Ольга Ленькина
Консультация «Терапевтические возможности игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Терапевтические возможности игры
Подготовила воспитатель: Ленькина О. С.
В жизни любого ребенка бывают моменты, когда ему остро нужна психотерапевтическая помощь. Это проявляется во всем его поведении - он плачет, капризничает, становится неуправляемым, а возможно, и агрессивным. Доброжелательное отношение и внимание близких, их попытки успокоить малыша в данном случае не помогают, его состояние остается напряженным. А самостоятельно преодолеть это напряжение ребенок не умеет.
Публикация «Консультация „Терапевтические возможности игры“» размещена в разделах
Происходит такое избавление, например, путем агрессивных всплесков - человек может покричать, поругаться с кем-либо, дети часто начинают драться и кусаться; или плача - с помощью слез также удается избавиться от напряжения, причем способ этот более человечески адекватен и безопасен для окружающих. Такие явления обычно возникают спонтанно, человек не осознает, почему он кричит или плачет. А в результате этого он получает долгожданное облегчение.
Конечно, в результате агрессивных вспышек, во время которых этот человек ругается и ссорится с другими, он в конце концов успокаивается и приходит в благодушное состояние. Но вот каково окружающим? Здесь и приходят на помощь терапевтические игры. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, у детей — достижение более адекватной адаптации и социализации детей.
Особенности терапевтических игр
1. Терапевтическая игра не планируется заранее, проводится по мере необходимости. Эта необходимость возникает в связи со спонтанным изменением состояния ребенка.
2. В терапевтической игре необходим ведущий - взрослый, который, подыгрывая ребенку, переживая вместе с ним определенные эмоции, комментируя происходящее, постепенно обучает ребенка осознавать собственные эмоции и в дальнейшем контролировать их.
3. В терапевтической игре обязательно присутствует объект, на который направлены действия ребенка: это могут быть материалы - крупы, вата, вода и предметы - кубики, конструктор, газеты.
4. Для терапевтической игры характерен принцип повторяемости.
Игры, о которых речь пойдёт далее - предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. В ходе терапевтических игр ребенок, используя помощь взрослого, может избавиться от негативных эмоций, постепенно его эмоциональный фон нормализуется и в целом становится более положительным.
Коллекция терапевтических игр
Игры с крупами
ДОЖДЬ, ГРАД
Эта игра обусловлена фактурой материала - мелкие размеры, характерные звуки, издаваемые при падении, особые тактильные ощущения при перебирании в руках. Вероятность того, что ребенок станет разбрасывать крупу, очень велика. Знание этой закономерности позволяет подготовиться заранее: выберите подходящее место для игр с крупой (лучше играйте на кухне, а в момент, когда сенсорная игра перетечет в терапевтическую, тут же словесно обозначьте дсйстиия ребенка: "Ой, дождь пошел!" (гречка, рис, "Ой! Град начался!" (горох, фасоль). При проведении такой игры есть опасность, что с зтого момента ребенок будет настаивать на использовании крупы только в этом понравившемся ему качестве. В каждом конкретном случае придется принимать решение относительно выбора наилучшей тактики:
- позволить бросать крупу, устроив знакомую игру;
- некоторое время не использовать крупу в играх;
- давать разнообразные способы использования. Например, предлагать крупу в очень небольших количествах, чтобы "покормить птичек". Можно взять пакетик с небольшим количеством крупы с собой на прогулку, чтобы покормить настоящих птиц.
Игры с ватой
Вата - очень нежный и приятный на ощупь материал. Вы используете вату для игры в больницу или в сенсорных играх. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие. Помня о, что ребенок может захотеть трогать ее, рвать, бросать, том куском непрессованной ваты, и когда ребенок затеет игру, зарываться в нее, подготовьтесь заранее - запаситесь большим предложите ему весь объем материала.
СНЕГ ИДЕТ
Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: "Снег идет". Hаблюдайте за падением "снега", подуйте на него, чтобы он подольше не падал.
СНЕЖКИ
Из небольших кусков ваты "лепите снежки" (формируете руками комок, и со словами: "Давай играть в снежки" бросаете друг в друга.
Игры с кубиками, деталями конструктора и коробками
Во время занятия ребенок может вдруг подбежать к коробке с кубиками и опрокинуть ее или подбросить коробку с мелкими деталями конструктора. При этом он с явным удовольствием вслушивается в раздавшийся грохот. В этом случае следует организовать игру.
САЛЮТ
Подбрасывайте вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собирайте их в коробку и, если ребенок захочет, возобновите игру - "салют продолжается".
МУСОРКА
Возьмите картонную коробку больших размеров и сбрасывайте в нее разнообразные ненужные предметы - коробочки, пластиковые бутылочки, тряпочки - со словами: "Выбрасываем мусор!" При этом следует "выбрасывать" только безопасные (неострые, небьющиеся) предметы.
Игры со старыми газетами или журналами
ПТИЦЫ ЛЕТЯТ
Подброшенный в воздух журнал или газета издают своеобразный шелестящий звук, к тому же интересно наблюдать за их "полетом". Поиграйте вместе с ребенком в "летящих птиц": подбрасывайте в воздух газеты или журналы. Можно взять в каждую руку по листу газеты и побегать по комнате, взмахивая руками, изображая летящую птицу.
При этом дайте ребенку понять, что подобные действия недопустимы в отношении книг, а также новых журналов и газет. Как всегда, объясняйте это на практике: не запрещайте ему эту игру, а выделите ненужные журналы и газеты и положите их в определенном месте - объясните ребенку, что с ними он может поступать по собственному усмотрению.