Елена Нестеренко
Консультация «Роль развивающих творческих игр в развитии воображения старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
дошкольном периоде развитие воображения признано центральным психологически новообразованием, а в последующие годы жизни – основой творческой уникальной и неповторимой личности. В настоящее время развитие воображения и творчества детей ученые называют проблемой века.
Публикация «Консультация „Роль развивающих творческих игр в развитии воображения старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
На первом этапе развития воображения необходимо создавать такую предметную среду, которая позволяла бы в силу своей неспецифичности что-то домысливать и воображать. А когда все предметы четко и однозначно определены в своих функциях и значениях, это препятствует развитию творческого начала и воображения.
Развитие воображения детей осуществляется в форме специально разработанных развивающих творческих игр, материалом для которых, служат цветные картинки с изображением предметов из различных групп: «игрушки», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «овощи», «фрукты», «цветы», «животные», «транспорт» и др. В качестве игрового поля можно использовать листы различной цветной бумаги, с начерченными посередине полосками друг под другом.
Начать занятие можно с осмысления своих собственных эмоций, показать свое настроение мимикой, жестами или движениями так, чтобы оно стало понятно другим. А после поинтересоваться: «На что похоже настроение?», «Какое оно по вкусу?», «Какое оно по цвету?», «Какое он по запаху?».
После этого дошкольники выбирают цветное игровое поле, на котором будут дальше работать, при этом называют его цвет, объясняют, почему выбрали именно этот цвет, рассказывают, на что он похож. Среди разложенных картинок (10-15 штук) малыши выбирают только одну, наиболее понравившуюся, называют ее, объясняют ее выбор и кладут на свой лист с левой стороны верхней полоски. Затем в порядке очередности выбирают к ней другую картинку, сходную по смыслу, также называют ее, показывают детям, и кладут напротив первой картинки – с правой стороны.
Дошкольники самостоятельно устанавливают следующие смысловые связи, например «кот – душ» («Кота помыли в душе, чтобы он был чистый») и др. В случаях затруднений педагог помогает выполнить задание при помощи наводящих вопросов, оказывает помощь и в речевом оформлении ответов. Так на индивидуальном поле каждого ребенка образуется между полосками два вертикальных ряда, располагающихся друг под другом: первый (левый) ряд – это картинки, которые понравились ребенку и выбирались им по желанию: второй (правый) ряд – картинки, которые подбирались им по смыслу к ранее отобранным картинкам. Дополняя занятие можно предложить осуществить подбор слов из разных частей речи: синонимов («Как еще по другому можно сказать про…», антонимов («Скажи наоборот про…», подбор слов в уменьшительно-ласкательной форме («Как можно ласково сказать про…»). Также можно вспомнить загадки, ранее выученные стихи про то, что нарисовано на картинках, отвечают на различные вопросы: каков предмет по форме, какую пользу приносит, как передвигается и т. д.
В качестве физкультминутки можно предложить задание по «оживлению выбранного предмета», т. е. показать пластический этюд. Для этого им предлагается наделить предмет человеческими свойствами: бегать, прыгать, смеяться, совершать несвойственные ему поступки: петь танцевать, разговаривать. Каждый этюд – это «воображение в движении», одновременно выполняя функции физкультминутки.
В заключении берем новый лист цветной бумаги и закрываем любой вертикальный ряд картинок, либо левый – выбранный ребенком по желанию, либо правый – подобранный ребенком по смыслу. Необходимо назвать «спрятанные» предметы под листом бумаги. Им напоминают, что одни картинки – это опора, «помощник» для вспоминания, другие картинки – связанные по смыслу.
Завершается занятие важным приемом нравственно-эмоционального воспитания: ребенок, наиболее активно работающий на занятии, определяется победителем, и на прогулке малыши играют в его любимую подвижную игру, читают для него стихи, а также обязательно в присутствии родителей отмечают его успехи.
Усложнением для новых игр детей является подбор к картинке уже не одной, а нескольких картинок. Также можно использовать карточки с усложненным изображением предметов в виде точек, половины их изображения или только какой-либо характерной части.
Эффективность развивающих творческих игр определяется по таким критериям, как осмысленность выполнения действий детьми в процессе игр, их самостоятельность, объяснение действий с проявлением свойств воображения, учет поведения во время запоминания картинок с опорой на ранее отобранные по смыслу, а также учет объема воспроизведенных картинок.
Использование развивающих творческих игр у дошкольников способствуют проявлению инициативности, благодаря которой они осмысленно запоминают, а также с удовольствием, уверенно и самостоятельно воспроизводят наглядно-иллюстративный материал, даже отобранный другими играющими сверстниками.