Приложение МААМ

Консультация «Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс»

Мария Стрекалова
Консультация «Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»

Будьте добрыми, если захотите;

Будьте мудрыми, если сможете;

Но здоровыми вы должны быть всегда

Конфуций

Заботясь о здоровье и благополучии подрастающего поколения, мы - педагоги зачастую забываем о своем.

Публикация «Консультация „Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс“» размещена в разделах

Но мы не ошибемся, если скажем, что во все времена человеческой истории здоровье и благополучие было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. «Будьте здоровы!» говорят люди друг другу. По большому счету здоровье всегда было и остается дороже всех богатств на свете.

Затруднения педагога в освоении профессии, в развитии профессионализма становятся причиной ухудшения и физического, и психического благополучия и здоровья. Последствия трудностей профессиональной адаптации различны, но все они приносят ущерб либо самому педагогу, либо детям, либо государству.

В исследованиях А. А. Реана экспериментально подтвержден часто наблюдаемый в педагогической практике факт «чем больше трудностей испытывает педагог в своей деятельности, тем менее ответственными, менее заинтересованными представляются ему учащиеся, с которыми он работает…

От чего зависит психологическое благополучие?

• От хорошего настроения;

• Когда человек не находиться в стрессовой ситуации;

• Нет большой нагрузки;

• Умеет переключаться;

• С интересом ходит на работу;

• Не возникает проблем, конфликтов. И от многих других факторов.

Если нет психологического благополучия, то это приводит к депрессии и эмоциональной пассивности.

Представители многих профессий, чья деятельность связана с интенсивным общением, в том числе педагоги, нередко отмечают у себя симптомы эмоционального утомления и опустошения.

В психологии это явление известно как «эмоциональное выгорание», «синдром сгорания».

На протяжении многих лет занимается этим вопросом Виктор Васильевич Бойко. Эмоциональное выгорание – «это механизм психологической защиты в форме частичного исключения эмоций, снижения энергетического тонуса в ответ на воздействующие травмирующие факторы».

«Эмоциональное выгорание» отрицательно сказывается на исполнении педагогом профессиональной деятельности, на его отношениях с детьми, родителями и коллегами, это является сигналом психологического неблагополучия самого педагога.

Давайте разберемся, какие факторы влияют на возникновение синдрома сгорания, на большую эмоциональную растрату.

Во-первых, это внешние факторы:

Конечно, ответственность за безопасность и жизнь детей, вызывает нервное напряжение.

2. Большое кол-во детей в группах. Трудные дети и их родители.

3. Частые аттестации и проверки. Открытые показы занятий. Методические объединения.

4. Иногда неблагоприятный психологический климат в коллективе.

Есть еще и внутренние факторы:

Это личностные качества.

1. К ним относятся пол и возраст. Замечено, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин. А 20-летние имеют выраженные переживания синдрома, чем люди более зрелого возраста.

2. Семейное положение. Те, кто замужем и имеют детей, больше переживают, чем одинокие люди и без детей.

3. Естественно, скорее выгорает тот, кто способен больше переживать, сочувствовать, сострадать.

В. В. Бойко выделяет три фазы формирования выгорания:

1. Напряжение;

2. Резистенция (формирование сопротивления и защиты нарастающему стрессу);

3. Истощения.

Каждая фаза содержит определенные симптомы, описывающие динамику развития синдрома выгорания.

При формировании первой фазы появляется тревога и депрессия, разочарование избранной профессией, конкретной должностью.

Во второй фазе происходит ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться. Учитель делит детей на «плохих» и «хороших». Здесь же учитель «экономит» на эмоциях, руководствуется принципом «хочу или не хочу», облегчает или сокращает обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Третья фаза сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Учитель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности.

К сожалению, за психологическую безопасность в нашей стране никто не несет ответственности, хотя в развитых странах эту функцию выполняют большие страховые компании. Поэтому нам самим приходится себя защищать, находясь в жестких производственных рамках перегруженности, мы часто находимся на грани эмоционального срыва, стрессов, напряжения.

Необходима своевременная комплексная система профилактических мер, а начать надо с самодиагностики. Я предлагаю экспресс - методику, которая поможет оценить степень истощенности ваших жизненных сил. Это тест Аппелса.

Если вы обнаружили в себе некоторые симптомы напряжения стресса, необходимо попытаться улучшить свое эмоциональное и физическое самочувствие.

Кроме всего прочего у многих педагогов нет возможности полноценно восстанавливать свое психологическое благополучие.

Перегрузки в педагогической деятельности - привычное дело, но после избыточной работы, надо полноценно восстановиться. Как это сделать в современных условиях! Как вообще поправить или сохранить своё психологическое благополучие и здоровье! Будем реалистами - никто, кроме самих педагогов, не решит этих проблем. Даже врачи не смогут заставить по утрам делать зарядку, правильно питаться, следить за соблюдением режима дня. И, к сожалению, педагоги часто не хотят ничего делать для себя самостоятельно. Стандартный ответ «я устала на работе». Разумеется, после напряженного рабочего дня сил уже не на что не хватает. Но давайте задумаемся, раз мы устаём уже сейчас, что будет через полгода, через год, через пять лет?

Главным болезнеобразующим фактором для педагогов является профессиональный эмоциональный стресс. А вызван он может быть неадекватной социальной и материальной оценкой его труда, отличающегося особой спецификой, режимом работы, необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных и стрессовых ситуаций.

Одним из проявлений нарушенного психологического благополучия и здоровья педагога является так же профессиональное выгорание. По данным Н. Е. Водопьяновой (2006, подверженность профессиональному выгоранию происходит у людей, содержание деятельности которых отличается такими признаками, как:

• «высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с другими лицами;

• большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности деловых контактов;

• высокая ответственность за результаты общения;

• определенная зависимость от партнеров по общению;

• необходимость понимать их индивидуальные особенности, притязания и ожидания;

• частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем;

• конфликтные или напряженные ситуации общения, вызванные недоверием, несогласием».

Синдром выгорания по определению этого же автора представляет собой «набор негативных психологических переживаний, возникающих вследствие ежедневного напряженного общения с высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью, ответственностью. Выгорание является ответной реакцией на продолжительные стрессы профессионального общения».

Влияние психологического здоровья педагога на образовательный процесс и пути самосохранения педагога в рамках профессионального взаимодействия.

Осуществление любой профессиональной деятельности не требует всех многообразных качеств и способностей личности, часть из них остаются невостребованными. По мере профессионализации успешность деятельности начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами «эксплуатируются». Отдельные из них, как правило, обусловленные взаимодействием с людьми, постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества. Одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации – чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деятельности и поведении специалиста. Некоторые функционально нейтральные свойства личности, развиваясь, могут трансформироваться в профессионально отрицательные качества. Результатом всех этих психологических метаморфоз становится деформация личности специалиста.

В связи с вышеизложенными фактами стоит вопрос об охране здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Но как достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие, укрепить психологическое благополучие и здоровье е педагогов?

Сохранению и восстановлению психологического благополучия и здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т. е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.

Позитивное восприятие педагогом самого себя является одним из важнейших факторов эффективности его деятельности. Однако, многие исследователи констатируют, что подавляющая часть педагогов обладает неадекватной Я-концепцией, низкой самооценкой, неуверенностью в себе [4,7,8]. Внутренние источники данных негативных явлений – необъективное восприятие ситуации, низкая самооценка, недостаточная степень самоуважения.

Высокий уровень самопринятия (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями, недостатками) обусловливает положительное отношение к другим. Педагог, принимающий себя как личность, индивидуальность, стремится к самореализации. Она предполагает определение своих положительных качеств и перспектив, осознание себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей профессионального самосовершенствования. Осознанная потребность в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании своей личности является одним из условий развития сохранения психологического благополучия и здоровья педагога дошкольного образования.

Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.

Значительное число напряженных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия порождает консерватизм, шаблонность поведения педагога, которые постепенно переходят в черты характера, отражаются на мыслительных процессах.

Ригидность мышления и поведения – это то, что мешает педагогу работать творчески, изменять стратегию своего поведения в зависимости от ситуации, находить нестандартные решения сложных педагогических ситуаций.

Слово ригидность означает затрудненность в изменении субъективной программы деятельности человека в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность мышления, его чрезмерная логичность – это то, что мешает педагогу изменять стратегию своего поведения в зависимости от ситуации, находить нестандартные, нестереотипные решения сложных педагогических ситуаций. В ситуации решения мыслительных задач ригидность проявляется в привязанности к привычному (отработанному) способу действия, в неспособности изменить установку.

Гибкость (пластичность) в отличие от ригидности предполагает легкость перестройки поведения, оперативное реагирование на изменение ситуации. В исследованиях многих авторов (Н. С. Ефимова, Л. М. Митина, Г. С. Никифоров, употребляющих понятие «гибкость», она определяется как свойство противоположное ригидности.

Многие авторы для обозначения интеллектуальной гибкости используют разные термины: одни называют ее «переключаемостью», другие «подвижностью», третьи «нешаблонностью, нестереотипностью, нестандартностью мышления».

Э. Боно употребляет термин «нешаблонное мышление». По его мнению, шаблонно мыслящие люди избирают для решения проблемы с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему [1]. Нешаблонное мышление позволяет по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того, чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей и является привычкой и делом практики, - пишет Э. Боно. При желании любой человек может развить в себе определенные навыки к мышлению такого рода. Однако для его развития необходимо обладать достаточно развитым чувством юмора: «Всякий, кто обладает … развитым чувством юмора, гораздо лучше поймет природу нешаблонного мышления, нежели тот, кого природа не одарила этим чувством».

Проявлениями педагогической гибкости считаются : способность создавать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, менять освоенные способы (стратегии) выполнения задания, способность видеть объект под новым углом зрения, умение свободно переносить и трансформировать приобретенный опыт в новые ситуации. Гибкость ума проявляется в использовании предлагаемых идей, даже если они противоположны собственным, в нахождении выхода даже из безвыходных ситуаций.

Развитию гибкости педагога способствует использование следующих методов и приемов:

- при обсуждении педагогических проблем в дискуссиях с коллегами применять приемы мозгового штурма: при обмене мнениями отказаться от критики высказываний других, постараться высказать в короткий срок как можно большее число идей, затем оценить реальность предложений и переходить к их реализации;

- самоанализ педагогических ситуаций - подобрать несколько решений к определенной ситуации (развитие вариативности поведенческих реакций в нестандартных условиях, рефлексивный анализ собственного поведения);

- развитие креативности (решение психологических загадок и задач с нахождением нестереотипных ответов, поиск альтернативных способов подхода к одной ситуации с использованием разнообразных приемов, абсурдных решений и т. п.);

- самоанализ поведения в сложных жизненных ситуациях, осознание нерациональности импульсивных поведенческих реакций, переоценка значимости событий, интеллектуальный анализ эмоций.

- упражнения на развитие мыслительной гибкости. Например:

• Взять три слова, мало связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Необходимо составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали в себя эти три слова.

Придумать как можно больше вариантов использования не по прямому назначению следующих предметов: утюг, пуговица, канцелярская скрепка, банан.

• Придумать два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков, стремится к нестандартным вариантам ответов на основе анализа существенных признаков предметов [5, 9].

Педагогическая гибкость является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет педагога произвести перестройку сформированных у него умственных операций, в зависимости от требований ситуации, дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам деятельности, проявляя подвижность, нестандартность мышления и поведения. Основными элементами педагогической гибкости, способствующими ее развитию, являются: вариативность, нешаблонность мышления и поведения, развитое чувство юмора и творческая активность личности. Именно они обеспечивают эффективную адаптацию личности к требованиям ситуации, способствуют быстрому нахождению необычных, новых и наиболее оптимальных способов деятельности.

Важным аспектом работы по сохранению психологического благополучия и здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения; находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы : дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией.

Для ситуативной саморегуляции эмоционального состояния во время действия эмоциогенных факторов могут использоваться:

- Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (характеризуются постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха).

- Сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях). Например, при первых признаках напряжения представить внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею.

- Сочетание приемов концентрации внимания, актуализации воображения и дыхательных упражнений. Например, можно использовать следующий прием перед предстоящей неприятной беседой: глубоко вдохнуть, во время выдоха резким движением в воображении, как бы сорвать напряжённую маску со своего лица. После этого начинать беседу.

- Активизация чувства юмора, – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации, простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.

- Отвлечение – постараться, как можно ярче представить ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.

- Переключение на интересную деятельность, любимое занятие – создать новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту.

Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.

Программа профессионального психологического самосохранения может иметь следующие пункты:

- активная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств, а именно реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде;

- готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок, которую наблюдают у многих долгожителей;

- укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах);

- создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах;

- поддержание у себя позитивной Я-концепции себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;

- внутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье;

- способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни;

- умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;

- установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»);

- владение приемами самовосстановления (физического и психического) после перегрузок, нормализации уровня работоспособности;

- исключение из своей жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости [2,6].

Профилактика неблагоприятных эмоциональных состояний

1. Экономно расходуйте свои эмоционально-энергетические ресурсы.

Сила разума способна нейтрализовать отрицательное влияние многих событий и фактов. Будьте оптимистом.

2. Игнорируйте мрачные стороны жизни, позитивно оценивайте события и ситуации.

3. Живите под девизом «В целом всё хорошо, а то, что делается – делается к лучшему.

4. Воспринимайте неудовлетворительные обстоятельства жизни как временные и пытайтесь изменить их к лучшему.

5. Подмечайте свои достижения и успехи, хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.

6. Не «пережёвывайте» в уме конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте выводы и найдите выход.

7. Если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно.

8. Дольше и чаще общайтесь с приятными людьми. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивайте общение. Если взаимодействие с малоприятным человеком неизбежно, убедите себя, что происходящее не стоит того, чтобы реагировать эмоционально.

9. Признавайте за любым человеком право на свободное проявление его индивидуальности. Каждый проявляет свою индивидуальность так, как ему удобно, а не так, как это делаете вы или как бы вам хотелось. Будьте более гибким в оценках других людей и не старайтесь переделать партнёра, подогнать его под себя.

Литература

1. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2008. –336 с.

2. Габдреева, Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием : Учеб. пособие / Г. Ш. Габдреева. – Казань: Изд-во КГУ, 1981. – 63 с.

3. Кипнис М. Тренинг креативности. М. : «Ось-89», 2005. – 168 с.

4. Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов / С. М. Косенок, В. М. Карлышев, А. П. Исаев, С. А. Кабанов // Педагогика. – 1998. – №4. – С. 118 – 119.

5. Семенова Е. М. Психологическое здоровье ребенка и педагога : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова; под ред. проф. Е. А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Выставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процессВыставки семейного творчества, как средство вовлечения родителей в образовательный процесс Цель: привлечение родителей к активному участию в совместном творчестве с детьми. Участие семей в тематических выставках, проводимых в ДОУ,.

Наблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахНаблюдение за осенней красотой природы. Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Фотоотчет: «Наблюдение за осенней красотой природы» Воспитательно - образовательный процесс на прогулкахстаршая-подготовительная.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Консультация по робототехнике «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Консультация по робототехнике: «Внедрение технического творчества в образовательный процесс» Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Консультация «Внедрение мультимедийных презентаций в образовательный процесс в ДОУ» Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Одной из наиболее удачных форм представления.

Конспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулкахКонспект беседы «Наблюдение за осенней красотой природы». Воспитательно-образовательный процесс на прогулках Манвелова Мария Наблюдение за осенней красотой природы Воспитательно - образовательный процесс на прогулках[/h4] старшая-подготовительная.

Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа)Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» (старшая группа) Образовательный процесс кружковой деятельности по посадке лука «Огород на подоконнике» Цели: Закрепить знание детей о свойствах лука; научить.

Работа с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процессРабота с родителями воспитанников ДОУ. Вовлечение родителей в образовательный процесс Работа с родителями воспитанников детского сада не ограничивается проведением обыкновенных родительских собраний. В нашей группе родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс»
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 15:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Влияние психологического благополучия педагога на образовательный процесс»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Стрекалова (УИ 1014647) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД