МААМ-картинки

Консультация «Как хорошо уметь писать!»

Плотникова Анастасия
Консультация «Как хорошо уметь писать!»
▼ Скачать + Заказать документы

Письменный способ выражения мысли – одно из величайших достижений человечества. Значение умения пользоваться этим способом общения для каждого человека исключительно велико. Различные области деятельности в большинстве своем тесно связаны с процессом письма.

Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение навыком письма является одним из важнейших. От степени его сформированности во многом зависит успех ребенка в обучении.

Публикация «Консультация „Как хорошо уметь писать!“» размещена в разделах

В связи с тем, что при формировании навыка письма требуется соблюдение многих условий и отработка ряда приемов, а наличие стойких графических ошибок препятствует нормальному овладению письменной речью, возникает необходимость повышенного внимания к формированию навыка на самых ранних этапах и организации подготовки к его овладению в дошкольный период.

Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.

Дошкольный возраст – наилучшее время для запуска человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Под руководством воспитателей дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно недоступно. Вместе с тем подготовка к письму осуществляется косвенно. Выделяют рисование, лепку, аппликацию как наиболее эффективные занятия для подготовки детей к овладению графикой письма.

Графические навыки письма относятся к сенсомоторным навыкам человека, относящимся к учебной деятельности. Они формируются не изолированно, а совместно с чтением, орфографией, развитием письменной речи.

Успешность обучения чистописанию во многом определяется созданием гигиенических требований: правильного подбора мебели, удобства ее для письма, должного уровня освещенности рабочих мест. Продолжительность непрерывных графических упражнений у старших дошкольников не должна превышать – 5 минут. При большом объеме письменных работ у детей развивается утомление, которое выражается в возбуждении, проявляющемся двигательным беспокойством, частыми изменениями положения тела.

Это важно учитывать при планировании занятий, предусматривая рациональное чередование устных и письменных видов работ. При выполнении упражнений большого объема следует организовать краткий отдых детей (для корректировки позы, вводить упражнения для глаз, специальные подготовительные упражнения для пальцев рук, кисти, предплечья, 2-3 физкультминутки.

Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.

Основным показателем хорошего почерка, кроме его четкости, является плавность, ритмичность, легкость и скорость письма. Действительно. Ритмичность в письме освобождает мышцы от излишнего напряжения, рука значительно меньше устает, движения легче. В свою очередь, ритм пишущего зависит от скорости письма. Отсюда следует, что для успешного овладения графикой письма необходимы: координация движений, пространственные представления, чувство ритма.

Отмечается также, что рука как рабочий орган должна быть готова к выполнению графических движений, а это определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев. Такая готовность руки к выполнению тонких, точных движений условно обозначается термином «ручная умелость». Для формирования ручной умелости могут быть успешно использованы упражнения и игры с пальчиками, в частности сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют умению слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, дает возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль.

Подготовка детей к овладению графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика. Успешное решение этой задачи возможно только при использовании всего потенциала дошкольного образования и взаимодействия всех педагогов учреждения. Лишь их совместные усилия способны создать систему, гармонично воздействующую на личность ребенка и подготавливающую его к будущей деятельности. Физическая культура является неотъемлемой частью этой воздействующей системы.

Физические упражнения, направленные на подготовку ребенка к овладению графикой письма, могут включаться во все виды физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, физкультурные занятия, досуги, праздники, самостоятельная двигательная деятельность).

Особую группу специальных упражнений составляют движения руки и ее наиболее важные для графической деятельности звеньев – кисти и пальцев: упражнения «для пальчиков», игры-потешки, игровые композиции из упражнений «для пальчиков», сюжетно объединенные маленькими рассказами. К речитативам известных подвижных игр подбираются движения рук, кисти и пальцев.

В целях оптимизации процесса подготовки дошкольников к овладению графикой письма можно рекомендовать следующие организационные мероприятия.

1. Включение занятий физическими упражнениями в систему подготовки дошкольников к овладению графикой письма.

2. Осуществление преемственности содержания физкультурных занятий и других видов образовательно-воспитательной деятельности детей в дошкольном учреждении, обеспечивающей развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной умелости».

3. Организация условий для самостоятельной двигательной деятельности детей, способствующей подготовке к овладению графикой письма.

4. Соблюдение методических требований: регулярность занятий, хорошая подготовка мест для занятий, доброкачественный инвентарь, соблюдение техники безопасности и т. д.

5. Включение в занятия большого количества игр, эстафет, соревнований для повышения активности детей и поддерживания их интереса к двигательной деятельности.

6. Использование музыки для улучшения эмоционального состояния детей.

7. Обеспечение высокой плотности занятий делением группы на команды, использованием оборудования для выполнения групповых упражнений, применением поточного метода организации.

8. Подбор уровня сложности упражнений с учетом индивидуальных показателей физического состояния детей.

9. Дифференцирование нагрузки за счет распределения ролей в подвижных играх и эстафетах, изменения объема и интенсивности упражнений.

10. Определение эффективности каждого упражнения по следующим показателям:

- интерес детей, их увлеченность при выполнении двигательных заданий;

- доступность для большинства детей;

- включение индивидуальной деятельности каждого ребенка в групповые (командные) игры и эстафеты;

- четкость оценки действий каждого ребенка и команды в целом.

Среди многих видов учебной деятельности будущего школьника овладение навыком письма является одним из важнейших. От степени его сформированности во многом зависит успех ребенка в обучении.

В связи с тем, что при формировании навыка письма требуется соблюдение многих условий и отработка ряда приемов, а наличие стойких графических ошибок препятствует нормальному овладению письменной речью, возникает необходимость повышенного внимания к формированию навыка на самых ранних этапах и организации подготовки к его овладению в дошкольный период.

Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения, поэтому во время занятий изобразительной деятельностью необходима работа над формированием графических навыков.

1. Обучение ориентации на листе при помощи осей координат и вспомогательных линий.

2. Развитие навыков владения линейной графикой:

o Прямые вертикальные параллельные линии, проведенные сверху-вниз и снизу-вверх.

o Прямые горизонтальные параллельные линии, проведенные слева-направо и справа-налево.

o Композиции из сочетания вертикальных и горизонтальных линий.

o Наклонные, параллельные линии, пересекающиеся линии, ломаные линии.

o Кривые дугообразные линии.

o Волнообразные линии.

o Петлеобразные и спиралевидные линии.

o Композиции с комбинированными линиями.

o Рисование изображений на основе геометрических фигур.

o Рисование концентрических овалов, кругов и окружностей со сдвинутым центром.

o Рисование геометрических фигур с использованием опорных точек.

o Рисование с использованием осей координат и прицельных сходящихся и расходящихся линий.

o Пиктографические композиции с разнообразными линиями. Символы и знаки.

o Композиции с элементами печатных и письменных букв. Начертание печатных букв в сочетании с линейно-графическими композициями.

3. Формирование навыков работы с плоскостью, рельефом и объемом (бумагопластика и лепка).

4. Развитие навыков работы с разными инструментами и графическими материалами.

5. Развитие навыков работы в коллажных техниках для усиления образной выразительности композиций и отработки графических технических приемов.

Первые упражнения должны носить тестовый характер, на них необходимо выяснить насколько у ребенка сформированы графические навыки, что проявляется в трудностях технического порядка работы на листе заданного формата тем или иным материалом в определенной последовательности, на что в дальнейшем следует обратить внимание, составляя групповые и индивидуальные задания.

Темы занятий следует составлять в определенной ритмической последовательности, чтобы повторяясь, они расширяли сюжетный спектр и давали возможность детям связать разрозненные впечатления в единое целое представление о явлении или предмете.

Главным выразительным средством на занятиях необходимо использовать линию, наносимую на бумагу различными инструментами (шариковые ручки, гелиевые ручки, цветные и простые карандаши разной твердости от 2Т до 3М, фломастеры, уголь, восковые мелки, пастель – твердые материалы и беличьи или колонковые кисти при работе с гуашью, акварелью, тушью – полутвердые или жидкие материалы). Работа с различными материалами не только позволяет корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для подготовки руки к письму, когда потребуются длительные статические нагрузки и четкие движения.

Знакомство ребенка с основными направлениями и способами проведения линий, с формообразованием в орнаментах и сюжетных композициях должна происходить в следующем порядке.

1. Поэтапное освоение выразительных возможностей графических средств: точки «.», штриха «-», линии «__» и их трансформация в изобразительную, декоративную, шрифтовую композиции.

2. В занятиях каждое направление отрабатывается отдельно, затем они суммируются и впоследствии входят в упражнения, которые развивают и закрепляют навыки рисовальных движений руки с различными инструментами и в работе с разными графическими материалами.

3. Освоение способов линейного рисования, как и темы занятий, должны находиться в определенной последовательности: от простых к сложным движениям и к переключению с одного движения к другому, при создании сложных орнаментально-графических композиций, а также к передаче временных категорий в рисунках, сходных по стилистике с пиктографией и письмом. Работа над формой и содержанием композиций связана с образными представлениями и техническими графическими средствами.

На занятиях детей можно познакомить с литературным или музыкальным произведением. После объявления темы, педагогу надо показать элементы будущих графических образов на доске. Предложите ребенку прорисовать элемент в воздухе, затем отработать на доске и перенести на лист бумаги. Каждое занятие необходимо сопровождать пальчиковой гимнастикой и физминутками, связанными с художественными образами.

Использование методов арт-педагогики (педагогики, средствами обучения в которой является изобразительное искусство, целенаправленное развитие способностей к осмыслению взаимосвязи образного мышления с возможностями выразительных средств изобразительного искусства, в частности линейной графики и элементарного формообразования при подготовке детей к освоению грамоты, позволяет им в дальнейшем без особых проблем воспринимать условность словарно-буквенного обозначения и осваивать письмо печатным и письменным шрифтом и при этом затрачивать меньше физических сил и психической энергии, которые им так пригодятся во время школьного обучения.

Освоение способов линейного рисования, должны находиться в определенной последовательности: от простых к сложным движениям и к переключению с одного движения к другому, при создании сложных орнаментально-графических композиций, а также к передаче временных категорий в рисунках, сходных по стилистике с пиктографией и письмом.

Тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, дает возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет чрезвычайно важную роль.

Не забывайте хвалить ребенка. Будьте терпеливы и добры к вашему малышу. И вы обязательно будете радоваться успехам во время обучения ребенка в школе!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Конкурс художественного чтения для дошкольников «Как хорошо уметь читать»Фотоотчет «Конкурс художественного чтения для дошкольников «Как хорошо уметь читать» Фотоотчет: Конкурс художественного чтения для дошкольников "Как хорошо уметь читать". 24 октября в центре "Радуга" проходил конкурс,где.

«Как хорошо уметь читать!» Фотоотчет«Как хорошо уметь читать!» Фотоотчет Обучение грамоте в подготовительной логопедической группеФоторепортаж наших занятий Вот такие "Кассы букв" мы сделали с воспитателем (Ольгой.

Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник» Уважаемые родители,ваш ребенок еще не школьник,но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи,будущего первоклассника. Ведь.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок трех лет» Консультация для родителей: "что должен уметь ребенок 3 лет". Дорогие коллеги, сейчас в век всеобщей компьютеризации новых технологий, легко.

Консультация для родителей «Что должен уметь ребенок к 1 классу» Консультация для родителей "Что должен уметь ребенок к 1 классу". Общее развитие: -знать свою фамилию, имя, отчество, -знать, сколько ему.

Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?» Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно.

Консультация для родителей «Дневной сон — только хорошо»Консультация для родителей «Дневной сон — только хорошо» При поступлении малыша в детский сад педагог старается узнатьу родителей как можно больше информации о ребёнке, задавая примерно такие.

Консультация для родителей и воспитателей «Что должен уметь ребенок в 3–4 года»Консультация для родителей и воспитателей «Что должен уметь ребенок в 3–4 года» Педиатры отмечают, что развитие у каждого ребенка происходит «по индивидуальной программе». Умения его совершенствуются с каждым днем,.

Совместная деятельность детей и родителей в плане проекта «Как хорошо уметь читать!»Совместная деятельность детей и родителей в плане проекта «Как хорошо уметь читать!» Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса.

Творческий проект «Как хорошо уметь читать!»Творческий проект «Как хорошо уметь читать!» Творческий проект «Как хорошо уметь читать!» Актуальность В современной педагогике, практике образования взаимодействие педагогов, родителей.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Как хорошо уметь писать!»
Опубликовано: 16 июня 2020 в 00:52
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Как хорошо уметь писать!»» (включая файлы) размещена пользователем Плотникова Анастасия (УИ 1305273) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД