Консультация «Терапевтические возможности игры»

Ольга Ленькина
Консультация «Терапевтические возможности игры»

Терапевтические возможности игры

Подготовила воспитатель: Ленькина О. С.

В жизни любого ребенка бывают моменты, когда ему остро нужна психотерапевтическая помощь. Это проявляется во всем его поведении - он плачет, капризничает, становится неуправляемым, а возможно, и агрессивным. Доброжелательное отношение и внимание близких, их попытки успокоить малыша в данном случае не помогают, его состояние остается напряженным. А самостоятельно преодолеть это напряжение ребенок не умеет.

Происходит такое избавление, например, путем агрессивных всплесков - человек может покричать, поругаться с кем-либо, дети часто начинают драться и кусаться; или плача - с помощью слез также удается избавиться от напряжения, причем способ этот более человечески адекватен и безопасен для окружающих. Такие явления обычно возникают спонтанно, человек не осознает, почему он кричит или плачет. А в результате этого он получает долгожданное облегчение.

Конечно, в результате агрессивных вспышек, во время которых этот человек ругается и ссорится с другими, он в конце концов успокаивается и приходит в благодушное состояние. Но вот каково окружающим? Здесь и приходят на помощь терапевтические игры. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, у детей — достижение более адекватной адаптации и социализации детей.

Особенности терапевтических игр

1. Терапевтическая игра не планируется заранее, проводится по мере необходимости. Эта необходимость возникает в связи со спонтанным изменением состояния ребенка.

2. В терапевтической игре необходим ведущий - взрослый, который, подыгрывая ребенку, переживая вместе с ним определенные эмоции, комментируя происходящее, постепенно обучает ребенка осознавать собственные эмоции и в дальнейшем контролировать их.

3. В терапевтической игре обязательно присутствует объект, на который направлены действия ребенка: это могут быть материалы - крупы, вата, вода и предметы - кубики, конструктор, газеты.

4. Для терапевтической игры характерен принцип повторяемости.

Игры, о которых речь пойдёт далее - предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. В ходе терапевтических игр ребенок, используя помощь взрослого, может избавиться от негативных эмоций, постепенно его эмоциональный фон нормализуется и в целом становится более положительным.

Коллекция терапевтических игр

Игры с крупами

ДОЖДЬ, ГРАД

Эта игра обусловлена фактурой материала - мелкие размеры, характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения при перебирании в руках. Вероятность того, что ребенок станет разбрасывать крупу, очень велика. Знание этой закономерности позволяет подготовиться заранее: выберите подходящее место для игр с крупой (лучше играйте на кухне, а в момент, когда сенсорная игра перетечет в терапевтическую, тут же словесно обозначьте дсйстиия ребенка: "Ой, дождь пошел!" (гречка, рис, "Ой! Град начался!" (горох, фасоль). При проведении такой игры есть опасность, что с зтого момента ребенок будет настаивать на использовании крупы только в этом понравившемся ему качестве. В каждом конкретном случае придется принимать решение относительно выбора наилучшей тактики:

- позволить бросать крупу, устроив знакомую игру;

- некоторое время не использовать крупу в играх;

- давать разнообразные способы использования. Например, предлагать крупу в очень небольших количествах, чтобы "покормить птичек". Можно взять пакетик с небольшим количеством крупы с собой на прогулку, чтобы покормить настоящих птиц.

Игры с ватой

Вата - очень нежный и приятный на ощупь материал. Вы используете вату для игры в больницу или в сенсорных играх. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие. Помня о, что ребенок может захотеть трогать ее, рвать, бросать, том куском непрессованной ваты, и когда ребенок затеет игру, зарываться в нее, подготовьтесь заранее - запаситесь большим предложите ему весь объем материала.

СНЕГ ИДЕТ

Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: "Снег идет". Hаблюдайте за падением "снега", подуйте на него, чтобы он подольше не падал.

СНЕЖКИ

Из небольших кусков ваты "лепите снежки" (формируете руками комок, и со словами: "Давай играть в снежки" бросаете друг в друга.

Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками

Во время занятия ребенок может вдруг подбежать к коробке с кубиками и опрокинуть ее или подбросить коробку с мелкими деталями конструктора. При этом он с явным удовольствием вслушивается в раздавшийся грохот. В этом случае следует организовать игру.

САЛЮТ

Подбрасывайте вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собирайте их в коробку и, если ребенок захочет, возобновите игру - "салют продолжается".

МУСОРКА

Возьмите картонную коробку больших размеров и сбрасывайте в нее разнообразные ненужные предметы - коробочки, пластиковые бутылочки, тряпочки - со словами: "Выбрасываем мусор!" При этом следует "выбрасывать" только безопасные (неострые, небьющиеся) предметы.

Игры со старыми газетами или журналами

ПТИЦЫ ЛЕТЯТ

Подброшенный в воздух журнал или газета издают своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их "полетом". Поиграйте вместе с ребенком в "летящих птиц": подбрасывайте в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и побегать по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу.

При этом дайте ребенку понять, что подобные действия недопустимы в отношении книг, а также новых журналов и газет. Как всегда, объясняйте это на практике: не запрещайте ему эту игру, а выделите ненужные журналы и газеты и положите их в определенном месте - объясните ребенку, что с ними он может поступать по собственному усмотрению.

Публикации по теме:

Терапевтические сказки в театрализованной деятельности «Терапевтические сказки в театрализованной деятельности» Разработала: Белая Ольга Анатольевна, воспитатель Пояснительная записка. Работая.

Возможности использование музыки в режимных моментах. Консультация для воспитателей Дорогой воспитатель! Музыка – действенное и эмоциональное средство воспитания. Поэтому необходимо, чтобы музыка в детском саду звучала во.

Арт-терапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Понятие арт-терапии Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной.

Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики» «Большие возможности мелкой моторики» Семинар-практикум для педагогов Воспитатель: Игошева И. Ф Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего.

Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики» Семинар-практикум для педагогов «Большие возможности мелкой моторики» Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития.

Статья «Возможности игры в коррекционной работе с детьми» Жукова Т. И., воспитатель ГБДОУ детский сад №16 компенсирующего вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Возможности игры в коррекционной.

Терапевтические игры с пескомТерапевтические игры с песком Что такое игры с песком? Это один из методов психотерапии. Это способ общения с миром и самим собой. Способ снятия внутреннего напряжения.

Консультация для педагогов «Терапевтические сказки»Консультация для педагогов «Терапевтические сказки» Сказкотерапия (рассказывание историй)- это в первую очередь познание мира и вырабатывание поведения в определенных ситуациях. Смешные и.

Возможности дидактической игры в патриотическом воспитании младших школьников Аннотация: в статье раскрыты понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность», «дидактическая игра»; описаны.

Возможности элементарного музицирования в инклюзивном образовании «Для того, чтобы было легко жить с каждым человеком, думай о том, что тебя соединяет, а не о том, что тебя разъединяет с ним». Л. Н.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Консультация «Терапевтические возможности игры»
Опубликовано: 23 января 2018 в 20:01
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Объемная аппликация «Витамины на тарелочке»
Творческий процесс вместе с детьми способен не только объединить, но и обогатить представления ребенка об окружающем мире. Дети охотно воплощают в жизнь,...
Индивидуальная траектория развития воспитателя
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ Разработчик: Петрова Л. Р. МБДОУ ДС «Калинка» г. Волгодонск-2019 г. Цель реализации ИТР: построение и...
Экскурсия в Национальный парк «Водлозерский». Подготовительная группа
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств,...