Докучаева Алена Юрьевна
Консультация «Психологические особенности детей, больных туберкулезом»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности детей,
больных туберкулезом
Болезнь «туберкулез» известна с древнейших времен и является одной из важнейших проблем человечества. «Чахотка» - так прозвали болезнь в XIX веке в России. Болели и умерли от туберкулеза В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, А. П. Чехов, Ф. Шопен и многие другие известные люди.
Публикация «Консультация „Психологические особенности детей, больных туберкулезом“» размещена в разделах
- День борьбы с туберкулезом, 24 марта
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Туберкулез передается воздушно-капельным путем. Возбудитель – микобактерия туберкулеза. Туберкулез имеет всевозможные формы, при которых поражаются различные органы и ткани: плевра, лимфатические узлы, глаза, кости, почки, оболочки мозга и др., но наиболее распространенной считается туберкулез легких.
Значительный уровень заболеваемости туберкулёзом лёгких среди различных групп населения, утяжеление его клинических форм расширяет в последние годы интерес к психологическим исследованиям в области фтизиатрии, которые, по мнению исследователей, могут являться существенным резервом повышения эффективности терапии туберкулёза лёгких
Получаемые данные углубляют понимание влияния психологических факторов на течение и лечение туберкулёза лёгких. Основное внимание в проводимых исследованиях уделяется изучению личностных изменений, обусловленных болезнью, особенностей адаптации к травмирующей ситуации тяжёлого заболевания и длительного лечения.
Восприимчивость к туберкулезу определяется особенностями работы иммунной системы, на которую в свою очередь влияют социальная ситуация и личность самого человека. В качестве психологических причин возникновения болезни указывается постоянно изнуряющие напряжения и конфликты, разочарования, длительный страх или постоянные раздоры, которые приводят к состоянию страдания. Это могут быть обычные ситуации, которые воспринимаются как душевные катастрофы. К сожалению, в научной литературе уделяется недостаточно внимания психологическим факторам, которые способствуют срыву психофизиологических адаптационных механизмов организма и, как следствие, развитию заболевания.
Также в качестве существенного фактора развития туберкулёза рассматривается срыв систем адаптации, начинающийся с нарушений на психическом уровне и приводящий к резкому снижению адаптационных механизмов организма, особенно в критические возрастные периоды жизни ребенка (1 год, 3 года, 7 лет). Однако вопрос о психологических особенностях детей различного возраста, заболевших туберкулёзом органов дыхания или находящихся в группе риска по заболеванию, не разработан во фтизиатрии в достаточной мере.
Болезнь – это жизнь в измененных условиях. Психологическая реакция ребенка на болезнь может быть различной. Все зависит от характера заболевания, остроты и скорости его развития, от характера лечения и обстановки в образовательном учреждении и семье, от индивидуальных особенностей ребенка и отношения к его болезни членов семьи.
Установлено, что хроническое течение туберкулёза сопровождается эмоциональными расстройствами, нарушением межличностных отношений пациентов, что приводит к стойкому нарушению психического развития ребенка.
Заболевание туберкулезом может сопровождаться нервно-психическими нарушениями, возникновение которых зависит от разных причин. Условно их можно разделить на следующие группы:
1. Психологические реакции, возникающие в связи с выявлением туберкулеза у ребенка и отношением к этому факту членов его семьи;
2. Нервно-психические расстройства, вызванные туберкулезной интоксикацией;
3. Нервно-психические нарушения, связанные с приемом некоторых специфических антибактериальных препаратов.
Значительно чаще у детей с туберкулезной интоксикацией обнаруживаются пограничные нервно-психические нарушения, например, в виде астенического расстройства.
Основные жалобы ребенка в это время — вялость, слабость, повышенная утомляемость, нарастающее снижение работоспособности как умственной, так и физической. Весьма характерны и такие явления, как повышенная раздражительность и вспыльчивость, сменяющейся астенизированностью (раздражительная слабость, может наблюдаться повышенная возбудимость или, напротив, заторможенность ребенка.
Больные туберкулезом дети при его длительном хроническом течении становятся несдержанными, склонными к конфликтам, либо заторможенными, чрезвычайно ранимыми, робкими и застенчивыми.
Для детей с туберкулезной интоксикацией характерны эмоциональная напряженность и нестабильность, неустойчивость настроения, преобладание негативных эмоций, раздражительность, тревожность, склонность избегать нового опыта. Указанные особенности обусловливают снижение адаптационных возможностей ребенка, обуславливающих трудности его привыкания к жизни в детском саду или школе. У детей, больных туберкулёзом, более выражены неуверенность в себе, трудности в установлении отношений со сверстниками. Негативные изменения психоэмоциональной сферы могут повлиять на течение туберкулезного процесса в сторону ухудшения состояния ребенка.
По сравнению с соматически здоровыми сверстниками детям с туберкулезной интоксикацией в целом более свойственны склонность избегать нового, неумение отстаивать свои интересы на фоне сниженного уровня развития интеллектуальных качеств, меньшего объёма знаний, менее эффективного их усвоения
Для детей с туберкулезной интоксикацией более значимыми по сравнению с физически здоровыми детьми, являются взаимоотношения с матерью, что свидетельствует о более выраженной чувствительности, впечатлительности, а также зависимости от других, потребности в поддержке.
Нервно-психические расстройства, вызванные применением антибактериальных препаратов, проявляются в виде раздражительности, вспыльчивости, плаксивости, повышенной утомляемости, плохого сна.
Профилактика и лечение нервно-психических нарушений у детей с туберкулезной интоксикацией находятся в прямой связи с остротой и длительностью основного заболевания. Профилактикой их становятся раннее выявление туберкулезного процесса и комплексное лечение, начатое тотчас после установления диагноза.
Правильно проводимая антибактериальная терапия довольно быстро снимает интоксикацию и, в частности, интоксикацию центральной и вегетативной нервных систем.