Приложение МААМ

Консультация-практикум для воспитателей «Новые технологии в сенсорике для эмоционального и физического развития»

Екатерина Ржанова
Консультация-практикум для воспитателей «Новые технологии в сенсорике для эмоционального и физического развития»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация - практикум для воспитателей «Новые технологии в сенсорике для благоприятного эмоционального и физического развития ребенка раннего возраста»

Составила: воспитатель Ржанова Е. К.

ЦЕЛЬ: обогащение представлений педагогов о содержании и особенностях сенсорного развития детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ: -познакомить педагогов с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей;

Публикация «Консультация-практикум для воспитателей „Новые технологии в сенсорике для эмоционального и физического развития“» размещена в разделах

-показать важность работы по сенсорному развитию у детей;

-создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Сенсорное воспитание остается актуальной проблемой, которую надо развивать с раннего возраста, ведь сенсорное развитие определяет самые важные качества ребенка: активную речь, внимание, координацию в пространстве, восприятие, воображение. А сенсорные дидактические и настольные игры создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально- благоприятное отношение у детей.

ХОД:

- Угадайте, что находится в «волшебном ящике»?

По- другому этот предмет называют «золотое яблоко», этот предмет вырабатывает достаточно электричества- 3.5 вольт- для питания светодиода, кроме того установлено, что этот предмет не тонет в воде.

(именно общая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры).

Перед вами возникла проблемная ситуация- узнать, что находится в «волшебном ящике».

Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребенок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей дошкольного возраста, познакомиться с дид. играми, направленными на усвоение сенсорных эталонов.

Для того чтобы воспитать ребенка полноценной личностью необходимо осуществлять сенсорное воспитание. (это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.)

Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: что это? (глаза, уши, нос, язык, тело-кожа, тактильные анализаторы- руки. Глаза определяют-… (цвет, форму, величину, пространственные отношения, ухо-(звуки, нос-(запахи, язык-(вкус, тело-… (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).

Главные задачи сенсорного воспитания :

1. Научить ребенка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. (через литературу, собственный опыт и пример взрослого).

2. Научить ребенка обследовать (форма предмета в целом, размер главных частей, второстепенные части предмета).

3. Формировать у детей сенсорные эталоны :

-цвет (красный, синий, желтый, зеленый)

-форма (Треугольник, квадрат, овал, прямоугольник)

-величина (большой, маленький….)

- вкус (сладкий, кислый, горький, солёный)

-обоняние (запах гари, аромат духов)

-эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук, высокий, низкий голос, тон)

-времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день- ночь, зима- лето)

-эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, влево, вправо)

-эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый)

4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности (математика, изо….)

Восприятие ребенка не совершенно, требует развития. Но даже взрослого человека оно может подвести, и сейчас мы это проверим.

Давайте проведем диагностики:

№1- определить на глаз середину полоски, затем середину у 2 получившихся отрезков. Проверить себя- складыванием полоски 2 раза пополам. (норма- отклонение на 1-2 мм.)

№2- определить на глаз длины демонстрируемых полосок бумаги. Сверить с достоверными данными.

№3- определить какой промежуток времени прошел, не ведя счет (40 и 60 сек.) Сравнить ответы и сделать вывод. (восприятие времени развивается с опытом, может быть определено ритмическими процессами, происходящими в организме- сердцебиение, дыхание, режим дня)

Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи :

В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).

В среднем дошкольном возрасте:

- формирование сенсорных эталонов;

- обучение детей способам обследование предметов;

- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

- развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв (при усвоении грамоты).

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

А сейчас предлагаю поиграть в интересные игры:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ

1. Игра «РУЧЕЁК РАДОСТИ»

Участники берутся за руки и закрывают глаза. Ведущий легко пожимает руку рядом стоящему- «передает радостно настроение». Игрок открывает глаза и пожимает руку следующему….»Ручеёк радости должен вернуться к ведущему. Все улыбаются.

Знакомство с сенсорными эталонами происходит у детей во всех видах деятельности. Ведущим видом деятельности является игра, в дид. играх дети учатся выделять основные признаки предметов.

2. Игра «Разноцветные палочки»

Цель. Учить детей различать основные цвета, упражнять в раскладывании палочек по коробкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Оборудование. Деревянные палочки, окрашенные в четыре основных цвета, коробочки аналогичных цветов, дополненные изображениями животных.

Словарь. Синий, красный, зеленый, желтый.

Ход игры.

Воспитатель расставляет на столе конвертики четырех цветов и показывает разноцветные палочки, которые рассыпал мишка. Детям – участникам предлагается разложить все палочки по конвертикам своего цвета. Воспитатель рассматривает палочки, обращая внимание детей на то, что цвет палочки и конвертика совпадают (такой же). Затем дети выполняют задание.

Выигрывает тот ребенок, который первым отберет палочки своего цвета и правильно назовет его.

Постепенно количество палочек увеличивается.

3. ВОЛШЕБНЫЕ МЕШОЧКИ - ИГРА ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Эта совсем несложная игра научит вашего малыша запоминать пальчиками форму и свойства предмета, узнавать его наощупь, думать, видеть с закрытыми глазами, развивать речь, словарный запас, осязательные способность маленьких пальчиков.

Играть можно так:

Взрослый засовывает руку в мешочек и достает предмет. Называет его свойства, если нужно дает малышу потрогать. А затем простит найти у себя в мешочке такой же. Но с условием - в мешочек не подглядывать! Играем до тех пор, пока все предметы не будут выложены из мешочка. Если предмет малыш не угадал, возвращаем его обратно в мешок и повторяем попытку.

Очень важно играть не только правой, но и левой рукой.

Можно играть по другому – взрослый засовывает руку в мешочек, нащупывает предмет, называет его, достает из мешочка и показывает его. Так достаем все предметы, и затем складываем обратно. А ваш малыш должен затем все повторить сам. Это вариант для более взрослых ребятишек.

С малышами проще всего играть с одним мешочком. Положите фигурки известных ребенку животных – корову, жирафа, змею. Попросите вытащить змею. Потом жирафа, потом корову. Можно предложить отгадать, что за звери спрятались в мешочке. Малышам двух-трех лет нравится сам процесс появления зверей из таинственной сумочки.

Для опытных игроков продолжаем игру - тренируем не только осязательную, но и зрительную память – приглашаем поиграть вместе с нами любимую куклу или любую другую игрушку, и выставляем перед ней все вынутые из мешочка предметы. Ребенок рассказывает лошадке, какие предметы вынуты, они запоминаются, можно даже все пересчитать. Затем ребенок закрывает глазки, а кукла тем временем прячет один предмет в мешочек. Надо назвать исчезнувший предмет. Постепенно количество предметов надо увеличивать.

Теперь можно поменяться местами, взрослый закрывает глазки, а малыш прячет игрушку.

Еще один вариант игры – соревновательный. Подходит для игры с несколькими детьми. Всем детям раздаем по мешочку, кладем одинаковые наборы предметов. Ведущий вытаскивает, допустим, цилиндр и показывает всем участникам. Кто быстрее вытащит такую же фигурку, тот и победитель.

Игру «волшебный мешочек» можно использовать для развития речи, в частности, расширения словарного запаса ребенка и развития мышления.

Сначала попробуйте нащупать в мешочке одну из геометрических фигур, теперь опишите словами. «Мне попалась фигура, у которой нет ни одного угла». Ребята отгадывают, что это за фигура. Особенно им нравится меняться.

Чем старше дети, тем сложнее могут быть описания. Важно, чтобы все ребята побывали на месте ведущего в этой игре. Ведь кому-то описывать предметы и рассказывать легко, а кому-то трудно. Навык появляется в процессе тренировки.

Играя с ребенком в мешочки, вы разовьете у него память, логику, наблюдательность, мелкую моторику, речь, словарный запас. Эта простая игра направляет ребенка к активной деятельности, отлично развивает сенсорные способности, тренирует зрительную память, обучает счету, знакомит со свойствами предмета. Кроме всего вышеперечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.

4. игра «Наряди солнышко»

Цель: развитие сенсорного восприятия, формирование зрительно- моторной координации на основе действий с предметами.

1. Дети выкладывают в центре стола изображение солнца с «открытыми глазами». Детям предлагается «нарядить солнышко», т. е. путем прикладывания ребенок располагает лучики по кругу, далее необходимо найти соответствующий бантик.

2. Ребёнок переворачивает солнышко обратной стороной, т. е. изображение с «закрытыми глазками» и предлагает детям спрятать лучики и бантики в домик, одинаковые по цвету в конвертик.

5. игра «Подбери заплатки к одежде»

Цель: развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия, умение находить геометрическую фигуру определенного размера.

Ход: кукла Таня порвала одежду, ей надо помочь найти заплатки, т. е. починить одежду.

6. игра «Передай рисунок»

Участники встают цепочкой (в затылок друг другу). Игрок, стоящий в конце загадывает предмет и подушечками пальцев рисует его на спине впереди стоящего. Тот должен угадать и передать следующему, но вслух не говорит. Когда предмет «дойдет» до первого, ведущий спрашивает какой предмет он получил, и сравнивает его с первоначальным.

7. игра «Угадай- ка»

Ведущий предлагает угадать, используя:

-слуховой анализатор (шуршание целованного пакета, бумаги, стук, вода)

-тактильный анализатор (определить геометрическую фигуру, посчитать пуговицы, определить материал- кожа)

-обонятельный анализатор (аромат лимона кофе, мяты, мыла, яблока, лука, огурца)

8. игра «Аплодисменты»

-Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта, стоя перед своей публикой и слушая аплодисменты? Возможно он чувствует аплодисменты не только ушами, быть может он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души. У нас сложилась очень хорошая атмосфера, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю вам встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому- нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты. Затем они оба выбирают следующую коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего.

9. игра «Разноцветные мягкие мячики» (на величину, на цвет; «быстро собери», «принеси маленький мягкий мячик», «принеси красный мячик» и т. д.)

10.» Дорожки здоровья» (для рук, ног)

Давайте вернемся к нашему «волшебному ящику». Открывают- там лежит мешочек с апельсином, и с помощью наших сенсорных ощущений определим все- таки что же там лежит. Я предлагаю вам пощупать наш загадочный предмет, вспомнить все подсказки и назвать, что же лежит в нашем ящике ощущений. Теперь уже пора догадаться. (выслушиваются предположения)

-Правильно, предлагаю ещё раз потрогать и описать какой апельсин на ощупь, на запах, на вкус (гладкий, ароматный, вкусный).

А вы заметили, что мы с вами здесь и сейчас просмотрели, как можно использовать игры по сенсорному развитию на всех этапах дошкольного возраста. В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего, умственного развития. А это очень важная сторона психического развития.

Мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного происходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получит только тогда, когда задействованы все группы анализаторов. Наша задача помочь ему!

Рефлексия

ЗАРЯДКА Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определенных движений дать оценку отдельным компонентам этого взаимодействия (содержанию, отдельным технологиям, деятельности некоторых творческих групп, учащегося, педагога, отдельным играм и т. д., а также выразить свое отношение к этим компонентам. Могут быть предложены следующие движения: присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение; присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение; обычная поза стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение; поднять руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение; поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение. В начале реализации этой технологии педагог знакомит участников со всеми движениями и их значением.

Каждый участник, после того как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое-либо движение.

Спасибо за активное участие!

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития творчества у дошкольников» Семинар-практикум «Внедрение ФГОС по образовательным областям " тема «Мотивационные предпосылки и нетрадиционные технологии для развития.

Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития дошкольников Карта оценки профессионального мастерства воспитателей в реализации направления физического развития детей дошкольного возраста Ф. И. О.

Кейс-технологии по сенсорике во второй группе раннего возрастаКейс-технологии по сенсорике во второй группе раннего возраста Кейс-технологии по сенсорике во второй группе раннего возраста Подготовила: Беловодская Инна Геннадьевна, воспитатель. Для того, чтобы.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Сегодня существует множество технологий и методов, которые позволяют активизировать познавательную деятельность и способствует развитию.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе».Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия ребенка в группе». Содержание учебной программы дошкольного образования Республики Беларусь ориентировано на развитие способностей детей в различных видах.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС» Одной из важнейших задач ДОУ, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС, является поддержание и укрепление.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников»Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-практикум для воспитателей «Новые технологии в сенсорике для эмоционального и физического развития»
Опубликовано: 26 августа 2021 в 11:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация-практикум для воспитателей «Новые технологии в сенсорике для эмоционального и физического развития»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ржанова (УИ 2723692) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД