Татьяна Стародубцева
Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация родителей по развитию речи.
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей».
Воспитатель: МАДОУ “Детский сад 212” Стародубцева Татьяна Викторовна
«Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней». К. Д. Ушинский.
Публикация «Консультация для родителей „Роль устного народного творчества в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Устное народное творчество
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Произведения устного народного творчества имеют огромное значение для развития речи в младшем дошкольном возрасте. С рождения, ребенка сопровождает поэзия пестования:
• колыбельные песни (таят в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей; особый ритм песни приучает детей плавному произношению фраз, предложений; значительно обогащает словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о предметах);
• припевки, приговорки (издавна используются для привлечения внимания детей : успокоить, развеселить);
• прибаутки (выражают заботу, нежность и веру в благополучное будущее);
• потешки (дети вслушиваются в речь, устанавливая ритм, отдельные звукосочетания, развивая фонетический слух);
• сказки (приучают детей к доброте, дружбе и взаимопомощи; к уважению старших людей, заботе о них; к отзывчивости к окружающим, к животным, к растениям, к воде, к предметам обихода; трудолюбию).
Русские народные сказки, песни, пословицы, скороговорки, прибаутки – это народная мудрость, свод правил жизни, кладень яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, называется народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.
Приобщение к устному народному творчеству играет важное значение в эстетическом воспитании детей, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи, правильное произношение, формирует любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка. Через родную песню, сказку, игру дети овладевают родным языком, получают первые представления о культуре своего народа, его традициях.
Произведения детского фольклора, имеют важное значение в становлении и развитии личности, в освоении им культурных богатств. Детский фольклор – это особая область народного творчества, она включает целую систему поэтических и музыкальных жанров фольклора. В течении многих веков прибаутки, потешки, скороговорки, заклички приобщают детей к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, русского творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют детям познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа. Детский фольклор стимулирует творческие проявления детей, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной. Используя детский фольклор через движения, мы знакомим детей с народными обычаями, традициями, используем народные игры, танцы, хороводы.
Одной из таких замечательных хороводных игр, использующих русский фольклор, является русская народная игра : «Каравай».
Русская народная игра : «Каравай».
Как на Ванины именины,
Испекли мы каравай!
Вот такой ширины,
Вот такой ужины,
Вот такой высоты,
Вот такой низины.
Каравай, каравай,
Кого хочешь-выбирай!
Знакомство детей с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек, скороговорок, стишков, сказок. Народные песенки, потешки, пестушки, скороговорки, представляют собой речевой материал, который используется не только в образовательной деятельности, с их помощью можно развить фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи.
СКОРОГОВОРКИ на С- СЪ-
Са-са-са: на столе оса
Су-су-су: боимся мы осу
Сы-сы-сы: жало у осы
Се-се-се: кисель дадим осе
***
Са-са-са - по лесу идет лиса,
Со-со-со - лиса катит колесо,
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы,
Су-су-су - видел я в лесу лису.
СКОРОГОВОРКИ на Д- -ДЬ-
Да-да-да - не ходи, Ваня туда!
Ду-ду-ду - все равно туда пойду.
Ди-ди-ди -ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да -ой! Холодная вода!
Де-де-де -вот беда! Ваня делся ты куда?
Ды-ды-ды - только слышно из воды.
***
Дед Данила делил дыню: дольку-Диме, дольку-Дине.
СКОРОГОВОРКИ на Г- -ГЬ-
Ги-ги-ги- испекли мы пироги.
Га-га-га- хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу - есть их больше не могу.
Ги-ги-ги- не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу- и я тоже не могу.
Га-га-га- где же оба пирога?
СКОРОГОВОРКИ на Б- -БЬ-
Ба-ба-ба- мама, мама, вон труба!
Бу-бу-бу- ты и мне купи трубу!
Бе-бе-бе- потрубил я на трубе.
Ба-ба-ба- не нужна уже труба!
***
Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,
И плясали бабочки под окном у бабушки.
Бегемот разинул рот, у бабулиных ворот
СКОРОГОВОРКИ на -К- -КЬ-
Ка-ка-ка - вот течет река Ока,
Ко-ко-ко- там рыбак недалеко.
Ке-ке-ке- ловит рыбу на Оке.
Ку-ку-ку- нет удачи рыбаку.
Ки-ки-ки -помогите, рыбаки!
Ку-ку-ку- вот подмога рыбаку.
Ко-ко-ко-рыба ловится легко.
Ка-ка-ка- есть улов у рыбака. СКОРОГОВОРКИ на Р- РЪ-
В букве «Р» живет Россия,
Реки, рожь, ракетодром,
Руки матери родные
И родительский наш дом.
Рю-рю-рю - как я много говорю?
Ри-ри-ри - от зари и до зари.
Ре-ре-ре - о горе и о норе.
Ря-ря-ря- про озера и моря.
Рю-рю-рю- говорю и говорю.
Ря-ря-ря- обо всем, но, видно, зря!
Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человеческом, добром, гуманном подходе к личности ребенка, и требование с его стороны взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Большое количество фольклорных жанров позволяют развлекать, развивать и обучать детей ненавязчиво и разнообразно. Простые стишки, сказки, загадки, песенки – в скрытой и игровой форме учат детей – жизни.
СТИШОК «Мячик»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
СТИШОК «Грузовик»
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.
Стишок «Мишка»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
ЗАГАДКИ,
СТИШОК «Лошадка»
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
СТИШОК «Тучка»
Тучка с солнышком опять
В прятки начали играть.
Только солнце спрячется,
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдётся,
В небе радуга смеётся.
1. Сидит в корзине девочка, у мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несет ее домой. Из какой это сказки?
1. Три медведя
2. Маша и Медведь
3. Теремок
2. Сказочная героиня, владелица первого в мире летательного аппарата:
1. Сестрица Алёнушка
2. Баба – Яга
3. Василиса Прекрасная
3. Удивляется народ : Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи, ест большие калачи!
1. Золотая рыбка
2. Сивка-Бурка
3. По-щучьему велению
4. Внучка к бабушке пошла, пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил, обманул и проглотил.
1. Гуси-Лебеди
2. Красная шапочка
3. Маша и Медведь
5. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным
прекрасная девушка
1. Козлёнок
2. Лягушка
3. Медведь
6. Сколько раз старик бросал в море невод?
1. Три
2. Четыре
3. Пять
7. Кто работать не хотел, а играл и песни пел?
К брату третьему потом, прибежали в новый дом.
1. Три медведя
2. Три поросёнка
3. Теремок
8. Девочка спит и пока что не знает, что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет, в нору упрячет бессовестный крот.
1. Кощей Бессмертный
2. Гуси-Лебеди
3. Дюймовочка
9. От кого не ушёл Колобок?
1. От бабушки
2. От волка
3. От лисы
10. Красна девица грустна : ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка.
1. Двенадцать месяцев
2. Морозко
3. Снегурочка
11. Сколько зверей встретил в лесу Колобок?
1. Три
2. Четыре
3. Пять
12. Сколько лепестков у Цветика-семицветика?
1. Шесть
2. Семь
3. Восемь
13. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки
«Три медведя». Сколько их стало всех вместе?
1. Пять
2. Шесть
3. Семь
14. Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»?
1. Третьей
2. Четвёртой
3. Пятой
15. Кому принадлежат эти слова: «Спасите, нас съел серый волк»
1. Красная Шапочка
2. Козлята
3. Зайчата
Ценностью устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Сухомлинский В. А. считал сказки, потешки, песенки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.