Татьяна Лебедева
Музыкальные кроссворды для дошкольников как средство повышения познавательного интереса к образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Современный детский сад должен не только формировать определённый набор знаний у воспитанников, но и пробуждать у них стремление к реализации своих способностей. Необходимым условием развития этого является активизация образовательной деятельности дошкольников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на воспитанников, а через использование инновационных дидактических средств, разработанных с использованием информационных технологий.
Публикация «Музыкальные кроссворды для дошкольников как средство повышения познавательного интереса к образовательной деятельности» размещена в разделах
Актуальность применения дидактических средств обусловлена тем, что у воспитанников снизился интерес к образовательной деятельности, и обычными средствами обучения удовлетворить запросы воспитанников стало труднее.
Для повышения эффективности обучения используются элементы занимательности, подавая материал необычным, нетрадиционным способом - через игры, кроссворды, сканворды, занимательные задачи, ребусы.
Почему кроссворды для детей – самый интересный способ закрепить полученные знания? Наверно, потому что детские кроссворды являются увлекательным времяпровождением и для детей, и для взрослых. Кроссворды незаменимы при обучении ребенка. Разгадывая кроссворд, ребенок закрепляет слова и понятия изучаемой предметной области, у него начинает работать не пассивное запоминание, а деятельное. Это повышает уровень эффективного усвоения материала в несколько раз. Не раз было подмечено, что именно тот материал, который был подкреплен активными средствами обучения, оставался в памяти на всю жизнь, а пассивно заученный – был утрачен через небольшой промежуток времени.
Музыкальные кроссворды – это особый вид интеллектуальной игры. Такое дидактическое средство не только увлечет ребенка красочными яркими иллюстрациями, но и поможет в развитии. Достоинство музыкальных кроссвордов заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, стимулируют сознательный поиск в изучаемой области. Кроме того, кроссворды являются прекрасным средством для контроля знаний воспитанников.
Целью создания данного дидактического средства является рассмотрение нетрадиционных форм обучения, стимулирование проявления активности в образовательной деятельности. Кроме того, кроссворды используются при обучении с целью контроля знаний для повышения понимания изучаемых понятий
Музыкальные кроссворды содержат игровые и учебные задачи:
• расширить кругозор, овладеть определенными знаниями, умениями, навыками
• развить логику мышления
• тренировать зрительную память, сообразительность, интуицию, смекалку.
• сблизить детско-родительские отношения при совместном решении кроссворда
Кроссворды не только придают особый, занимательно-мотивационный аспект процессу обучения, но и способствуют развитию поисково-творческих способностей воспитанников, умения применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретенных сведениях. Они служат превосходным тренингом умственной деятельности, дают отгадывающему их возможность самовыражения, доставляя удовлетворение правильными ответами, сообщая тем самым заряд душевной бодрости. Решение кроссвордов эффективно после изучения определенного раздела, и музыкальный руководитель может ставить различные задачи перед воспитанниками при разгадывании кроссвордов. Существуют музыкальные кроссворды разной тематики – из раздела восприятия музыки, пения, музыкальных инструментов. Включая дошкольников в интеллектуальную игру, музыкальный руководитель в нетрадиционной (а значит более интересной для воспитанников) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного материала, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в объяснении.
Использование кроссвордов в непосредственной образовательной деятельности целесообразно при соблюдении ряда условий:
• заранее проверить доступность кроссворда, учесть возрастные особенности детей, уровень их подготовки
• создать на занятии ситуацию естественной игры
• включить в ходе решения элемент состязаний между детьми
• предусмотреть обсуждение ответов
Кроме того, чтобы не пропадал интерес у детей к разгадыванию кроссвордов, надо разнообразить их форму и содержание: часть из них давать индивидуально (тогда оценке подлежат успехи отдельного ребенка, а часть коллективу (оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее количество слов). Некоторые кроссворды можно отгадывать всей группой, учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого.
Очень полезный вид самостоятельной работы детей – составление музыкальных кроссвордов самими воспитанниками. Оно целесообразно с методической точки зрения, так как требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий. При этом большое внимание уделяется именно формулировке вопросов, потому что проблема постановки вопросов – это проблема развития высококачественного мышления. Ребенок не может правильно сформулировать вопрос о процессе, который он глубоко не осмыслил. Поэтому, при анализе составленных кроссвордов необходимо учитывать качество поставленных вопросов. Таким образом, качество сформулированного вопроса свидетельствует о понимании пройденного материала. При изображении игрового поля кроссворда следует стремиться к тому, чтобы оно выглядело цельным рисунком, было привлекательно и эстетично. При анализе кроссворда оценивается красота, лаконичность всей работы – свободного пространства на поле кроссворда, самого поля. Таким образом, помимо обучающей цели при составлении кроссворда, преследуется еще и цель эстетического развития личности ребенка. Нередко решение, а тем более составление кроссворда требует от ребенка умения работать с книгой, что способствует также развитию ценных качеств личности, вырабатывает настойчивость, способность сопоставлять, обостряет сообразительность, побуждает к расширению и углублению знаний, тренирует память, расширяет кругозор, вырабатывает умение доводить дело до конца, стимулирует интерес к музыке. Составленные детьми кроссворды должны «работать», их можно предлагать другим детям в группе, что возможно только после тщательной проверки, анализа, доведения до «ума». Анализируя сказанное, можно утвердительно заявить, что музыкальный кроссворд - мощное дидактическое средство музыкального руководителя, соединяющее интеллектуальное занятие и забаву, размышление и развлечение, что открывает новые подходы к обучению дошкольников
Использование музыкальных кроссвордов в образовательной деятельности - это не просто новое веяние времени, это необходимость. Они позволяют показать любой процесс, происходящий в музыкальном развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые в образовательной деятельности и многое другое.
В рамках одного НОДа музыкальный руководитель имеет возможность использовать и кроссворды, и ребусы, и видеофрагменты, и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование разных дидактических средств в НОД помогает не только детям усвоить материал, но и музыкальному руководителю творчески развиваться.
Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы : интерес к знаниям, к содержанию и процессу обучения. В той мере, в какой воспитанник участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и познавательные мотивы интерес к способам добывания знаний.
Применение разных дидактических средств в НОД позволяет :
усилить положительную мотивацию обучения и активизировать познавательную деятельность воспитанников, обеспечивает наглядность, высокий эстетический и эмоциональный уровень
Особенностью образовательного процесса с применением дидактических средств является то, что центром деятельности становится воспитанник, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Педагог часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Поэтому использование разных дидактических средств, и в частности музыкальные кроссворды, в образовательном процессе является актуальной проблемой современного дошкольного образования