МААМ-картинки

Консультация «Содержание и методика формирования количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»

Светлана Кобец
Консультация «Содержание и методика формирования количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»

Содержание и методика формирования количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

Основные положения:

1. Учет возрастных возможностей умственно отсталых дошкольников при формировании количественных представлений

2. Учет общедидактических и методических коррекционных принципов при построении занятий по ФЭМП:

- частая смена видов деятельности;

- большое количество повторений на разнообразном материале;

- перенос усвоенных знаний в новые условия;

- игровой характер обучения;

Публикация «Консультация „Содержание и методика формирования количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта“» размещена в разделах

- организация предметно-практических действий каждого ребенка.

На первом году обучения выделяется 2 периода:

1. Пропедевтический, дочисловой период.

2. Период обучения счету.

Дочисловой период.

Задачи:

1. Формирование представлений о количестве (один – много – мало, пустой – полный, о сохранении количества.

2. Формирование умения детей осуществлять классификацию и сериацию предметов на основе определенного качественного признака; сравнение путем наложения, приложения и сопоставления дискретных и непрерывных множеств; преобразование множеств путем увеличения, уменьшения и уравнивания.

Этапы работы.

1. Сопоставление групп предметов (классификация по определенному качественному признаку).

2. Формирование представлений один – мало – много.

3. Составление упорядоченного ряда (систематизация и сериация предметов по качественному признаку – выстраивание предметов от самого больного до самого маленького и наоборот).

4. Сопоставление дискретных и непрерывных множеств.

5. Формирование представлений о сохранении количества.

6. Преобразование множеств.

7. Сопоставление численностей множеств, воспринимаемых различными анализаторами.

В качестве дидактического материала используются не только дискретные, но и непрерывные множества (сыпучие, жидкие вещества).

Обучение должно носить наглядно-практический характер, т. е. количественные представления ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога и в процессе собственных практических действий с реальными предметами.

Практические действия ребенка вначале четко фиксируются в речи педагога, а затем в собственных высказываниях ребенка. Если же речь ребенка не появляется, то отрабатываются невербальные формы выражения – жесты, интонация. В процессе усвоения математических знаний активно подключается рука (осязание) как важнейшее познавательное средство в обучении умственно отсталых детей.

I этап.

Формирование навыков классификации предметов по тем или иным признакам осуществляется одновременно с изучением этих признаков (цвет, форма, величина). Качественная классификация способствует лучшему усвоению сенсорных эталонов, а также формирует у детей представление о множестве предметов. Первоначально задания выполняются по подражанию, образцу, а затем по словесной инструкции. На данном этапе дети обучаются действиям примеривания, используя прием приложения для отбора предметов по качественному признаку.

На этом этапе формируются основные количественные обобщения : один – мало – много. Дети учатся отвечать на вопрос «Сколько?». На первых занятиях используются различные игрушки (один мишка – много зайчиков, мало шишек – много грибов, дети учатся находить один и много одинаковых предметов в окружающей обстановке. Такая работа способствует развитию у детей восприятия количества. Это, в свою очередь, закрепляется в слове-названии и приводит к формированию представлений о количестве. В дальнейшем создаются условия для применения усвоенных количественных представлений в различных видах деятельности.

На этапе упорядочения множеств дети учатся устанавливать последовательные взаимосвязи. Упорядочение множеств является предпосылкой для формирования представлений об упорядочении чисел. В дальнейшем на уровне чисел эти отношения выражаются так: 3 > 2, 2 > 1 и наоборот. На первом году обучения, используя в работе материалы Монтессори (розовая башня, красные штанги, цветные цилиндры) и дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, кубики, важно формировать у детей не словесно-формальную, а чувственно-практическую ориентировку на свойства и качества предметов. Добиваться отражения в речи промежуточных признаков (побольше, поменьше, еще меньше) не обязательно.

На этапе сопоставления множеств детей знакомят со способами установления количественных отношений между множествами, формируют способность воспринимать и определять результат сравнения – видеть равенство или неравенство множеств, обозначая количественные отношения словами больше, меньше, поровну. Основными приемами сопоставления являются наложение, приложение предметов, составление пар. Этап сравнения количеств готовит мышление ребенка к отрыву от конкретной ситуации. Дети сравнивают дискретные и непрерывные множества. Количественное сравнение непрерывных множеств находит выражение в словах: в большом больше, в маленьком меньше.

Для формирования представлений о сохранении количества важна организация предметно-практических действий ребенка с реальными предметами и отработка приемов проверки правильности действий.

Этап преобразования множеств подготавливает к усвоению операций сложения и вычитания и содействует умственному и математическому развитию ребенка. Работа на данном этапе включает задания на увеличение, уменьшение и уравнивание множеств.

Сопоставление множеств, воспринимаемых различными анализаторами, способствует образованию межанализаторных связей и обеспечивает в дальнейшем обобщение знаний о числе и счете. При этом используются упражнения типа: хлопнуть в ладоши столько, сколько кукол на столе; на каждый хлопок педагога откладывать одну игрушку и т. п. Задания выполняются без пересчета, в пределах трех.

С целью взаимодействия различных анализаторов (речевого, тактильного, зрительного, слухового) и для большего разнообразия деятельности на всех этапах работы следует использовать задания, в которых восприятие качественных и количественных признаков идет как зрительно, так и на слух или по осязанию. Это развивающие игры «Чудесный мешочек», «Большие и маленькие шары», «Пустой – полный», «Глазки спят, ушки слушают» и др. Использование в процессе обучения зрительного, слухового и осязательного восприятия создает предпосылки для накопления более полных знаний о предметах и явлениях окружающей действительности. Игровая форма выполнения заданий способствует формированию у дошкольников интереса к занятиям.

Публикации по теме:

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Программа «Азбука здоровья» Пояснительная записка. Программа направлена на формирование у детей с нарушением интеллекта представлений о здоровом образе жизни, мотивации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Содержание и методика формирования количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта»
Опубликовано: 3 апреля 2014 в 15:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД