МААМ-картинки

Возможности элементарного музицирования в инклюзивном образовании

Сатирская Наталья Валерьевна
Возможности элементарного музицирования в инклюзивном образовании

«Для того, чтобы было легко жить

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том,

что тебя разъединяет с ним».

Л. Н. Толстой

Важным элементом работы воспитателей и педагогов является создание условий для всестороннего развития и получения образования воспитанниками. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования образования в нашей стране.

Публикация «Возможности элементарного музицирования в инклюзивном образовании» размещена в разделах

В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями, не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими воспитанниками, так и в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования. В развитии любого ребенка однажды наступает такой этап, когда ему становится мало общения только в домашней среде (с родителями, бабушкой и т. д.) и ему необходимы контакты в детском коллективе, а особенно ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество.

Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Замечено, что с каждым годом увеличивается количество детей, приходящих в школу с серьёзными эмоциональными и логопедическими расстройствами, слабыми психическими процессами.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей. А иногда и элементарного образования, хотя ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

Главное принятие родителями себя и своих детей такими, какие они есть.

Главной своей целью мы видим – сохранение психологического здоровья детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства. Перспективная область в профессиональной деятельности педагога – социально-реабилитационная деятельность. Основная его задача – обеспечить подготовку детей к полноценной жизни в обществе, их социальная адаптация.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:

- создать условия для интегрированного включения детей в образовательную среду, социум;

- отработать модель социально-психологической адаптации детей-инвалидов к воспитательно-образовательной среде.

- разработать нормативную и методическую документацию, сопровождающую воспитательно-образовательный процесс.

- воспитывать толерантное отношение здоровых детей и их родителей к «особенным» детям.

При выполнении поставленных задач повышается профессиональная компетентность в области воспитания и обучения детей с особенностями поведения и развития. Помочь таким детям могут не только узкие специалисты, но и воспитатели групп, музыкальные руководители дошкольных учреждений.

В нашей практике был опыт воспитания ребенка с ограниченными возможностями. Родители девочки не оформляли ей инвалидность, но у девочки было тяжелое ДЦП и задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития. Поэтому мама была для ребенка тьютором при посещении ДОУ. Встал вопрос: «Что делать?». Как помочь ребенку социализироваться в коллективе детей с сохранным интеллектом. Скажем сразу, без специальной подготовки педагогов было трудно. Мы очень много беседовали с детьми, рассказывали о том, что среди нас живут люди с ограниченными возможностями. Создавали игровые ситуации и вместе искали пути выхода из них. Главное правило не жалость к ним, а принятие их в нашем коллективе. Постепенно дети привыкли к тому, что девочка приходит в группу с мамой, бежали, приветствовали её. А она внимательно слушала голоса детей и взрослых и называла имена, затем давала руку, здоровалась. Восторг был с обеих сторон. Маленькими шажками мы совместно двигались вперед. Девочки брали ее в сюжетные игры, помогали ей передвигаться, одеваться. Иногда мы просили маму дать возможность детям самостоятельно помочь ей. Когда девочка уставала, ее переключали на другие виды деятельности (занятия на тренажерах). Дети с нормой прошли так называемую «азбуку нравственной культуры», овладевая которой они постигали сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Воспитательный процесс, строился таким образом, что в нем предусматривались ситуации, в которых ребёнок ставился перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для детей всех возрастов были представлены или выглядели не как обучающие, или контролирующие, а как совершенно естесственные, иначе их воспитательное значение могло быть сведено на нет

Первые шаги в образовательной деятельности девочка начала делать на музыкальных занятиях: посещала их с удовольствием, подпевала, играла на доступных музыкальных инструментах (маракас, колокольчик). Используя методику элементарного музицирования на занятиях музыкой, наблюдалась положительная динамика в развитии ребенка.

Музыкальные занятия оказывали на нее значительное психотерапевтическое действие, снимая нервно-психологическое напряжение, вызванное другими видами деятельности. Не случайно по требованиям Сан Пи Нов музыкальные занятия, изобразительного искусства, физической культуры планируются в режиме дня последними. Арттерапевтические примы, применяемые на музыкальных занятиях по элементарному музицированию, не только сохраняют здоровье детей, но и помогают развивать творческую свободу, полёт фантазии, пробуждают процессы воображения и представления. Происходит осознание детьми самого себя, своего внутреннего мира. Чтобы взаимодействовать с современными детьми, педагогу самому необходимо быть современным. Не отрицая традиционные приемы и методы, все же находить новые способы сотрудничества. Ответы на эти вопросы нужно искать в такой «педагогике», которая не ребенка приспосабливает к методике, а методику к ребенку, имея в виду его интерес к игре и творчеству, как внутренней сути детского познания мира.

Такой «педагогикой» и стало для нас «элементарное музицирование» - система музыкального воспитания детей, которая основывается на педагогику Карла Орфа, основными принципами которой являются : уважительное отношение к личности ребенка; с ребенком, а не над ребенком; дети сами участники, а не сторонние наблюдатели или слушатели,.

Грамотное построение музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении способствует оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми. Речевые упражнения, ритмодекламации и мелодекламация, различные творческие задания способствуют как развитию чувства ритма, так и творческому началу в деятельности детей.

Музыкальное движение мы рассматриваем как средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти. Считаем, что для ребёнка необходимо музыкальное движение, так как оно развивает и укрепляет весь детский организм - укрепляет мышцы, улучшает кровообращение, дыхательные процессы, развивает мускулатуру. Видим, что сам процесс движения под музыку приносит детям радость, положительно сказывается на психическом здоровье детей, помогает раскрепоститься, обрести уверенность в себе. Деятельность педагога строится в соответствие с принципами «для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка» и созвучна одной из идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» (Песталоцци).

Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.

1. Литература

2. Иванова Т. Е. Семейные родительские клубы в детском саду. Методическое пособие. М. : Т. Ц. Сфера, 2012.

3. Коломийченко Л. В. Семейные ценности в воспитании детей 3-7 лет. М., ТЦ Сфера, 2013.

4. Организация специальных образовательных условий для детей ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях : Методические рекомендации / Отв. ред. С. В. Алехи) — М. : МГППУ, 2012.

5. Педагогическое взаимодействие в детском саду/ Под ред. Н. В. Микляевой. М., 2013.

6. Солодянкина О. В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М. : АРКТИ, 2007.

7. Акатов Л. И. социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Издательство: Сфера, 2007. – 96-с.

8. Закон "О социальной защите инвалидов", Указ президента "О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности.

9. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761

Публикации по теме:

Фотоотчет «Разные возможности — равные права»Фотоотчет «Разные возможности — равные права» «Разные возможности – равные права» В период с 05.12.2016 г. по 09.12.2016г. в МБДОУ ДСКВ № 16 была проведена Неделя инклюзивного образования.

Конспект серии занятий по активизации элементарного сотрудничества со взрослым детей с ОВЗ в самообслуживании Конспект серии занятий по активизации элементарного сотрудничества со взрослым детей с ОВЗ в самообслуживании Цель: побудить детей проявлять.

Консультация для педагогов «Коррекционные возможности логоритмики» Коррекционные возможности логоритмики Впервые методика развития ритмических способностей была обоснована швейцарским педагогом и музыкантом.

Педагогическая концепция «Возможности использования ИКТ» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской.

Презентация «Закон об образовании» Перечень изменений в Федеральном законе об образовании 03.07.2016 1. Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные.

Проект детского музицирования «Сказка — шумелка»Проект детского музицирования «Сказка — шумелка» Продолжение проекта по детскому музицированию «Сказка – шумелка» Сказка – шумелка «Трусливый заяц» Железнова Е. С Цель: Побудить к поиску.

Психолого-педагогическое обоснование возможности использования исследовательского метода в экологическом образовании в ДОУ Психолого-педагогическое обоснование возможности использования исследовательского метода в экологическом образовании дошкольников. Согласно.

Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества посредством нетрадиционных методикРазвитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества посредством нетрадиционных методик «…чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский Работая долгое время с детьми, я обратила внимание.

Творческие возможности физкультурных занятий Учить детей движениям не только нужно, но и необходимо. Физкультурное занятие — самая эффективная школа обучения движениям. Другие, несомненно,.

Возможности экологического воспитания в речевом развитии детей Задачи речевого развития в экологическом развитии. Экология - это наука об организмах в окружающей их среде. Название происходит от двух.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Возможности элементарного музицирования в инклюзивном образовании
Опубликовано: 30 сентября 2017 в 12:30
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД