Конспект серии занятий по активизации элементарного сотрудничества со взрослым детей с ОВЗ в самообслуживании

Ульяна Хлебникова
Конспект серии занятий по активизации элементарного сотрудничества со взрослым детей с ОВЗ в самообслуживании

Конспект серии занятий по активизации элементарного сотрудничества со взрослым детей с ОВЗ в самообслуживании

Цель: побудить детей проявлять активность во взаимодействии со взрослым, формируя навыки самообслуживания.

Задачи:

Обучающие:

• Расширять знания детей о свойствах предметов и способах их применения.

• Формировать в процессе самообслуживания элементарные орудийные действия.

• Формировать радостное эмоциональное настроение от применения культурно-гигиенических умений и навыков

• Продолжать формировать навыки самообслуживания.

• Закрепить умение пользоваться предметами посуды (чашкой, ложкой) для самостоятельного приема пищи.

Воспитательные:

• Приобщать к культуре поведения в быту (давать представления о правильном, аккуратном поведении за столом).

• Воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Коррекционно-развивающие:

• Развивать у ребенка интерес к совместным играм и занятиям со взрослым.

• Развивать наблюдательность и координацию движений у детей с ОВЗ.

• Формировать зрительно-двигательную координацию.

• Развивать потребность в самостоятельности при применении навыка самообслуживания.

• Индивидуальная помощь детям со слабо развитой моторикой и массаж рук таким детям, пальчиковые игры с ними.

Предметная среда

• Помещение группы.

• Помещение для проведения занятий по системе Монтессори.

• Игровое оборудование.

• Методические пособия.

• Предметы мебели и посуды.

Предшествующая работа

• Использование малых фольклорных форм для активизации деятельности детей

• Игры-занятия на развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика

• Чтение художественной литературы (русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», Л. Н. Толстой «Три медведя»)

• Рассматривание иллюстраций и картинок по теме.

Формирование навыка самостоятельного приема пищи разделено на несколько этапов. Таким образом, происходит пошаговое обучение, позволяющее ребенку переходить к более сложному этапу, окончательно закрепив навык на предыдущем этапе.

Этапы формирования навыка:

1. Развитие и коррекция мелкой моторики, развитие зрительно-двигательной координации.

2. Формирование навыка брать руками маленькие кусочки твердой пищи и есть их.

3. Формирование элементарных орудийных действий.

4. Формирование умения держать чашку двумя руками и пить из нее.

5. Формирование умения использовать ложку по ее прямому назначению (удерживать, зачерпывать, высыпать) на играх-занятиях.

6. Формирование умения самостоятельно есть ложкой вязкую пищу.

Ход основных мероприятий на каждом этапе

1. Развитие и коррекция мелкой моторики, развитие зрительно-двигательной координации.

Переложи игрушки

Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика, поднос, высокий сосуд, желательно прозрачный.

Ход игры. Ребенок сидит за столом, перед ним сосуд, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы.

Воспитатель показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит ребенка делать так же.

При необходимости показывает, как сложить пальцы и брать предметы. После того как ребенок соберет предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют его к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.

Прокати шарики

Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Оборудование. Желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.

Ход игры. Воспитатель показывает, как брать шарики щепотью и класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание, что шарик катится по желобу в корзину. Затем по подражанию ребенок повторяет действия воспитателя. Остальные следят, как катится шарик. Каждый ребенок прокатывает 2–3 шарика.

Игра на детском пианино (рояле)

Цель. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушкам, желание сотрудничать со взрослым.

Оборудование. Детское пианино (рояль, нарядная кукла.

Ход игры. Педагог ставит на стол детское пианино. Затем показывает куклу и просит сыграть ей песенку. Вначале играет сам простую мелодию, напевая («ля-ля-ля», побуждает детей подпевать. После этого ребенок с помощью педагога ударяют по клавишам пианино сначала указательным пальцем правой руки, затем другими пальцами. В дальнейшем ребенок играет для мишки или другой игрушки двумя руками, ударяя по клавишам пальцами обеих рук.

Поймай мяч

Цель. Учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Оборудование. Надувной мяч яркой расцветки, веревка, леска для подвешивания мяча.

Ход игры. Ребенок сидит на стуле, над ним опускают мяч, привязанный к веревке, конец которой держит взрослый. Веревка перекинута через леску. Мяч постепенно опускают и просят малыша поймать его, не вставая со стула. Если он пытается поймать мяч одной рукой, взрослый показывает, как это делать, при необходимости сам распределяет пальцы его рук. Мяч появляется слева и справа на таком расстоянии, чтобы ребенок мог схватить его двумя руками.

2. Формирование навыка брать руками маленькие кусочки твердой пищи и есть их.

Занятие проводится непосредственно во время проведения режимного процесса – кормления.

Еда твердой пищи руками

Воспитатель предлагает ребенку печенье. Нужно использовать песочное печенье, оно рассыпается во рту и «растворяется» практически сразу, что предотвращает возможность поперхнуться. Первое время ребенок держит печенье, зажав его в кулаке, но позже воспитатель побуждает его брать маленькие кусочки пищи, пользуясь щепотным или пинцетным захватом.

Жевание. Ребенку с ОВЗ часто труднее освоить жевание, чем обычным сверстникам. Часто можно наблюдать, что малыш, откусив кусочек твердой пищи, выталкивает его изо рта движением языка вперед. Такие же движения он совершал при сосании, в то время как для пережевывания пищи нужно двигать языком из стороны в сторону.

Как помочь ребенку? Нужно поместить кусочек печенья за верхнюю челюсть в районе жевательных зубов. Стараясь передвинуть еду в привычное место в центре языка, ребенок просто вынужден будет начать двигать языком из стороны в сторону. Кусочки еды нужно класть то слева, то справа. Если совершать это регулярно, во время каждой еды по 3-4 кусочка с каждой стороны, навык жевания сформируется достаточно быстро.

3. Формирование элементарных орудийных действий.

Кто ловкий?

Цель. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук, формировать умение воздействовать на один предмет с помощью другого.

Оборудование. Две картонные коробки, шарики диаметром 2–3 см, сачок для аквариума.

Ход игры. Воспитатель показывает ребенку шарики в коробке (вначале не более трех предметов) и говорит, что их можно переложить сачком в другую коробку, показывает, как сделать. Потом предлагает ребенку стать ловким и выполнить те же действия. Каждый ребенок берет сачок ведущей рукой (правой или левой).

Поймай рыбку

Цель. Та же, развивать положительное отношение к игре.

Оборудование. Пластмассовые рыбки, коробка, аквариум, сачки.

Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая. Пойманных сачком рыбок дети переносят в аквариум. Вначале все действия показывает педагог.

Напоим куклу Катю чаем

Цель: учить детей поить чаем куклу; формировать умение последовательно выполнять действия.

Оборудование: кукла, чашка, блюдца, ложки, сахарница и чайник из чайного сервиза.

Ход: Воспитатель накрывает стол для куклы, показывает и называет каждое действие. Затем говорит ребенку о том, что за этим столом он будет поить чаем свою куклу. Из-за ширмы появляется кукла и ребенок с помощью взрослого усаживает ее за стол. Воспитатель говорит с куклой «Сейчас будем пить чай, Катенька. Вот чай наливаю в чашку. пей чай. Не торопись, чай горячий.» С этими словами воспитатель подносит чашку ко рту куклы и немного наклоняет ее. После этого чашка ставится на стол, и воспитатель предлагает повторить те же действия ребенку, показывая как нужно правильно взять чашку.

На следующих занятиях чашка может быть заменена другим видом посуды – стаканом, бокалом, чашкой другой формы.

Переливаем воду

Цель: развивать координацию движений рук, учить зачерпывать чашкой воду и выливать ее.

Оборудование: кувшин с водой, пластмассовая чашка, миска, поднос.

Ход: Ребенок садится за стол. Перед ним на подносе стоят небольшая чашка и пустая миска. Рядом с воспитателем находится небольшой кувшин, наполненный водой. Воспитатель наполняет чашку небольшим количеством воды и показывает ребенку, как нужно перелить воду в миску. Действия сопровождаются словесными инструкциями: «Наливаю воду в чашку… беру чашку в руки… выливаю воду в миску… ставлю чашку на стол…» Затем снова наполняет чашку водой и побуждает ребенка перелить воду в миску самостоятельно. При затруднении нужно выполнять эти действия вместе с ребенком, обхватывая его руки своими и направляя чашку в сторону миски.

Следующим этапом этой игры может быть более усложненное задание: переливать воду из одной миски в другую. Это способствует научению зачерпывать воду чашкой и потом переливать ее в другой сосуд.

4. Формирование умения держать чашку двумя руками и пить из нее.

Обучение проводится в два этапа.

1 этап

На протяжении всего занятия воспитатель стоит позади ребенка.

Ход занятия: Обхватите чашку руками ребенка, а сверху поместите свои руки. Проделайте один за другим следующие шаги:

1. Поднесите чашку к его рту.

2. Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.

3. Поставьте чашку на стол.

4. Уберите свои и его руки. Скажите: «Молодец! Ты пьешь из чашки!»

Прежде чем вы перейдете ко второй части программы, убедитесь, что ребенок научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите ко второму этапу программы и прорабатывайте каждый ее шаг.

2 этап

После того как ребенок овладеет одним шагом и сумеет на последующих занятиях успешно проделать необходимые действия без вашей физической помощи, переходите к следующему шагу.

1. Продолжайте направлять руки ребенка, как вы это делали в первой части программы, до того момента, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно.

2. Уберите свои руки после того, как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе три четверти пути.

3. Постепенно убирайте свои руки, предоставляя ребенку возможность самому закончить действие.

4. Уберите свои руки сразу после того, как ребенок сделает глоток, и дайте ему поставить чашку на стол самостоятельно. Теперь он уже усвоил вторую половину умения пить из чашки.

5. Помогайте ребенку, пока он не донесет чашку до рта. Теперь уберите свои руки. Дайте ему самостоятельно наклонить чашку и сделать глоток. Вернуть чашку на стол он уже может сам.

6. Помогайте ребенку подносить чашку ко рту до того момента, когда она окажется почти у его рта. Уберите свои руки и дайте ему самостоятельно донести ее до губ и сделать глоток. Поставить чашку на стол он и в этом случае сможет сам.

7. Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

Второй этап можно отрабатывать, начиная с обучения брать чашку, т. е. в обратном порядке.

5. Формировать умение использовать ложку по ее прямому назначению (удерживать, зачерпывать, высыпать) на играх-занятиях.

Пересыпаем ложкой

Воспитатель ставит на поднос две чашки: слева — чашку с крупой, а справа — пустую. (Обе чашки должны быть сухими.) Вначале, двигая рукой ребенка, нужно показать, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней.

Вкусная каша

Цель: учить ребенка захватывать мелкие предметы пальцами, удерживать ложку и совершать вращательные движения кистью руки.

Оборудование: кукла, деревянная ложка, детская кастрюлька с горохом.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку варить для куклы гороховую кашу. Достает детскую кастрюльку с горохом и "нечаянно" рассыпает его на пол. "Посмотри, горох просыпался, помоги собрать горошек в кастрюльку".

Взрослый показывает ребенку, как правильно собирать горошек (щепотью). "Правильно, нужно брать пальчиками каждую горошинку. Вот так. Мы сейчас будем варить кашу".

После того, как горошины собраны в кастрюльку, взрослый показывает движения размешивания "каши" ложкой. "Ох, вкусная каша получилась. На, корми сам куклу!"

Воспитатель показывает, как нужно зачерпнуть ложкой «кашу» и поднести ее ко рту куклы. Затем с помощью взрослого ребенок повторяет эти действия. Если ребенок проявляет самостоятельность в кормлении куклы, нужно предоставить ему эту возможность, слегка корректируя его движения.

6. Формировать умение самостоятельно есть ложкой вязкую пищу.

Часть 1

Воспитатель встает за спиной ребенка.

Ход занятия: Поместите ложку в руку ребенка, а другую его руку положите сбоку от миски. На протяжении всего времени приема пищи держите его руки своими.

1. Наполните ложку зачерпывающим движением справа налево (если ваш малыш левша, зачерпывайте пищу слева направо).

2. Поднесите ложку к его рту и дайте ему съесть ее содержимое. Скажите: «Хорошо! Ты ешь ложкой!»

3. Опустите ложку в миску и дайте ребенку время проглотить пищу.

4. После того как он съест четыре или пять ложек, положите ложку на стол и сделайте небольшой перерыв.

5. Повторяйте все пункты этой части программы, пока ребенок не закончит есть, а затем — во время четырех или пяти последующих приемов пищи или до тех пор, пока вы не почувствуете, что малышу на этом этапе удобна ваша физическая помощь. Когда он усвоит всю последовательность действий во время еды ложкой, переходите ко второй части программы и осваивайте ее шаг за шагом.

Заметим, что по мере прохождения второй части программы ребенок усваивает три навыка: 1) подносит ложку ко рту; 2) возвращает ложку в миску; 3) зачерпывает пищу. И при обучении каждому из них используется принцип инверсии.

Часть 2

Когда ребенок усвоит один шаг и сумеет успешно воспользоваться своим новым умением во время четырех или пяти приемов пищи подряд, значит, пришло время переходить к следующему шагу.

1. Положив свою руку на руку ребенка, доведите ложку до его рта. Отпустите его руку. Позвольте ему съесть содержимое ложки и вынуть ложку изо рта. Снова положите свою руку на его и возвратите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

2. Отпустите его руку в тот момент, когда ложка будет почти у рта. Позвольте ему поместить ложку в рот, съесть то, что в ней было, и, вынув ложку изо рта, немного опустить ее. Затем снова положите свою руку на его и возвратите ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

3. Уберите свою руку в тот момент, когда ложка будут примерно на середине пути ко рту. Пусть ребенок сам донесет ее до рта, съест содержимое и пронесет полпути назад, к миске. Затем снова положите свою руку на его и помогите, возвратить ложку в миску. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

4. Отпустите его руку, как только поможете ему набрать пищу в ложку. Дайте ему самому донести ложку до рта, съесть ее содержимое и возвратить ложку в миску. Снова положите свою руку на его и вместе с ним наберите пищу в ложку. Скажите: «Молодец! Ты ешь ложкой!»

Теперь ребенок усвоил все действия, кроме одного, необходимого, чтобы зачерпнуть ложкой еду. Этот шаг самый трудный. Когда вы сочтете нужным меньше помогать ему на этом этапе, вам нужно будет не убирать свою руку, а продолжать держать руку ребенка, но все менее крепко, до тех пор, пока он не научится зачерпывать еду сам с почти незаметной вашей помощью. После этого направляйте уже не его кисть, а сначала запястье, потом локоть, и то лишь при необходимости. В конце концов, совсем отпустите его руку, и он будет все делать сам!

Примечание: Когда вы начнете направлять своей рукой запястье ребенка, можно будет во время еды сидеть рядом с ним.

Список литературы

1. Дедюхина Г. В., Худенко Е. Д., Кириллова Е. В. и др. Основы организации воспитания и реабилитации детей-инвалидов 0-4 лет со сложной структурой дефекта. Выпуск первый. – М., 2008.

2. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна (Организация, содержание и методика работы адаптационных групп). Методическое пособие. - М., 2002

3. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Стребелевой Е. А., Мишиной Г. А. - М. : Полиграф сервис, 2002.

4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. ––М. : «Бук-мастер», 1993

5. Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома.. - М. : Теревинф, 2006

6. Худенко Е. Д., Приходько О. Г., Дедюхина Г. В. и др. Программа воспитания и социализации детей со сложной структурой дефекта (первый год обучения). Выпуск второй. – М., 2008.

Публикации по теме:

Конспект НОД с элементами сотрудничества детей «Морское путешествие». Средняя группа Цель: формирование умения согласовывать намерения и действия сверстников в процессе совместной образовательной деятельности. Задачи: Упражнять.

Конспект ООД с применением ОТСМ-ТРИЗ-технологии для детей средней группы на тему: «Составление рассказа по серии картинок» КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТСМ – ТРИЗ – ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ТЕМА: «СОСТАВЛЕНИЕ.

Конспект открытого занятия «Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение<< Детский сад комбинированного вида№55 >> Конспект открытого.

Мастер-класс по теме: «Возможности мини-робота Bee-bot для формирования основ элементарного программирования» Популярность робототехники среди дошкольников с каждым годом растет. Она позволяет детям в увлекательной форме развивать пространственное.

Мультимедийное дидактическое пособие для активизации знаний о сказках у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Мультимедийное дидактическое пособие для активизации знаний о сказках у детей среднего и старшего дошкольного возраста. Тема пособия «Мы.

Педагогические условия активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста Вербицкая Анастасия Владимировна ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ.

Проектирование ситуации общения детей со взрослым. Тема: «Про моря и океаны» «Про моря и океаны» Средняя группа (4-5 лет) Цель: Создание условий для ознакомления детей с удивительным растительным и животным миром.

Рекомендации взрослым «Как похвалить ребенка» Ваш ребенок сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?» 1. Не сказать ничего Этот подход очень созвучен с методикой Монтессори.

Родительская встреча «Воспитание самостоятельности в самообслуживании» Родительская встреча в младшей группе тема: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании» Воспитатель:.

Роль картинок-раскрасок в активизации детей на занятиях Все дети любят раскрашивать картинки. Готовы долго и упорно водить карандашом по бумаге, лишь бы увидеть готовый рисунок и порадоваться.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Фрукты и ягоды
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Конспект серии занятий по активизации элементарного сотрудничества со взрослым детей с ОВЗ в самообслуживании
Опубликовано: 19 февраля 2017 в 12:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День пасхального кролика на МААМ

Кто такой пасхальный кролик, как он спас Ноев ковчег и почему стал символом пасхального торжества — на эти интересные темы можно поговорить с детьми в преддверии Пасхи да еще смастерить с ними к празднику...

Звездопад на МААМ

Международный образовательный портал МААМ всегда рад не только авторам публикаций, но и постоянным читателям. Ежедневно в блогах участников нашего сообщества появляются что-то интересное, оригинальное,...

Конспект внеклассного занятия в 4 классе к празднику Масленицы «Прощай, Зима, Весне...
Выполнила: студентка 2-К курса, специальность 44. 02. 05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ГБПОУ РО «КонстПК» Гунькина Елена Тема занятия:...
Фотоотчет «Субботник» (средняя группа)
"Субботник" группа Домисольки 20 апреля в МАДОУ ЦРР №19 прошел субботник. Цель субботника понятна каждому –сделать наш детский сад...
Лэпбук по ФЭМП «Геометрические фигуры и тела»
Лэпбук по математике "Геометрические фигуры и тела" предназначен как для самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, так и совместной...