Наталья Попова
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV
▼ Скачать + Заказать документы
И вновь - о колыбельных
В III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить и о колыбельных, несмотря на то, что я уже обращалась к теме колыбельных песен, к их значению в жизни детей. Но сегодня решила как бы подытожить тему, ещё раз вернувшись к колыбельным.
У каждого из нас сохранилась в памяти незатейливая песенка, которую нам пела мама. И с этой песенкой в душе, в памяти сразу всплывает тёплое чувство счастья и полной защищённости. И это чувство для нашего сознания играет большую роль. И остаётся оно с нами навсегда.
Публикация «Методическая разработка „О значении устного народного творчества для воспитания детей“, Часть IV» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
Ранее, говоря о значении и тайном смысле сказок, мы вспоминали, что свой тысячелетний опыт и знания, мудрость свою старшие передавали младшим в образной и устной форме.
Как мама (или кто-то другой) мог общаться с только что появившимся на свет человечком? Только с помощью каких-либо тонких вибраций, интонаций, через которые малыш и воспринимал информацию об окружающем мире.
Есть гипотеза о том, что на физическом уровне народные песни вступают в резонанс с нашим организмом. Причём, даже проведены исследования в этом направлении. Не утомляя вас цифрами, скажу только, что первый крик новорожденного с точностью до +-3% одинаков у всех детей и составляет по мощности 440 Гц, что соответствует ноте «ля»! Тут можно вспомнить и о длине волны, и о явлении резонансного изоморфизма, но для нас сейчас не это имеет значение.
Согласно старинной легенде, около древнего города Фив, стояла огромная статуя Колосса Мемнона, в руках которого была арфа, каждое утро на рассвете издававшая звук «ля». Это и была так называемая Эолова арфа. По ней настраивали музыкальные инструменты, на неё настроены все камертоны. И, если говорить о физической стороне звука, то нужно вспомнить, что основа жизнедеятельности любой системы - волновые процессы. Длина волны звука «ля» - 0,77954 м, т. е. 78 см. А это, в среднем, длина позвоночника взрослого человека. Т. е. каждый из нас камертон сам по себе! И настроен он на звук «ля» не только длиной позвоночника, и расстоянием между ушами (оно составляет четверть длины волны звука «ля») и шириной грудной клетки, равной половине волны «ля»! Т. е. тремя параметрами физического тела мы точно настроены как камертоны. И при соответственно здоровом позвоночнике, т. е. «правильно настроенном камертоне», организм человека функционирует нормально. Человек здоров! Этот тезис «намекает» нам о том, насколько важно заботиться о здоровье позвоночника сызмальства.
Откуда древние знали этот секрет единства звука этой арфы с криком новорождённого, можно только гадать. Для нас этот звук в спектре человеческого голоса остаётся основополагающим навсегда. По теории Альфреда Томатиса (французский врач-отоларинголог, этот звук затрагивает глубинные, первозданные слои нашей памяти, пробуждая ощущение цельности с матерью, абсолютной защищённости.
Определяя колыбельную как явление, с уверенностью можно сказать, что это квинтэссенция всего самого важного, лучшего, необходимого для малыша. Всё, что его родители и прародители накопили за много-много лет, они передают малышу на подсознательном уровне. И колыбельная – это один из способов передачи этой информации. Здесь имеет значение и тактильный контакт, т. е. прикосновения поющего колыбельную, вселяющие покой и уверенность.
Все вышесказанное подчёркивает значение колыбельных для физического здоровья ребёнка. Но ведь любая колыбельная несёт в себе и огромный нравственный потенциал. Напевая малышу древний мотив, мама преследует цель укачать, успокоить ребёнка. Этому способствует монотонный ритм песенки. Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала малышу о жизни семьи, о том, что волнует и что происходит в окружающем мире. И про тяжёлую крестьянскую долю, и о том, что отец уехал далеко, но обязательно вернётся с пряничками (т. е. уехал на заработки). А иногда такое повествование заменялось описанием обеспеченной жизни, о которой мечтали, или выражались просьбы к высшим силам о здоровье и благополучии ребёнка.
Слово может быть страшным оружием. Мы все это прекрасно знаем. Так вот в ряду колыбельных есть и до сих пор колыбельные «смертные», по одной версии их пели больному ребёночку, которому помочь уже нельзя. Использовались такие колыбельные не только славянами. Даже в наше время они используются отдельными народами. Описание этих явлений можно найти в литературе.
Но есть и ещё одно достаточно логичное объяснение использованию этих страшных колыбельных.
В языческих верованиях бытовало представление, что какое-то время после рождения ребёнок находится между Навью и Явью, между Жизнью и Смертью. И злой дух, что якобы приходит на свет вместе с ребёнком, чтобы утащить его обратно, должен быть обманут матерью, вот и пела она о том, что ребёнок ей не нужен, пусть умирает. И злой дух уходил сам – ему самому такой ребёнок не был нужен. Так пытались обмануть злые силы, пока они не сумели навредить младенцу.
Подведя итог сказанному, хочу подчеркнуть, что колыбельная – это своеобразное заклинание. Заговор ребёнка на благополучие, здоровье, веру в то, что у него есть защита и он не один в этом мире. Колыбельная - это не только код для передачи информации, а и универсальное терапевтическое средство.
Приложение:
1 слайд - заголовок
2 слайд - Люшеньки-люли, спи дитя, усни. До утренней зари, до свежей росы.
3 слайд - Ай, люли-люленьки, прилетели гуленьки.
4 слайд - Иллюстрации Е. ЮВаснецовой к колыбельной "баю-баеньки, баю. "
5 слайд - Репродукция картины Ю. П. Кугача "У колыбельной"
6, 7 слайды - "Казачья колыбельная" М. Лермонтова, илл. А. Силивончик.
8 слайд - Репродукция картины В. Паскина "У колыбельной".
9 слайд - Репродукция картины А. Шишкина. "Ай, кач-кач-кач. ".
10 слайд - Колыбельная песня А. Майкова.
11 слайд - Колыбельная Арины Родионовны, илл. А. Силивончик.
12 слайд - "Уж, как сон ходил по лавке. ".
13 слайд - Конец
И в заключение, мои колыбельные, отличающиеся о народного стиля:
Мольба матери над колыбелью
Ангел легкокрылый, песню подари!
Пусть над колыбелью льётся до зари.
Будет моя кроха сладко-сладко спать,
Я у колыбели буду сны считать!
Этот сон - про счастье, этот - про Любовь,
Этот сон - для Радости, и про встречи вновь
В том дому родительском, двери где открыты,
Где денёчки детства радостно прожиты!
Ангел легкокрылый, песню подари.
Пой над колыбелькою её до зари.
© Свидетельство о публикации №117072502861
Солнышко устало
Солнышко устало, деткам спать пора,
Сказки-сновидения видеть до утра.
В доме ходят шёпотом, Дрёма на пороге,
И уже не слушаются глазки, руки, ноги.
•
Вот глаза слипаются, но опять открылись,
Ведь не всё увидели, как ни торопились!
«Матушка, родимая, не хочу я спать!
Буду я в оконце звёздочки считать…»
•
Одеялом ласково матушка укрыла
И к малютке своему Дрёму пригласила.
Дрёма сядет рядышком, сказывать начнёт,
Сладким тихим голосом песенку споёт.
•
Про края далёкие, про дела чудные,
И про василисины очи голубые,
И про Одолень-траву песня будет виться
До утра, до утречка сказка будет сниться…
©Свидетельство о публикации №117072502881