Папки-передвижки

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV

Наталья Попова
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV

И вновь - о колыбельных

В III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить и о колыбельных, несмотря на то, что я уже обращалась к теме колыбельных песен, к их значению в жизни детей. Но сегодня решила как бы подытожить тему, ещё раз вернувшись к колыбельным.

У каждого из нас сохранилась в памяти незатейливая песенка, которую нам пела мама. И с этой песенкой в душе, в памяти сразу всплывает тёплое чувство счастья и полной защищённости. И это чувство для нашего сознания играет большую роль. И остаётся оно с нами навсегда.

Публикация «Методическая разработка „О значении устного народного творчества для воспитания детей“, Часть IV» размещена в разделах

Ранее, говоря о значении и тайном смысле сказок, мы вспоминали, что свой тысячелетний опыт и знания, мудрость свою старшие передавали младшим в образной и устной форме.

Как мама (или кто-то другой) мог общаться с только что появившимся на свет человечком? Только с помощью каких-либо тонких вибраций, интонаций, через которые малыш и воспринимал информацию об окружающем мире.

Есть гипотеза о том, что на физическом уровне народные песни вступают в резонанс с нашим организмом. Причём, даже проведены исследования в этом направлении. Не утомляя вас цифрами, скажу только, что первый крик новорожденного с точностью до +-3% одинаков у всех детей и составляет по мощности 440 Гц, что соответствует ноте «ля»! Тут можно вспомнить и о длине волны, и о явлении резонансного изоморфизма, но для нас сейчас не это имеет значение.

Согласно старинной легенде, около древнего города Фив, стояла огромная статуя Колосса Мемнона, в руках которого была арфа, каждое утро на рассвете издававшая звук «ля». Это и была так называемая Эолова арфа. По ней настраивали музыкальные инструменты, на неё настроены все камертоны. И, если говорить о физической стороне звука, то нужно вспомнить, что основа жизнедеятельности любой системы - волновые процессы. Длина волны звука «ля» - 0,77954 м, т. е. 78 см. А это, в среднем, длина позвоночника взрослого человека. Т. е. каждый из нас камертон сам по себе! И настроен он на звук «ля» не только длиной позвоночника, и расстоянием между ушами (оно составляет четверть длины волны звука «ля») и шириной грудной клетки, равной половине волны «ля»! Т. е. тремя параметрами физического тела мы точно настроены как камертоны. И при соответственно здоровом позвоночнике, т. е. «правильно настроенном камертоне», организм человека функционирует нормально. Человек здоров! Этот тезис «намекает» нам о том, насколько важно заботиться о здоровье позвоночника сызмальства.

Откуда древние знали этот секрет единства звука этой арфы с криком новорождённого, можно только гадать. Для нас этот звук в спектре человеческого голоса остаётся основополагающим навсегда. По теории Альфреда Томатиса (французский врач-отоларинголог, этот звук затрагивает глубинные, первозданные слои нашей памяти, пробуждая ощущение цельности с матерью, абсолютной защищённости.

Определяя колыбельную как явление, с уверенностью можно сказать, что это квинтэссенция всего самого важного, лучшего, необходимого для малыша. Всё, что его родители и прародители накопили за много-много лет, они передают малышу на подсознательном уровне. И колыбельная – это один из способов передачи этой информации. Здесь имеет значение и тактильный контакт, т. е. прикосновения поющего колыбельную, вселяющие покой и уверенность.

Все вышесказанное подчёркивает значение колыбельных для физического здоровья ребёнка. Но ведь любая колыбельная несёт в себе и огромный нравственный потенциал. Напевая малышу древний мотив, мама преследует цель укачать, успокоить ребёнка. Этому способствует монотонный ритм песенки. Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала малышу о жизни семьи, о том, что волнует и что происходит в окружающем мире. И про тяжёлую крестьянскую долю, и о том, что отец уехал далеко, но обязательно вернётся с пряничками (т. е. уехал на заработки). А иногда такое повествование заменялось описанием обеспеченной жизни, о которой мечтали, или выражались просьбы к высшим силам о здоровье и благополучии ребёнка.

Слово может быть страшным оружием. Мы все это прекрасно знаем. Так вот в ряду колыбельных есть и до сих пор колыбельные «смертные», по одной версии их пели больному ребёночку, которому помочь уже нельзя. Использовались такие колыбельные не только славянами. Даже в наше время они используются отдельными народами. Описание этих явлений можно найти в литературе.

Но есть и ещё одно достаточно логичное объяснение использованию этих страшных колыбельных.

В языческих верованиях бытовало представление, что какое-то время после рождения ребёнок находится между Навью и Явью, между Жизнью и Смертью. И злой дух, что якобы приходит на свет вместе с ребёнком, чтобы утащить его обратно, должен быть обманут матерью, вот и пела она о том, что ребёнок ей не нужен, пусть умирает. И злой дух уходил сам – ему самому такой ребёнок не был нужен. Так пытались обмануть злые силы, пока они не сумели навредить младенцу.

Подведя итог сказанному, хочу подчеркнуть, что колыбельная – это своеобразное заклинание. Заговор ребёнка на благополучие, здоровье, веру в то, что у него есть защита и он не один в этом мире. Колыбельная - это не только код для передачи информации, а и универсальное терапевтическое средство.

Приложение:

1 слайд - заголовок

2 слайд - Люшеньки-люли, спи дитя, усни. До утренней зари, до свежей росы.

3 слайд - Ай, люли-люленьки, прилетели гуленьки.

4 слайд - Иллюстрации Е. ЮВаснецовой к колыбельной "баю-баеньки, баю. "

5 слайд - Репродукция картины Ю. П. Кугача "У колыбельной"

6, 7 слайды - "Казачья колыбельная" М. Лермонтова, илл. А. Силивончик.

8 слайд - Репродукция картины В. Паскина "У колыбельной".

9 слайд - Репродукция картины А. Шишкина. "Ай, кач-кач-кач. ".

10 слайд - Колыбельная песня А. Майкова.

11 слайд - Колыбельная Арины Родионовны, илл. А. Силивончик.

12 слайд - "Уж, как сон ходил по лавке. ".

13 слайд - Конец

И в заключение, мои колыбельные, отличающиеся о народного стиля:

Мольба матери над колыбелью

Ангел легкокрылый, песню подари!

Пусть над колыбелью льётся до зари.

Будет моя кроха сладко-сладко спать,

Я у колыбели буду сны считать!

Этот сон - про счастье, этот - про Любовь,

Этот сон - для Радости, и про встречи вновь

В том дому родительском, двери где открыты,

Где денёчки детства радостно прожиты!

Ангел легкокрылый, песню подари.

Пой над колыбелькою её до зари.

© Свидетельство о публикации №117072502861

Солнышко устало

Солнышко устало, деткам спать пора,

Сказки-сновидения видеть до утра.

В доме ходят шёпотом, Дрёма на пороге,

И уже не слушаются глазки, руки, ноги.

Вот глаза слипаются, но опять открылись,

Ведь не всё увидели, как ни торопились!

«Матушка, родимая, не хочу я спать!

Буду я в оконце звёздочки считать…»

Одеялом ласково матушка укрыла

И к малютке своему Дрёму пригласила.

Дрёма сядет рядышком, сказывать начнёт,

Сладким тихим голосом песенку споёт.

Про края далёкие, про дела чудные,

И про василисины очи голубые,

И про Одолень-траву песня будет виться

До утра, до утречка сказка будет сниться…

©Свидетельство о публикации №117072502881

Прикреплённые файлы:

kolybelnaja_g11ro.ppt | 3467 Кб
 
Публикации по теме:

Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание детей Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №141 «Теремок» Консультация «Влияние устного народного творчества.

Конспект прогулки для детей старшего дошкольного возраста «С использованием произведений устного народного творчества» Наблюдение за снегопадом. Что за звездочки сквозные На пальто и на платке? Все сквозные, вырезные А возьмешь - вода в руке? (снежинки).

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Научно-методическая разработка «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Представление, что при любом двигательном тренинге упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло.

Педсовет «Развитие речи и речевого творчества детей посредством устного народного творчества» Педсовет разработан в соавторстве с О. О. Богдановой, заместителем заведующего МДОУ, Е. В. Хаяйнен, педагогом-психологом. Цель: определение.

Развитие речи детей средствами устного народного творчества Тема презентации: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Цель проекта: -Использование произведений русского народного.

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей. Устное народное творчество - это история народа, его духовное богатство. Народное поэтическое слово помогает духовно обогатить среду, в.

Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей Актуальность проекта: Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV
Опубликовано: 28 июля 2017 в 00:40
+171Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 101.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД