Наталья Попова
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III
▼ Скачать + Заказать документы
Заключительная
Сегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей «О значении устного народного творчества для воспитания детей» рассказом сразу о двух русских народных сказках – о «Репке» и «Колобке». Сразу хочу обратиться к вам с предложением – давайте не будем оценивать эту публикацию голосами – она ведь является органичным предложением прошлых двух, за которые вы уже отдали свои голоса. Гораздо важнее ваши комментарии, мнения, размышления – они покажут, насколько нужен тот материал, который я вам предлагаю.
Публикация «Методическая разработка „О значении устного народного творчества для воспитания детей“, Часть III» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
Небольшое отступление. Мы все прекрасно знаем, что читать русские народные сказки можно детям любого возраста. Те, что рассказывают о животных, больше нравятся малышам, которые часто себя отождествляют с тем или иным животным. Сказки эти хороши так же и тем, что в них всегда есть одно и то же повторяющееся действие, дети обычно отлично это запоминают и не дают читающим или рассказывающим взрослым отступать от текста. Эти сказки передают детям определённый жизненный опыт. Позже, когда малыши подрастают, им становятся интереснее волшебные сказки, которые делятся с ними жизненной мудростью и передают информацию о развитии внутреннего мира человека. Считается, что страшные сказки детям тоже полезны – проживая страшную, какую-то тревожную ситуацию с героями сказки, дети перенимают опыт и преодолевают свои собственные страхи. Сказки показывают и открывают детям пути решения трудных ситуаций, даже развивают в них чувство юмора по отношению к различным негативным ситуациям.
А теперь давайте обратимся к «Репке». Вначале хочу напомнить, что в славянской системе, из которой пришли к нам многие сказки, была девятиричная система восприятия мира, в отличие от семяричной христианской. Изначально в «Репке» было девять героев, а не семеро, как в известном нам варианте. Предлагаю разобрать, что собою представлял каждый образ сказки так, как мы это делали со сказкой «Курочка Ряба».
Репка - символ единства трёх царств – подземного, земного и надземного, это основное богатство и мудрость рода, его главное достояние.
Дед – это мудрость семьи
Бабка – это основа дома, его хозяйство, его обычаи и традиции.
Отец – это вечный и надёжный защитник, опора.
Мать – это забота дома, любовь семьи.
Внучка – это подрастающее поколение – дети, внуки, это надежда рода.
Жучка – это страж, охранник семейного достатка.
Кошка – доброжелательность, тепло в роду, ибо кошка всегда считалась гармонизатором энергий.
Мышка – символ благосостояния семьи, там, где нет мышей и охранять нечего.
Не буду касаться вопроса о том, почему из сказки пропали образы отца и матери, это вопрос с религиозным аспектом. Но смысл всей сказки заключался в крепости родовых уз, в гармоничной жизни и сохранении связи с родовой памятью. Вспомните выражение «Дать по репе» - означавшее действие, приводившее к просветлению ума.
Существуют и другие трактовки сказки, космогеничные, но данная, вероятно, – ближе всего к истине, потому что встречается у различных авторов с более или менее одинаковыми условиями. Хотя и в космогеничной трактовке сказки основная мысль – чтобы достичь гармонии жизни, бытия, надо быть в единстве всех составляющих.
У вятичей была игра в «Репку». Выбранный «репкой» участник игры должен был крепко ухватиться за столб или дерево. Сзади его обхватывал другой участник, его – следующий, и ещё, и ещё один, создавая таким образом цепочку. А водящий должен был постараться вытянуть «репку», пытаясь оторвать последнего в цепочке от предыдущего. Если это получалось, то обычно все остальные «репки» падали, равновесие в таком случае удержать очень трудно было. Важно было не оторваться или не упасть.
А у туляков, по рассказам Е. А. Покровского, была другая забавная игра в «репку». Дети садились на пол, на лужайку «змейкой» и обхватывали друг друга за пояс. Последний был «бабкой». Водящий или Ивашка Попов подходил к бабке и завязывался такой разговор:
- Тук-тук!
- Кто пришёл?
- Ивашка.
- Зачем?
- За репкой.
- Зелена ещё, приходи завтра.
Ивашка отходил и снова возвращался, и разговор повторялся. Потом последняя фраза изменялась на предложение:
- Выбирай, какую хочешь.
И «Ивашка» пытался выдернуть репку из общей связки, т. е. вытащить кого-то из общих объятий, потом второго, третьего и так до тех пор, пока всех не вытащат!
И в заключение, предлагаю обратиться к сказке «Колобок». Это сказка астрономического толка. Почему? Давайте рассмотрим. И начнём, как уже это делали, с персонажей сказки. Что собой символизируют звери, с которыми встретился колобок? Это можно понять, если вспомнить, что во времена, когда ещё не был известен греческий гороскоп, наши пращуры пользовались зооморфным гороскопом (годословом, где разные звери символизировали собой разные созвездия (чертоги, как называли их древние славяне). Теперь давайте попробуем понять, что же такое сам Колобок? У древних славян Коло (хоро) – это круг. У наших предков колобок никогда не был ни пирожком, ни булкой. Колобок – это метафора, в которую сказители вкладывали смысл своих наблюдений за движением светил по небосклону. Когда бабка замешивает колобок – на небе полнолуние, а потом, по мере его встреч с разными зверями, т. е. пребывание в различных чертогах (созвездиях, колобок уменьшается в размерах, и исчезает после встречи с Лисой в её чертоге. Именно в этот момент Мидгард-Земля (сейчас планета Земля) закрывает Месяц полностью от Солнца. Вот и весь смысл – в наблюдении движения Колобка (Луны) по небосклону!
Ну, и как и в сказке «Репка», до нас дошёл усечённый вариант сказки «Колобок», поищите полную версию сказки и я уверена, что вы удивитесь!
И ещё на что хотела бы я обратить ваше внимание. Каждая народная сказка заканчивается фразой: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!». И понимать это выражение следует не дословно, а опять-таки, обратившись к древности. Ложь (лог) – это не полная правда, т. е. действительно ложь, но только для мира, в котором мы живём – мира явного (Яви). Но по представлениям древних, были и другие миры – Нави, Слави, Прави, для которых персонажи и события сказки были правдой. Вспомните и другое сказочное выражение – «Поди туда, не знамо куда, принеси то, не знамо что». Т. е. отправляйся-ка ты в иные миры и ищи решения вопроса там! Вот и судите, правда сказка или ложь? Фантастика? Не торопитесь делать выводы! Абсолютной фантастики не бывает, она на чём-то базируется. Но не будем отвлекаться! А слово «Урок» здесь имеет гораздо более глубокий смысл, чем просто назидание. Урок – это что-то, что находится рядом с Роком (фатумом, судьбой – зовите, как хотите). Т. е. движения персонажа, героя сказки, просто человека дальше по жизни не будет до тех пор, пока он не усвоит (не отработает, не поймёт, не воспримет) данный ему Урок!
Так сказки, знакомые всем нам с детства, обретают совсем иной смысл. «Docendo discimus» - восклицали латиняне в подобных случаях – уча, мы сами учимся!