «Начали!» Игра позволяет увидеть наличие и состав микрогрупп в группе. 1-местные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным». Это также игра на сплочение группы.
Подобные игры помогают успешно объединять детей. Дети с удовольствием играют в такие игры как под руководством педагога, так и самостоятельно, особенно в старшей и подготовительной группе.