Лучший педагог года

Консультация «Предметно-пространственная среда по познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ»

Елена Приображенская
Консультация «Предметно-пространственная среда по познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Публикация «Консультация „Предметно-пространственная среда по познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ“» размещена в разделах

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Окружающий дошкольника мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание преобразовать и усовершенствовать. Предметный мир должен обеспечивать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, поддерживать познавательную активность и ее дальнейший рост, создавать условия для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать, поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.

Познавательно-исследовательская деятельность активность ребенка, направлена на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Принципы организации в группе развивающей предметно- пространственной среды в центре экспериментирования (исследования, проектирования) и его насыщение в соответствии с ФГОС ДО:

1. Соответствие содержания центра детского экспериментирования возрастным возможностям детей данной группы и соблюдение правил техники безопасности при организации деятельности данного центра;

2. Наличие в центре лабораторного оборудования для проведения различных экспериментов (в соответствии с возрастной группой); для детей раннего возраста наличие игрушек и оборудования для игр с водой, песком, воздухом;

3. Наличие демонстрационного лабораторного и дидактического материала (различные коллекции, глобус, природный материал и т. д., а также дидактические игры и их картотеки;

4. Наличие комнатных растений, условия их содержания (оборудование по уходу);

5. Наличие энциклопедической литературы, различных тематических альбомов (обязательно для групп дошкольного возраста);

6. Эстетическое оформление центра (оригинальность названия, наличие игрового персонажа, художественное оформление и т. д.);

7. Доступность оборудования центра для свободного экспериментирования детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :

реализацию различных образовательных программ;

учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учет возрастных особенностей детей,

учет гендерного развития ребенка.

Дети любят что-то делать своими руками, демонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.

Вместе с тем на протяжении дошкольного возраста познавательно-исследовательская деятельность детей претерпевает изменения в плане структуры и средств осуществления, поэтому необходимо учитывать этот факт при создании предметной среды во всех возрастных группах детского сада.

Предметно-игровая среда по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду служит зоной опережающего развития детей.

Во всех возрастных группах, начиная с первой младшей группы, должны быть специально созданные уголки, которые способствуют расширению перспектив поисково-познавательной деятельности путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия, в виде экспериментальных лабораторий, типа «Почемучка», «Уголок Знайки», «Уголок моделирования», «Музыкальная лаборатория» и т. п., где дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или заниматься самостоятельным творчеством.

В качестве центров развития могут выступать:

уголок для сюжетно-ролевых игр;

уголок ряжения (для театрализованных игр);

книжный уголок;

зона для настольно-печатных игр;

выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных

мастеров и т. д.);

уголок природы (наблюдений за природой);

спортивный уголок;

уголок для игр с песком;

уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др. ;

игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики,

тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства;

игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

При оборудовании центров необходимо учитывать следующие требования:

безопасность для жизни и здоровья детей; доступность расположения соблюдение правил при проведении опыта и эксперимента.

При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).

Цель организующей функции- предложить ребёнку всевозможный материал для его активного участия в исследовательской деятельности. В определённом смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

Для детского исследования и экспериментирования необходимы самые разнообразные природные и бросовые материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскопы, глобус, а также лабораторное оборудование – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития воспитатель подбирает специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов. На стенде в форме книги дети могут поместить результаты своих опытов и открытий в виде зарисовок, заметок и отчетов.

Формы работы по поисково-исследовательской деятельности

- НОД;

- беседы познавательно-эвристического характера;

- знаково-изобразительные средства;

- лабораторные работы;

-киносеансы;

-прослушивание аудиозаписей;

- дидактические и развивающие игры, упражнения;

- сюжетно-ролевые игры;

-эксперименты и опыты;

-рассматривание картин;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголках природы;

- экологическая тропа, экскурсии и целевые прогулки;

-акции добрых дел;

-предметные недели;

- кружковая деятельность.

Структура детской познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи:

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс «Что это?», «Что такое?»

В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: «Узнать — научиться — познать»

Средства : язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Необходимо создавать и обогащать развивающую среду для познавательно-исследовательской деятельности, начиная с младшего возраста.

Приборы и оборудование для мини – лабораторий

Младший дошкольный возраст

- Книги познавательного характера для младшего возраста.

- Тематические альбомы.

- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки зимы, весны, осени», «Ткани».

- Песок, глина.

- Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.

- Материалы для игр с мыльной пеной, красители — пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- «Бросовый материал» : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки- семена бобов, фасоли, горох.

- На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

- Книги познавательного характера для среднего возраста.

- Тематические альбомы.

- Коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки (зимы, весны, осени, «Ткани». «Бумага», «Пуговицы».

- Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла» и др.)

- Песок, глина;

- Набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде.

- Материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- Семена бобов, фасоли, гороха- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

-Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- «Бросовый материал» : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

- На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

- Карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается.

Старший дошкольный возраст

- Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов.

- Серии картин с изображением природных сообществ.

- Книги познавательного характера, атласы.

- Тематические альбомы.

- Коллекции: мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные», «Изделия из камня».

- Материалы распределены по разделам : «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина» .

- Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.

- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.

- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).

- Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- Сито, воронки, половинки мыльниц, формы для льда.

-Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы, клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

- Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра».

- Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов.

- Карточки-подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

- Персонажи, наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируется проблемная ситуация.

В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни.

Развивая познавательную сферу ребенка — дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувствительное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.

Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Предметно-пространственная среда ДОУ. Наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности) Предметно-пространственная среда ДОУ, наполнение центра «Науки» (уголка природы и опытно-экспериментальной деятельности во 2-й младшей и.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. Создавая.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок ряженья и театрализованной деятельности «Поле Чудес»Развивающая предметно-пространственная среда. Уголок ряженья и театрализованной деятельности «Поле Чудес» Внимание, занавес, звонок Вот –театральный уголок. Здесь можно в гнома превратиться И в Бабку-Ёжку нарядиться. Наиболее полное познание.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Предметно-пространственная среда по познавательно — исследовательской деятельности в ДОУ»
Опубликовано: 24 декабря 2020 в 19:23
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД