Ирина Катунина
Нетрадиционные формы проведения уроков как средство повышения активности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
В статье определена проблема развития познавательной активности младших школьников. Одним из наиболее прогрессивных путей развития у обучающихся познавательной активности к предмету является нетрадиционный урок.
Ключевые слова
Нетрадиционный урок, познавательная активность, младший школьник, урок-эксперимент, урок изобразительного искусства, обучение.
Публикация «Нетрадиционные формы проведения уроков как средство повышения активности младших школьников» размещена в разделах
За последние десятилетия в обществе произошли существенные перемены, которые повлияли на многие сферы жизни. В обществе определился запрос на личность активную, творчески мыслящую, обладающую высоким духовным потенциалом, умеющую преобразовывать действительность, адаптироваться в изменяющихся условиях. Всё это повлияло и на педагогическую ситуацию, требуя качественно нового подхода к процессу обучения. Одним из путей, способных решить актуальные проблемы образования, является
повышение познавательной активности обучающихся [1, с. 31].
Проблема познавательной активности не перестаёт быть актуальной и значимой и на
сегодняшний, так как формирование активности в процессе познания является главным
фактором в самоопределении, самореализации личности. Благодаря особенному
отношению к учению обучающийся способен познать, открыть личностный смысл знаний,
воспринять знания и умения как средство самосовершенствования. Познавательная
активность помогает удовлетворить потребность в саморазвитии посредством учения.
Познавательная активность младших школьников проявляется в их отношении к
содержанию и процессу обучения, к самой учебно - познавательной деятельности, в
направленности и прочностью познавательных интересов, в стремлении к освоению
знаниями и способами деятельности [3, с. 10].
Работа учителя по активизации познавательной деятельности младших школьников
будет наиболее успешной, а качество знаний учащихся будет значительно выше, если при
проведении уроков используются приёмы и средства, стимулирующие познавательную
деятельность обучающихся и развивающие их познавательный интерес к предмету.
35
Эффективное повышение творческой познавательной активности у учащихся
обеспечивается их совместной с учителем деятельностью в ходе учебного процесса по
следующим направлениям:
1. Целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучаемых.
2. Творческое сотрудничество преподавателей и обучаемых на занятиях.
3. Широкое внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии.
4. Индивидуализация работы по развитию познавательной активности.
Важнейшая составная часть познавательной активности – интерес [2, с. 14].
Прежде всего, интерес подкрепляет такой учебный материал, который является для
обучающихся новым, неизвестным, воздействует на их воображение, заставляет
удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его значимый элемент. Удивляясь,
человек как будто стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего -
то нового.
Одним из наиболее прогрессивных путей развития у младших школьников интереса к
изучению предмета является нетрадиционный урок. Нетрадиционный урок позволяет
придать тому или иному виду деятельности оригинальные, нестандартные приемы,
активирующие учащихся на уроках, повышающие интерес к обучению, развивающие
учеников с учетом их возраста и способностей [4, с. 242].
На каждом уроке на нас смотрят любопытные, озорные, смешливые глаза ребят и ждут
каким будет урок, целых 40 минут их сегодняшней жизни, и в наших руках возможность
сделать наш урок запоминающимся. Урок в школе – это прежде всего творческий процесс
познания, личное пространство свободы, область проявления творческой инициативы и
личной заинтересованности каждого. Урок должен подкупать ученика именно свободой, но
не анархичной свободой «кто во что горазд», а свободой обозначенной рамками заранее
оговорённых правил. В роли таких правил выступают тема урока и поставленные задачи.
Этому способствует использование нестандартных форм проведения занятий.
Всем нам знакомы такие нестандартные формы уроков, как урок - игра, урок - экскурсия,
урок - путешествие, урок - сказка, урок - КВН, урок - викторина и т. д. Мы бы хотели
подробнее остановиться на уроке - эксперименте. Эксперимент, как известно, - это
процедура, выполняемая для поддержки или опровержения теории или утверждения. Урок
- эксперимент способствует положительной мотивации учащихся на уроках и повышению
производительности урока.
Хочется подробнее рассказать о фрагменте урока - эксперимента изобразительного
искусства. Тема данного урока – «Посуда в нашем доме». В начале с помощью наводящих
вопросов, занимательного материала дети определяют тему урока и ставят цели. Дальше
окунаются в прошлое, рассуждают о том, как раньше украшали посуду, вспоминают о
русских народных промыслах: хохломская роспись, городецкая роспись и гжель. Ребята
рассказывают об особенностях каждой.
Но после получения практического задания (им нужно было выполнить эскиз столового
сервиза разными росписями) перед учащимися возникла проблемная ситуация, на столах не
оказалось красок. Высказывается предположение: а можно ли из представленных
компонентов создать краски. Суть эксперимента: создание особых, волшебных красок из
приготовленных ингредиентов.
36
Необычные свойства этих красок были выявлены в процессе росписи тарелок. Если
сравнить их с акварельными красками, эти краски более густые, не растекаются, с их
помощью можно создать объемный рисунок, а также они безопасны, так как изготовлены
из пищевых ингредиентов. Эти достоинства отметили учащиеся во время защиты своих
работ.
В форме урока - эксперимента можно проводить уроки окружающего мира, когда
изучаются свойства пресной и соленой воды, выдвигается гипотеза эксперимента: почему в
соленой воде легче плавать? Практическим путем можно продемонстрировать, что сырое
яйцо в соленой воде не тонет, а в пресной воде тонет. Вывод, что в соленой воде тело
поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Во внеурочной
деятельности клуба «Я - исследователь» такая форма проведения занятия является
основной. Проводится эксперимент на тему : можно ли в домашних условиях приготовить
невидимые чернила. По итогам проведения данного эксперимента был создан проект на
тему «Создание ручки шпиона».
Мы считаем, что данная форма урока актуальна на сегодняшний день. Не секрет, что в
каждом классе найдется ученик, который на уроке выступает в роли пассивного слушателя
и исполнителя. Урок - эксперимент способен привлечь к деятельности каждого, так как
результат не известен, и тем самым он интересен.