Папки-передвижки

Музыкальные кроссворды для дошкольников как средство повышения познавательного интереса к образовательной деятельности

Татьяна Лебедева
Музыкальные кроссворды для дошкольников как средство повышения познавательного интереса к образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Современный детский сад должен не только формировать определённый набор знаний у воспитанников, но и пробуждать у них стремление к реализации своих способностей. Необходимым условием развития этого является активизация образовательной деятельности дошкольников. Благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на воспитанников, а через использование инновационных дидактических средств, разработанных с использованием информационных технологий.

Публикация «Музыкальные кроссворды для дошкольников как средство повышения познавательного интереса к образовательной деятельности» размещена в разделах

Актуальность применения дидактических средств обусловлена тем, что у воспитанников снизился интерес к образовательной деятельности, и обычными средствами обучения удовлетворить запросы воспитанников стало труднее.

Для повышения эффективности обучения используются элементы занимательности, подавая материал необычным, нетрадиционным способом - через игры, кроссворды, сканворды, занимательные задачи, ребусы.

Почему кроссворды для детей – самый интересный способ закрепить полученные знания? Наверно, потому что детские кроссворды являются увлекательным времяпровождением и для детей, и для взрослых. Кроссворды незаменимы при обучении ребенка. Разгадывая кроссворд, ребенок закрепляет слова и понятия изучаемой предметной области, у него начинает работать не пассивное запоминание, а деятельное. Это повышает уровень эффективного усвоения материала в несколько раз. Не раз было подмечено, что именно тот материал, который был подкреплен активными средствами обучения, оставался в памяти на всю жизнь, а пассивно заученный – был утрачен через небольшой промежуток времени.

Музыкальные кроссворды – это особый вид интеллектуальной игры. Такое дидактическое средство не только увлечет ребенка красочными яркими иллюстрациями, но и поможет в развитии. Достоинство музыкальных кроссвордов заключается в том, что они вносят в познавательный процесс игровой элемент, активизируют умственную деятельность, стимулируют сознательный поиск в изучаемой области. Кроме того, кроссворды являются прекрасным средством для контроля знаний воспитанников.

Целью создания данного дидактического средства является рассмотрение нетрадиционных форм обучения, стимулирование проявления активности в образовательной деятельности. Кроме того, кроссворды используются при обучении с целью контроля знаний для повышения понимания изучаемых понятий

Музыкальные кроссворды содержат игровые и учебные задачи:

• расширить кругозор, овладеть определенными знаниями, умениями, навыками

• развить логику мышления

• тренировать зрительную память, сообразительность, интуицию, смекалку.

• сблизить детско-родительские отношения при совместном решении кроссворда

Кроссворды не только придают особый, занимательно-мотивационный аспект процессу обучения, но и способствуют развитию поисково-творческих способностей воспитанников, умения применять свои знания, быстро ориентироваться в приобретенных сведениях. Они служат превосходным тренингом умственной деятельности, дают отгадывающему их возможность самовыражения, доставляя удовлетворение правильными ответами, сообщая тем самым заряд душевной бодрости. Решение кроссвордов эффективно после изучения определенного раздела, и музыкальный руководитель может ставить различные задачи перед воспитанниками при разгадывании кроссвордов. Существуют музыкальные кроссворды разной тематики – из раздела восприятия музыки, пения, музыкальных инструментов. Включая дошкольников в интеллектуальную игру, музыкальный руководитель в нетрадиционной (а значит более интересной для воспитанников) форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного материала, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в объяснении.

Использование кроссвордов в непосредственной образовательной деятельности целесообразно при соблюдении ряда условий:

• заранее проверить доступность кроссворда, учесть возрастные особенности детей, уровень их подготовки

• создать на занятии ситуацию естественной игры

• включить в ходе решения элемент состязаний между детьми

• предусмотреть обсуждение ответов

Кроме того, чтобы не пропадал интерес у детей к разгадыванию кроссвордов, надо разнообразить их форму и содержание: часть из них давать индивидуально (тогда оценке подлежат успехи отдельного ребенка, а часть коллективу (оценка ставится группе и тем, кто правильно назвал наибольшее количество слов). Некоторые кроссворды можно отгадывать всей группой, учитывая активность, «находчивость» и эрудицию каждого.

Очень полезный вид самостоятельной работы детей – составление музыкальных кроссвордов самими воспитанниками. Оно целесообразно с методической точки зрения, так как требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий. При этом большое внимание уделяется именно формулировке вопросов, потому что проблема постановки вопросов – это проблема развития высококачественного мышления. Ребенок не может правильно сформулировать вопрос о процессе, который он глубоко не осмыслил. Поэтому, при анализе составленных кроссвордов необходимо учитывать качество поставленных вопросов. Таким образом, качество сформулированного вопроса свидетельствует о понимании пройденного материала. При изображении игрового поля кроссворда следует стремиться к тому, чтобы оно выглядело цельным рисунком, было привлекательно и эстетично. При анализе кроссворда оценивается красота, лаконичность всей работы – свободного пространства на поле кроссворда, самого поля. Таким образом, помимо обучающей цели при составлении кроссворда, преследуется еще и цель эстетического развития личности ребенка. Нередко решение, а тем более составление кроссворда требует от ребенка умения работать с книгой, что способствует также развитию ценных качеств личности, вырабатывает настойчивость, способность сопоставлять, обостряет сообразительность, побуждает к расширению и углублению знаний, тренирует память, расширяет кругозор, вырабатывает умение доводить дело до конца, стимулирует интерес к музыке. Составленные детьми кроссворды должны «работать», их можно предлагать другим детям в группе, что возможно только после тщательной проверки, анализа, доведения до «ума». Анализируя сказанное, можно утвердительно заявить, что музыкальный кроссворд - мощное дидактическое средство музыкального руководителя, соединяющее интеллектуальное занятие и забаву, размышление и развлечение, что открывает новые подходы к обучению дошкольников

Использование музыкальных кроссвордов в образовательной деятельности - это не просто новое веяние времени, это необходимость. Они позволяют показать любой процесс, происходящий в музыкальном развитии, в действии; наглядно отобразить объекты, изучаемые в образовательной деятельности и многое другое.

В рамках одного НОДа музыкальный руководитель имеет возможность использовать и кроссворды, и ребусы, и видеофрагменты, и музыкальный ряд, иллюстрации и репродукции. Использование разных дидактических средств в НОД помогает не только детям усвоить материал, но и музыкальному руководителю творчески развиваться.

Применение современных методов обучения совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы : интерес к знаниям, к содержанию и процессу обучения. В той мере, в какой воспитанник участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и познавательные мотивы интерес к способам добывания знаний.

Применение разных дидактических средств в НОД позволяет :

усилить положительную мотивацию обучения и активизировать познавательную деятельность воспитанников, обеспечивает наглядность, высокий эстетический и эмоциональный уровень

Особенностью образовательного процесса с применением дидактических средств является то, что центром деятельности становится воспитанник, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Педагог часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Поэтому использование разных дидактических средств, и в частности музыкальные кроссворды, в образовательном процессе является актуальной проблемой современного дошкольного образования

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития у детей познавательного интереса к родному краю Во время ознакомления детей с родным краем важно использовать доступные, интересные средства обучения. Познакомить дошкольников с историческим,.

Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей 3–4 лет. консультация Формирование познавательного интереса к предметному миру у детей дошкольного возраста Исследования Б. Г. Ананьева, Л. Н. Божович, Л. С. Выготского,.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста». Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность.

Детское экспериментирование как средство развития познавательного интереса дошкольников Слайд 1,2. Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляется консультация по теме «Детское экспериментирование как средство.

Мастер-класс «Развитие познавательного интереса дошкольников с помощью использования мультимедийных презентаций» К. Д. Ушинский сказал: «Детская природа требует наглядности». Сегодня схемы, таблицы и картинки заменяются более близкой детской природе.

План по самообразованию «Формирование познавательного интереса у младших дошкольников на основе представлений о природе» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 «Соловушка» П Л А Н Работы по самообразованию на 2015.

Развитие познавательного интереса у дошкольников Развитие познавательного интереса у дошкольников. Разнообразные занятия развивают познавательный интерес дошкольника, заставляют работать.

Развитие познавательного интереса у дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности 1 слайд. Педагогический опыт работы Евдокимовой Натальи Владимировны. 2 слайд. Сегодня я хочу представить вам опыт своей работы по теме:.

Развитие познавательного интереса у старших дошкольников посредством опытно-эксперементальной деятельности Развитие познавательного интереса у старших дошкольников через опытно-эксперементальную деятельность. Самое лучшее открытие –это то, которое.

Проект «Подвижные игры как средство повышения интереса у детей старшего дошкольного возраста к физической культуре» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №93 г. Томска Тема проекта: «Спортивные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкальные кроссворды для дошкольников как средство повышения познавательного интереса к образовательной деятельности
Опубликовано: 16 августа 2016 в 15:32
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Музыкальные кроссворды для дошкольников как средство повышения познавательного интереса к образовательной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лебедева (УИ 327295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД