Ласкина Оксана Сергеевна
Консультация по оформлению уголка по ИЗО для группы среднего возраста
Консультация по оформлению уголка по ИЗО для группы среднего возраста.
Педагог учит детей видеть красоту окружающей жизни, передавать свои впечатления в рисунках. Особое внимание следует обращать на самостоятельное отношение дошкольников к выполнению заданий. В первую очередь нужно побуждать детей проявлять самостоятельность во всех случаях, где это возможно. Обязанность воспитателя - продумывать, где и в чем дети могут проявить самостоятельность, найти правильное соотношение между прямым обучением детей и воспитанием у них способности быть самостоятельными.
Публикация «Консультация по оформлению уголка по ИЗО для группы среднего возраста» размещена в разделах
На пятом году жизни ребенок усваивает много новых знаний и навыков, делает определенные успехи в развитии своего языка. Под влиянием обучения у детей появляются стремление к усвоению новых знаний и умений, интенсивно развивается воображение, восприятие, наблюдательность. Дети этого возраста хорошо понимают цель зрительного наблюдения, начинают выделять главное в объекте, могут в течение короткого времени наблюдать самостоятельно (но под руководством старших). Необходимо оформлять уголки в самих группах для того чтобы дети в процессе занятий изобразительной деятельностью формируются целостные образы моделей. Однако следует заметить, что формирование новых зрительных образов нуждается в постоянной помощи и руководства со стороны взрослых.
Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.
• Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте.
• Оборудование соответствует потребностям данного возраста. Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения.
• Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.
• Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы, творческих работ воспитанников.
• Многофункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).
• Вариативность. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, лепка, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).
• Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, ножницы и клей должны храниться в коробках с крышкой).
• Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.).
Требования к созданию и оформлению уголка ИЗО
Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.
1. Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте.
2. Оборудование соответствует потребностям данного возраста. Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения.
3. Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.
4. Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы, творческих работ воспитанников.
5. Многофункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).
6. Вариативность. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, лепка, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).
7. Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, ножницы и клей должны храниться в коробках с крышкой).
8. Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.).
Составляющие материалы для уголка
средней группы :
• Бумага белая, цветная, бархатная;
• Краска гуашь (6 цв, палитра;
• Стеки;
• Городецкие игрушки;
• Цветные карандаши в более расширенной гамме, восковые мелки;
• Альбомы, раскраски по декоративно-прикладному искусству -
• филимоновская, дымковская роспись;
• Образцы игрушек, вылепленные детьми и предметы народного промысла;
• Клей, ножницы с безопасными (закругленными) концами лезвий;
• Готовые формы предметов (птицы, животные, цветы, насекомые);
• Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству на
• композиционные навыки;
• Сыпучий (крупы, сахар) и природный материал (засушенные листья,
• травы, лепестки цветов, семена и т. д.);
• Репродукции произведений живописи;
Предметы по нетрадиционному рисованию (поролон, свечи, ватные)
• палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.);
• Схемы – алгоритмы рисования, изготовления поделок, лепки различных предметов
Важная часть организации центра изодеятельности — его эстетичное и оригинальное оформление. Именно здесь педагог может проявить всю свою фантазию и увлечённость профессией. Современная мебель для детских садов часто красива сама по себе и окрашена в красочные тона, но если шкафчик довольно простой, то воспитатель может преобразить его с помощью рисунка или яркой наклейки, например, весёлой гусеницы, тело которой окрашено во все цвета радуги. Наклеить можно любого популярного персонажа (Буратино, Незнайку, Кота Леопольда, а в руках он будет держать детские рисунки. Как один из вариантов это может быть солнышко с лучиками-карандашами. Оригинальный декор — изображение таинственного замка, в котором живут карандаши, а на его шпиле развеваются атласные ленточки. Изображение на стене можно периодические обновлять, например, в связи с изучением какой-то темы. Отличный вариант декора — детские работы в нетрадиционной технике, украшенный необычной рамочкой. Если зона ИЗО находится возле окна, то его также можно тематически украсить, например, объёмными разноцветными карандашами с антропоморфными чертами. Чтобы уголок ИЗО ещё больше привлекал дошкольников, можно красиво обыграть материал для творчества, например, оригинально оформить подставки для карандашей и фломастеров — в виде грузовой машины, гусеницы. А подставку для бумаги или папок с рисунками можно представить в виде кошки с поднятым вверх хвостом.
Основные виды деятельности в уголке ИЗО
• Первоначальная задача воспитателя — познакомить дошкольников с уголком ИЗО (конечно же, это делается в раннем дошкольном возрасте).
• Педагог рассказывает ребятам об устройстве этой зоны, её назначении.
• Приучает детей рассматривать картинки, репродукции картин, альбомы только в этом уголке (с ними не нужно ходить по группе). Брать эти вещи нужно только чистыми руками, их нельзя мять, использовать как игрушки, всегда класть на своё место после ознакомления.
• В соответствии с оснащением уголка ИЗО выделяется несколько направлений видов деятельности в этой зоне.
• Закрепление материала, полученного в ходе занятия. Например, воспитатель предлагает ребёнку, который не очень хорошо справился с заданием, сделать ещё одну поделку из пластилина или изобразить что-либо на бумаге. Другой вариант — малышу так понравилось творить на занятии, что он хочется нарисовать этот же объект ещё раз.
• Творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, создание поделок из бросового и природного материала) в свободное время. Такое занятие больше всего развивает детскую фантазию, воображение.
• Раскрашивание картинок. Такая работа развивает мелкую моторику (нужно следить, чтобы карандаш или фломастер не выходил за контур рисунка). Кроме того, можно проявить фантазию в выборе цвета.
• Дидактические игры. Многим ребятам нравится заниматься с настолько-печатными пособиями, например, собирать пазлы по теме ИЗО или подбирать подходящие по смыслу картинки. К тому же, это опять-таки развивает мелкую моторику.
• Рассматривание репродукций известных картин. Такая деятельность расширяет детский кругозор, помогает уяснить понятие жанра в живописи.