МААМ-картинки

Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности»

Ольга Янцен
Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности»

1 слайд Программа нацелена на развитие способностей дошкольников в процессе детских видов деятельности.

В программе выдерживается двойная логика развития : с одной стороны – это овладение действиями с такими средствами, как сенсорные эталоны, символы, модели, по вполне определенной, отработанной в многочисленных исследованиях последовательности; с другой - это овладение «языком» каждой детской деятельности : игры, конструирования, литературно-художественной деятельности и др.

Публикация «Консультация „Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности“» размещена в разделах

Естественно, что и логику средств, и логику деятельностей ребенок открывает, «со-творяет» вместе со взрослым. Взрослый организует деятельность детей, в процессе которой он передает ребенку опыт в особых, присущих дошкольнику, формах обучение.

2 слайд Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эм-пирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В. В. Давыдов, опираются, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств.

Поэтому основное в образовании дошкольника - это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщё нном виде с помощью наглядного средства: эталона, символа, условного"'заместителя," модели.

3 слайд Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации - это наблюдение и эксперимен-тирование. На особую роль экспериментирования в развитии дош-кольника справедливо указывает Н. Н. Поддьяков. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как снегопад, буря, метель и т. п. Задача взрослого - создать условия для такого экспериментирования, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и подводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком, квадратом, пятнышком белого цвета; снежинкой; сосулькой и т. п. Способ означения не задается ребенку, он не формален для него, а открывается им как естественное обобщение его опыта с помощью взрослого.

4 слайд При работе с детьми важно различать формы организации опыта. Так, если в первом случае мы подводим ребенка к установлению некоторых объективных зависимостей, значений и к их фиксации в виде условных знаков, то во втором случае ориентируем ребенка на выражение своего отношения к этой действительности, на выявление и обозначение смысла ситуации в символической форме.

5 слайд Наряду с характеристикой средств (знаковые и символические средства) важно знать характеристику тех видов действий, которые производят с ним. Было выявлено 3 основных позиции субъекта по отношению к действительности.

Первый способ взаимодействия с реальностью - нормативно-стабилизирующий. Его применение направлено на освоение и ис-пользование существующих в культуре норм в широком смысле слова (включая и нормы познания и др.). В основе данного способа лежит, преимущественно, применение знаковых средств.

Второй способ - смыслообразующий, направленный на поиск личностного смысла и выражение собственного отношения к ситуации. Этот способ включает в себя, прежде всего, процессы «эмоционального воображения» (по А. В. Запорожцу) и базируется, в основном, на использовании символических средств.

Третий способ - преобразующий (диалектический, направленный на преобразование реальности и разрешение противоречивой ситуации путем оперирования противоположностями. Этот способ включает в себя действия, как со знаковыми, так и с символическими средствами.

Указанные способы определяют три вида познавательных способностей : нормативно-стабилизирующие, способности к символическому опосредствованию и способности к преобразованию.

Эти способности можно выявить в любой деятельности ребенка. Так, в игре ребенок, с одной стороны, передает строение, структуру деятельности взрослого (например, врач лечит больного, а с другой стороны, игровая роль и ее строение позволяют ребенку отображать свое понимание этой роли в жизни, выражать в игре свое отношение к роли как к определенной жизненной позиции. Например, доктор - это не просто последовательность действий по лечению больного, но и «изображение» милосердия; мама-это доброта и забота; мушкетер - это отвага и верность в дружбе и т. п. Можно полагать, что игра рождается не только из потребности жить жизнью взрослых в плане действия (моделировать эту жизнь, воспроизводить основную структуру действий взрослых, но и из потребности осмыслить и пережить основные ценности и смыслы отношений человека к действительности и людей друг к другу, т. е. симво-лизировать эту жизнь. Подобное «символическое» отношение особенно явно выступает, когда ребенок в игре передает наиболее эмоционально значимые события, неоднократно воспроизводя страх, радость, горе, победу. Здесь уже главным становится воспроизведение не определенных действий и взаимодействий взрослых, а тех переживаний, которые ребенок связывает с определенными событиями. На этом основаны и возможности использования игры как способа коррекции эмоциональных отклонений в развитии ребенка.

6 слайд Развитие у детей характерных для их возраста способностей имеет существенный общеразвивающий эффект. Эту проблему можно обсуждать особо, но здесь мы отметим, что этот эффект в основном проявляется в следующем:

возможности самостоятельно анализировать реальную ситуацию (выявлять существенные для решения задачи наглядные свойства объектов и их структуру);

развитии децентрации — умения менять свою точку отсчета как при решении наглядных задач (например, в задачах на пространственную ориентировку, так и в ситуациях общения (например, слушание и обсуждение ответов других детей);

развитии замыслов - умения создавать идею будущего продукта (сюжет игры, образ постройки) и план ее реализации.

7 слайд Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

poznavat-interesy_96k96.ppt | 856,5 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактические куклы в разных видах деятельности Игры с куклами - едва ли не самая продолжительная ролевая игра: начинаясь в младшем дошкольном возрасте, она сохраняется до возраста подросткового.

Доклад из опыта работы «Развитие творческих способностей дошкольников посредством разных видов деятельности» Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологииИспользование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология". Дом, домик- это то,что.

Консультация для воспитателей «Математика в разных видах деятельности» Математика в разных видах деятельности Математика, как и другие науки, рождалась в древности из попыток человека научиться ориентироваться.

Консультация «Развитие познавательных способностей детей в процессе формирования представлений о человеке» Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается.

НОД «Цирка яркие огни». Развитие мелкой моторики в разных видах деятельности Предлагаю вниманию воспитателей, логопедов непосредственно образовательную деятельность,которую я проводила с детьми подготовительной логопедической.

Ориентировка в пространстве в разных видах образовательной деятельности Ориентировка в пространстве в разных видах образовательной деятельности. 1 слайд «Пространственная ориентировка осуществляется на основе.

Осень в разных видах деятельностиОсень в разных видах деятельности В рамках проекта "Краски осени" ребята попробовали изобразить красоту осени при помощи разнообразных творческих методов и вот что им больше.

Консультация «Развитие познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством коллекционирования» Должность: воспитатель Фамилия, имя, отчество: Кузнецова Светлана Александровна Учреждение: МАДОУ «Детский сад №108» г. о. Самара Тема статьи:.

Использование подвижных игр в разных видах деятельности Тезисы выступления на педсовете «Использование подвижных игр в разных видах деятельности» Следует знать, что здоровье ребенка – динамический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие познавательных способностей в разных видах деятельности»
Опубликовано: 29 марта 2016 в 21:42
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД