Папки-передвижки

Консультация «Понятие общей психологической готовности ребенка к школе»

Екатерина Тарасян
Консультация «Понятие общей психологической готовности ребенка к школе»

Без знаний в жизни не добьешься

Всего того, что хочется иметь.

А в школе опытом ты запасешься,

Чтоб в будущее смело мог смотреть.

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Публикация «Консультация „Понятие общей психологической готовности ребенка к школе“» размещена в разделах

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это прежде всего залог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года, и успешного усвоения школьного материала.

Интеллектуальная готовность :

ориентировка ребенка в окружающем;

запас знаний, усвоенных в системе;

желание узнавать новое, любознательность;

развитие образных представлений;

развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой;

смысловое запоминание.

Мотивационная готовность-это положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.

Показатели мотивационной готовности :

желание идти в школу;

правильные представления о школе;

познавательная активность (любит книги, решать задачки, кроссворды и др.).

Эмоционально–волевая готовность к школьному обучению - это достаточно высокий уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих учебные ситуации, способность ребенка адекватно переживать процесс переключения эмоций.

Эмоционально-волевая готовность-это :

способность управлять своими эмоциями и поведением.

отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи.

умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок в нем.

стремление преодолевать трудности и достигать результата своей деятельности.

умение сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.

умение ориентироваться на заданную систему требований.

Коммуникативная готовность-это : умение строить свои отношения с различных позиций: взрослый-ребенок, ученик-учитель, партнер-партнер;

умеет строить отношения со сверстниками в совместной деятельности, взаимодействовать, оказывать помощь, поддержку, руководить.

быть включенным в детский коллектив и уметь жить по его законам;

общение со взрослыми людьми, соблюдая правила культурного обращения;

доброжелательность и отсутствие агрессивности.

Физическая готовность определяется по следующим параметрам:

состояние здоровья;

физическое развитие;

развитие анализаторных систем;

развитие мелких групп мышц;

координация движений в соответствии с возрастной нормой;

готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Нельзя забывать и о возрасте поступления в школу - в настоящее время в 1 класс поступают дети, достигшие 6 лет и 6 месяцев. Главное отличие – у шестилетнего ребенка переход от игровой деятельности к учебной идет медленнее.

Специальная готовность :

1. Ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:

• уметь чётко произносить все звуки речи;

• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;

• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

•знать правила поведения в общественных местах и на улице.

2. В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

• уметь чётко произносить все звуки речи;

• уметь интонационно выделять звук в словах;

• уметь выделять заданный звук в потоке речи;

• уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

• уметь произносить слова по слогам;

• уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т. д. ;

• уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

• уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)

• уметь составлять несколько предложений о предмете;

• различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);

• уметь наизусть читать любимые стихотворения;

• уметь последовательно передавать содержание сказки.

3. У ребё нка должны быть развиты элементы математического представления:

• уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;

• уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

• уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)

• уметь соотносить цифру и число предметов;

• уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

• уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг;

• уметь оперировать понятиями : «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д. ;

• уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

4. В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо уметь:

• различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

• различать диких и домашних животных (медведь, белка, корова, заяц, коза);

• уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);

• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);

• знать названия 1-3 комнатных растений;

• знать названия 12 месяцев года;

• знать названия всех дней недели.

Рекомендации по подготовке ребенка к школе.

На сегодняшний день подготовкой детей к школе занимаются активно и в дошкольном учреждении, и в школах. Мало родителей, которые не уделяют внимание подготовке детей.

Самое главное не переусердствовать в этом вопросе и всегда помнить:

Какова цена учебных достижений?

признаки переутомления: нарушение сна; нарушение аппетита; плохое самочувствие;

нарушение памяти: забывчивость, потеря вещей, рассеянность, запинки в речи;

суетливость, неточность в движениях; капризы, излишняя подвижность и агрессивность;

уставший вид.

Памятка для родителей

Готовы ли Вы к школе?

Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.

Сдерживать свои эмоции.

Не кричать, не унижать и не обижать.

Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.

Не наказывать ребенка без причины.

Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.

Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

Что необходимо знать родителям:

Требования школы, в которую собираетесь поступать, формировать у ребенка положительное отношение к школе,формировать желание учиться, соблюдать режима дня, иметь четкую систему требований (поощрений и наказаний,уделять внимание разностороннему развитию ребенка.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше; не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед или даже некоторого регресса; будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности; дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия; избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т. д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверен-ность в своих силах.

А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Какие же можно дать родителям советы по подготовке ребенка к школе :

1. Не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую.

2. Уделяйте больше внимания развитию графомоторных навыков у ребенка (схематичному рисованию предметов, штриховке).

3. Уделяйте больше внимания чтению ребёнку на ночь, тем самым вы развиваете у ребёнка умение слушать взрослого.

4. Развивайте у ребё нка мелкие мышцы руки: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.

5. Упражняйте ребёнка в делении слов на слоги (хлопки, отстукивание, шагание).

6. Особое внимание следует уделить развитию умения ребёнка пересказать любимую сказку, рассказ или сочинить собственную.

Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания.

Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки!

Успехов Вам и - больше веры в себя и в возможности своего ребенка!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компоненты психологической готовности к школьному обучению» Консультация для родителей «Компоненты психологической готовности к школьному обучению» В современной психологии выделение компонентов.

Игры и упражнения, направленные на развитие психологической готовности детей к школе I РАЗДЕЛ. Игры и упражнения, направленные на развитие психологической готовности детей к школе «Личностного компонента» Упражнение «Инструкция».

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет Тема: «Создание Лесной школы» Задачи: - повышать у детей уверенность в себе; - учить быть внимательными друг к другу; - знакомить детей.

Конспект занятия по формированию психологической готовности к школе у детей 6–7 лет «Путешествие с цветиком — семицветиком». Цель: формирование у детей психологической готовности к школе Задачи: • Развивать умение классифицировать и обобщать. • Развивать логическое.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль семьи и детского сада в формировании физической готовности ребенка к школе» Физическая готовность – это состояние здоровья ребенка, определенный уровень зрелости его организма, необходимый уровень развития двигательных.

Критерии готовности ребенка к школе Критерии готовности ребенка к школе. Какие требования выдвигает ФГОС? Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.

Критерии психологической готовности ребёнка к школе Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти.

Педагогическая характеристика готовности ребенка к школе ФИО: Дата рождения: И. поступила в группу в сентябре 2016 года, переводом из детского сада. Адаптация к новым воспитателям и.

Показатели психологической готовности трехлетнего ребенка к поступлению в ДОО Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро.

Важная сторона психологической готовности к школе ребёнка 6–7 лет Эмоционально-волевая готовность. • способность управлять своим поведением • умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок •.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Понятие общей психологической готовности ребенка к школе»
Опубликовано: 18 ноября 2018 в 15:21
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД