МААМ-картинки

Предметно-развивающая среда для воспитания звуковой культуры речи в условиях детского сада

Людмила Грибанова
Предметно-развивающая среда для воспитания звуковой культуры речи в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: организация предметно-развивающей среды в ДОУ для пропедевтической (профилактической) работы по профилактике речевых нарушений у детей.

Задачи:

1. Мотивировать педагогов на создание развивающей среды с учетом современных требований и нормативно-правовой базы (ФГТ и переход на ФГОС ДО).

2. Способствовать созданию предметно-развивающей среды в группах, используя инновационные технологии.

План

Публикация «Предметно-развивающая среда для воспитания звуковой культуры речи в условиях детского сада» размещена в разделах

1. Значение среды для содержания образования и развития детей.

2. Принципы организации среды.

3. Функции развивающей среды.

4. Содержание речевого уголка.

Известно, что предметно-пространственная развивающая среда в группе детского сада создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную и речевую деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор – лучше менять оборудование раз в неделю.

Специально организованное жизненное пространство должно стимулировать активность ребенка, делать его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.

Педагогическое пространство должно рассматриваться как система взаимосвязанных воспитательных ситуаций, субъектами которых являются ребенок и окружающие его люди.

При этом следует помнить, что эта система реализуется в условиях специально разработанной предметно-развивающей среды, представляющей собой совокупность предметов группового помещения, основное назначение которых - побуждать ребенка к деятельности, стимулировать поиск, любознательность.

Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип максимального насыщения, соответствия плотности занятия санитарно-гигиеническим требованиям.

В реальном образовательном процессе реализация содержания образования обеспечивается развивающей средой, в создании которой учитываются интересы и потребности ребенка, предоставляется возможность ребенку продвигаться в своем развитии.

Обогащение предметно-развивающей среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствует ненасильственному включению ребенка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной, социальной мотивации ребенка к развитию, самореализации.

Развивающая среда способствует эмоциональному благополучию ребенка, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, обеспечивает влияние на эмоциональную атмосферу образовательного процесса Эмоциональная насыщенность и выразительность.

Функции развивающей среды :

Организующая функция имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле развивающая среда является толчком для выбора ребенком того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его интересам, потребностям или формировать эти интересы своим содержанием и видом.

Воспитывающая функция среды. Среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие, позволяя ребенку быть творцом в продуктивных видах деятельности. Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Функция укрепления здоровья и безопасности жизни.

Для пропедевтической работы по воспитанию ЗКР необходимо организовать речевой уголок.

Его содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

Дидактическое оснащение должно соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможно развитие звукопроизношения дошкольников.

- Материал, содержащийся в речевом уголке, имеет многофункциональный характер.

- Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, игры, предусматривающие развитие высших психических функций и составляющие психологическую базу речи.

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка было комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому необходимо уделять большое внимание эстетике уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Наполняемость речевого уголка должна осуществляться по разделам:

артикуляционная гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). Это можно изготовить самостоятельно, а описание взять из методической литературы. Например: Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», «Артикуляционная гимнастика в считалках», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения»;

мелкая моторика: волчки, сухой бассейн, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т. п. ;

дыхание: вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п. ;

высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др. Наполняемость этого раздела целесообразно обсудить с психологом;

фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – например Игры с парными карточками З. Т. Бобылевой;

звукопроизношение : альбомы по автоматизации звуков В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко; игровые упражнения Л. А. Комаровой; игры на автоматизацию звуков : «Логопедические лото», «Логопедическое домино», «Паровоз», «Подбери и назови» и т. д.);

грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово», кроссворды, ребусы и др.

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Поэтому ключевым персонажем речевого уголка можно сделать игрушку. Такая игрушка должна быть многофункциональна. Это обязательно одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка, задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности.

Таким образом, использование речевого уголка позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Публикации по теме:

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования АктуальностьВ связи с введением в практику работы дошкольных учреждений Федерального Государственного Образовательного Стандарта к структуре.

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Предметно-развивающая среда для воспитания звуковой культуры речи в условиях детского сада
Опубликовано: 20 августа 2014 в 19:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Предметно-развивающая среда для воспитания звуковой культуры речи в условиях детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Грибанова (УИ 49706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД