Консультация «Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

Наталья Шихова
Консультация «Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»

Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников

СЛАЙД 1 Титульник

В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса

передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий.

Одной из общепризнанных является - технология развивающего обучения.

Задача данной технологии для дошкольников была актуальна во

все времена, однако, на современном этапе данный вопрос приобрел особую

значимость в свете обозначенной направленности на формирование общей

культуры, а также развитие интеллектуальных способностей и познавательной активности дошкольников в Федеральном государственном

образовательном стандарте дошкольного образования.

- Если обратиться к Стандарту дошкольного образования, то основная его задача, что бы дети ставили перед собой цели. Достигали их и оценивали результаты.

СЛАЙД 2

Это важная задача требует от ребенка критического мышления.

Кпитическое мышление – это умение мыслить.

СЛАЙД 3 теоретико-методологические основы развития критического мышления

И тогда даже в самой безвыходной ситуации ребенок сможет найти выход, что позволит ему добиться успехов в любой сфере деятельности на протяжении всей жизни.

СЛАЙД 4 Характеристики ребенка, умеющего критически мыслить

Ребенок нуждается в критическом мышлении, оно помогает ему жить среди людей.

СЛАЙД 5 Технология развития критического мышления:

Сегодня мы встречаем все больше технологий, которые позволяют сделать образовательный процесс интересным для дошкольников.

СЛАЙД 6

Их использование способствует на основании деятельностного подхода формированию креотивности, сотрудничества, коммуникации и критического мышления дошкольников.

СЛАЙД 7

Одной из таких развивающих технологий, которая эффективно способствует формированию этих навыков именно в дошкольном возрасте, когда дети размышляют не шаблонно, являеться технология «Кроссенс»

СЛАЙД 8

Этот метод разработан Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко.

Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом кроссворд, которое в переводе с английского означает - пересечение слов.

При решении кроссенса развиваются все аспекты мышления - память, ассоциации, синтез и поиск информации, неординарность мышления. Слово «КРОССЕНС» означает «пересечение смыслов».

СЛАЙД 9 (примеры кроссенса)

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку из серии картинок, символов, каждое изображение которого связано с предыдущим и

последующим по смыслу. Символы размещены в таблицу из 9 ячеек, в

центре таблицы пустой квадрат. По желанию автора, он может быть связан

по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно

установить связи по периметру между двумя рядом стоящими квадратами, а также по центральному кресту между квадратами 2-9, 6-9.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться

только вперед и заканчивать на центральном квадрате, таким образом,

получается цепочка. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Решить кроссенс – это разгадать символ, который находится в центральном квадрате.

Задача детей: объяснить кроссенс посредством видения взаимосвязи изображений, составить рассказ. Такой прием позволяет организовать работу с текстом, рисунками, символами. Чтобы разгадывать кроссворды детям нужно уметь читать и писать, или постоянно обращаться к помощи взрослых. С кроссенсами – другое дело. Поняв смысл и суть, дети могут разгадывать кроссенсы сами, и даже составлять их, подбирая необходимые по теме и смыслу картинки.

СЛАЙД 10 (от 2 картинок,4 ,9)

Дошкольникам старшей группы 5-6 лет осилить кроссенс,

состоящий из девяти смысловых картинок сразу сложно. Поэтому я,

основываясь на идее метода, предлагала детям для разгадывания кроссенсы с

полем из двух, а затем – из четырех квадратов. Сути метода и его

педагогического значения это не меняло. Играть можно было как с одним

ребенком, так и с группой.

СЛАЙД 11 «Почемучек». кроссенс «Осень»

Для привлечения внимания и интереса детей использовала картинку веселых и любознательных «Почемучек». Когда они появлялись, дети уже знали, что будем решать кроссенсы.

Для начала работы, необходимо определение темы, постепенно расширяя ассоциативный ряд у детей. Например, кроссенс «Осень»состоит из нескольких сюжетных картинок: дождевая туча закрывает солнце, девочка под зонтиком, корзина с грибами, дети собирают грибы в осеннем лесу. Детям предлагаю отгадать время года и объяснить свое решение. Дети составляют рассказ, опираясь на взаимосвязь явлений. Решение кроссенса: время года – осень.

СЛАЙД 12 Способы чтения кроссенса «Солнышко», «Улитка», «Крест»

Классический кроссенс предполагает таблицу из 9 ячеек, в которых размещены картинки, символы, знаки. Я думала, что дошкольникам трудно удержать такой объем информации, запомнить, установить связи между явлениями и предметами, изображенными в каждой ячейке. Но, на начальном этапе применения технологии, мы уже составляли с детьми классический кроссенс из 9 ячеек, проговаривая возможные варианты взаимосвязи предметов и явлений. Способы чтения кроссенса в нашей группе ребята предложили назвать: «Солнышко», «Улитка», «Крест».

СЛАЙД13 Алгоритм создания кроссенса для детей находится постоянно перед глазами,крупный вариант на доске или мелкий на планшете:

СЛАЙД 14

-При оценке правильности создания кроссенсов учитываются следующие

параметры:

1. Чем более конкретные и менее абстрактные образы использованы, тем лучше! Когда образы на изображениях просты и логичны, для разгадки кроссенса нужно лишь знание фактов. В этом случае правильный ответ один и тематика конкретна;

2. Чем более очевидные или основанные на знаниях детей связи в ассоциациях, тем лучше;

3. Все ли рядом стоящие картинки связаны ассоциативными рядами;

4. Нужно стараться решить кроссенс, построив наиболее

короткий ассоциативный ряд;

5. Тонкие или неожиданные ассоциативные ходы.

- Применение кроссенса имеет множество вариантов. Подобранные в определённой логике образы могут быть использованы на любом этапе работы с детьми

СЛАЙД 15

• на стадии определения темы образовательной деятельности

• для определения и постановки проблемы

• для закрепления материала

• как способ организации групповой работы

• как творческая совместная работа родителей с детьми

СЛАЙД 16 РЕЗУЛЬТАТ

-Технология Кроссенс позволяет решать проблемы развивающего, дифференцированного, личностно-ориентированного обучения. Дети учатся думать, творить, высказывать свою точку зрения и защищать ее. Всё это помогает им самоутвердиться, а значит быть более подготовленными к будущей жизни. Они раскрывают новые грани понимания привычных

вещей.

СЛАЙД 17 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Прикреплённые файлы:

shihova-prezentacija_66sso.ppt | 10192,5 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игры для развития логического мышления старших дошкольниковИгры для развития логического мышления старших дошкольников Развитое логическое мышление это не только успешное обучение в школе, но и способность быстро ориентироваться в течении всей своей жизни,.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • День Победы, 9 мая
  • Транспорт
Автор публикации:
Консультация «Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»
Опубликовано: 12 января 2021 в 18:22
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 апреля. Международный день подснежника

Красивым, нежным и удивительно стойким цветам посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про подснежники и увлечь их интересным...

18 апреля. День тапочек

«Они у порога нас преданно ждут, но только навстречу нам не бегут» — очередной тематический день посвящен домашним тапочкам. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы научить ребенка правильно...


Горячие темочки