Приложение МААМ

Копилка логопеда для родителей

Евгения Игошина
Копилка логопеда для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

КОПИЛКА СОВЕТОВ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Видимо каждую семью, где растет малыш, беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности.

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей его жизни.

Публикация «Копилка логопеда для родителей» размещена в разделах

Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь, желательно, чтобы отец и мать разговаривали с малышом на одном, на родном языке. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.

Советы родителям

Важная роль в формировании личности ребенка, в частности в развитии его речи, принадлежит семье. Ведь первые слова, первые предложения ребенок произносит в кругу близких людей-отца, матери, бабушки, дедушки. Если мы любим своего ребенка, желаем ему добра и светлой судьбы, неужели равно отнесемся к трудностям, которые впоследствии вызывают нарушения речи! Неисправление речевых недостатков приводит к нарушениям и задержке общего развития ребенка, трудностям в восприятии и анализе учебного материала и реальных событий. Вот почему логопед всегда предупреждает родителей, пытаясь предостеречь их от легкомысленного отношения к проблемам речи их ребенка.

КОПИЛКА СОВЕТОВ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

"Всестороннее развитие правильной речи"

Видимо каждую семью, где растет малыш беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте целом, и речевое развитие в частности.

Развитие речи ребенка начинается с самого рождения. Навыки правильной речи ребенок приобретает в семье. Все то, что делают родители для общего и речевого развития своего ребенка имеет большое значение для всей дальнейшей жизни.

Речи необходимо учить, прежде всего, путем личного примера. Ребенок должен слышать правильную, четкую речь, желательно, чтобы отец и мать разговаривали с малышом на одном, на родном языке. Очень важно, что именно, и в каком виде воспринимает слух ребенка в раннем и младшем возрасте, в наиболее благоприятные годы его жизни.

Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата - важный шаг на пути к правильной речи.

Артикуляционная гимнастика необходима для развития правильной речи.

Словарь

Словарь каждого человека делится на пассивный и активный. Активный словарь охватывает слова, которые человек не только понимает, но и повседневно пользуется ими. Количество слов в активном словаре человека определяет богатство и культуру его языка. Пассивный словарь - это слова, которые человек понимает, но не всегда принимает. Пассивный словарь всегда больше активного.

Таблица усвоения детьми звуков речи

Ребенок растет и развивается. Соответственно происходит развитие его речи. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, словарь и грамматический строй. Помните, что каждый ребенок - индивидуален, соответственно, общее и речевое развитие у разных детей может иметь некоторые отличия. Одни дети в возрасте 4-5 лет уже четко произносят все звуки нашей речи, а у других отмечается нарушение произношения большинства звуков. Предлагаю Вам таблицу, в которой приведен ориентировочный порядок усвоения детьми звуков нашего языка.

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА ЗВУКИ РЕЧИ

От 1 до 2 лет А, В, Е, М, П, Б

От 2 до 3 лет В, И, Ы, Т, Д, В, Ф, Г, К, Х, Н

От 3 до 4 лет С, Ц

От 4 до 5 лет Ш, Ж, Ч, Щ

От 5 до 6 лет Л, Р

Возрастные особенности речевого развития

ребенка

Пятый год жизни.

В своих высказываниях ребенок использует почти все части речи. Ребенок продолжает усваивать обобщающие слова. Происходит интенсивное развитие грамматического строя речи, но ребенок еще может допускать грамматические ошибки: не всегда верно использует падежные окончания, иногда неправильно согласовывает между собой слова. Ребенок в этом возрасте начинает выражать личное мнение по поводу каких-то событий, рассуждает об окружающих предметах. С помощью взрослых ребенок пересказывает сказки, повторяет небольшие стихотворения. У большинства детей в этом возрасте улучшается звукопроизношение: правильно произносят свистящие звуки [с, з, ц], начинают произносить шипящие звуки [ш, ж, ч], но еще могут заменять их один-другом (например, шапка - "тяпка", желтый - "зовтий"). Звук р в этом возрасте дети еще могут заменять и, л или ль (например, рак - "йак", рыба - "либа", пирог - "пилиг").

Шестой год жизни.

Высказывания ребенка становятся более полными и точными. В пятилетнем возрасте дети самостоятельно составляют рассказ, рассказывают сказку, говорит об овладении одним из самых тяжелых видов речи - монологической речью. В высказываниях ребенка появляются сложные предложения (Папа смотрел телевизор, а мы с мамой читали интересную книгу). В речи ребенка появляются слова, обозначающие качество предметов, материал из которого они сделаны (Бумажный самолет, деревянный стол). Ребенок использует синонимы и антонимы. Ребенок уже правильно согласовывает существительные с другими частями речи. В речи пятилетних детей появляются притяжательные прилагательные (собачья лапа, заячьи уши, сложные предлоги (из-за, из-под). В этом возрасте ребенок уже овладевает разной сложности слоговой структуры слов : не пропускает слоги, не переставляет их местами. Значительно улучшается звукопроизношение. Большинство детей уже правильно произносят шипящие звуки [ш, ж, ч] и звуки [р, рь. ] Но у некоторых детей еще могут отмечаться замены тех или иных сложных звуков, или искажение их правильного произношения.

Нарушения речи у детей 6 - летнего возраста

Речь ребенка должна быть сформированным до пяти лет.

Но часто встречаются нарушения: заикания, неправильное произношение звуков, шепелявость. Дефекты звукопроизношения обязательно приводят к ошибкам при письме.

Бывает, что ребенок умеет произносить правильно изолированный звук (напр. [ш], но в словах пропускает его или заменяет. (Шапка - тяпка).

Иногда ребенок не может произносить звуки [ш, ж, ч, щ, г], потому что у нее «пришита подъязычная уздечка», вялый язык и не может его поднять вверх. Чтобы проверить это - попросите ребенка облизать верхнюю губу.

Проблемой является и заикание.

Поэтому, уважаемые родители, не перегружайте детей в букварный период. Будьте терпеливы, не нервничайте и не подгоняйте детей. Постоянно следите за правильностью речи детей.

Чрезвычайно важно своевременно помочь ребенку в исправлении речевых недостатков. Помощником в решении этой проблемы для ваших детей станет логопед.

Что нужно знать родителям?

Важная роль в формировании личности ребенка, в частности развития его языка, принадлежит семье. Ведь первые слова, первые предложения малышка слышит и произносит в кругу родных людей-матери, отца, бабушки, дедушки. Однако некоторые из родителей считает, что ребенок начинает учиться литературному языку только в школе и не обращают должное внимание на формирование речи детей в дошкольном возрасте. Ученье языка начинается не тогда, когда ребенку дают букварь, а с первых звуков.

Итак, взрослые должны стремиться к тому, чтобы обеспечить правильное речевое развитие ребенка, начиная уже с первых месяцев его жизни. Правильная речь помогает малышу устанавливать контакты с другими детьми, свободно передавать свои мысли и пожелания, способствует успешному обучению в школе.

Малышей нужно учить правильно произносить звуки в словах, ставить ударение, пользоваться соответствующей интонацией, правильно дышать во время речи.

Дошкольников учат согласовывать слова в предложениях в роде, числе и падежах, правильно строить предложения.

У детей дошкольного возраста нужно воспитывать и общую культуру речи: умение слушать обращенную к ним речь, смотреть в глаза собеседнику, не перебивать взрослых, не вмешиваться в их разговор.

Родители ни в коем случае не должны оставаться равнодушными к речевым недмостатка своих детей.

В кругу своей семьи взрослые понимают ребенка с полуслова и он чувствует себя уверенно. Но с возрастом расширяется языковой круг общения ребенка и речевые недостатки препятствуют быстрой установке контактов со сверстниками, возникают различные осложнения, психологические проблемы. Недостаточно развита речь, бедность словарного запаса, проблемы в произношении звуков, отрицательно влияют на общее умственное развитие ребенка.

Что должны знать дети

У ребенка 5-го года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простые связи и точно воспроизводить их в речи.

Их речь становится более разнообразной, точнее и богаче по содержанию. Дети обращают больше внимания на речь взрослых, стараются ей подражать. Увеличение активного словаря от 2500 до 3000 слов, создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее выражать свои мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для определения признаков и качеств предметов. Свои высказывания дети строят из 2-3 и более простых распространенных предложений.

Дети 5-го года жизни начинают овладевать монологической речью. В их языке впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными. У детей резко увеличивается интерес к звуковому оформлению слов. Прислушиваясь к словам, которые произносит взрослый, ребенок пытается установить сходство в их звучании. Соответственно, значительно улучшается их звукопроизношение. Полностью исчезает смягчение согласных и реже бывают случаи пропусков звуков, слогов.

Большинство детей до 5-ти лет усваивают и правильно произносят свистящие [С, С, Ц, ДЗ], шипящие [Ш, Ж, Ч, Щ, ИП], сонорные [Л, ЛЬ, Р, РЬ] звуки. Правильно говорят многосложные слова, точно сохраняя в них составную структуру. Чаще верно употребляют в словах ударение, следуя литературной нормы произношения слов. На 5-м году жизни ребенок способен определить на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слова на заданный звук.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение силы голоса, подмечать ускорения и замедления темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности речи.

Итак, до 5-лет у детей заканчивается процесс овладения звуковой стороной речи. Язык в целом становится чище и выразительней. Повышается речевая активность и дети все чаще задают вопросы.

Уважаемые родители! Следите, правильно и вовремя ли развивается звуковая сторона речи у вашего ребенка!

Речь взрослых - образец для подражания

Речь взрослых - пример для детей. Успех речевого развития ребенка в первую очередь зависит от языка

взрослых, которые его окружают с раннего детства. Малыш учится говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Известно, что ребенок дошкольного возраста легко подражает неправильное произношение взрослых, принимает местный говор, диалектизмы. Причинами ошибок в речи взрослых является влияние диалектного окружения и неумение отличать звуковую норму.

Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание. Сухая, монотонная речь не должна быть образцом для подражания. Выразительность обеспечивается интонацией, придает языку мелодичности. Интонация-это умение регулировать силу голоса, пользоваться логическим ударением, паузами, темпом речи. Нельзя кричать в разговоре с ребенком. Громкая, крикливая речь вызывает у дошкольников безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность в поведении. Ребенок пытается ответить родителям таким же тоном и это придает языку оттенок грубости.

Следует соблюдать соответствующий темп речи. Не разговаривайте с детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать, так воспитывается невнимательность к слову. Кроме того, когда ребенок подражает бистрому темпу речи родителей, у него может возникнуть заикание.

Речь родителей должна быть орфографически и грамматически правильной, произношение звуков должна быть четким. Ребенок быстрее научится говорить правильно, когда слышыт вокруг себя правильный, литературный язык.

Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества-поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки. Взрослым необходимо принимать точные выражения, народные жемчужины в живую разговорную речь, изучать с детьми народные произведения.

В развитии речи ребенка чрезвычайно важную роль играет хороший слух. Пониженный слух является препятствием к пониманию речи окружающих, а это задерживает развитие речевой активности детей. Родители должны беречь слух ребенка, следить за состоянием слухового органа. Нельзя говорить над самым ухом ребенка, нецелесообразно и целовать в ушко малыша. Снижает слуховое внимание ребенка постоянный шум в комнате, громкое звучание радио, телевизор, громкие разговоры взрослых. Первым признаком пониженного слуха является отсутствие реакции ребенка на язык людей, которые его окружают. Родители должны постоянно заботиться о сохранении слуха ребенка, развивать слуховое внимание, наблюдательность.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Копилка добрых дел»Фотоотчет «Копилка добрых дел» В основе взаимодействия нашего детского сада и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей. Я очень благодарна моим родителям группы.

Фотоотчет «Сказка — чудная копилка»Фотоотчет «Сказка — чудная копилка» Сказка радость нам несет, Тот, кто знает, тот поймет, В сказке очень много смысла, И любовь там ходит близко. В сказке много приключений,.

Консультация учителя-логопеда для родителей «В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем» Консультация учителя-логопеда для родителей на тему:«В выходные не скучаем — в игры всей семьёй играем». Как занять дошкольника и сделать.

Копилка дидактических игр. Лэпбук «Птицы»Копилка дидактических игр. Лэпбук «Птицы» Копилка дидактических игр. Лэпбук «Птицы». «Лэпбук»- в переводе означает книга на коленях, но для меня это ничто иное, как копилка дидактического.

Копилка дидактических игр на тему «Грибы»Копилка дидактических игр на тему «Грибы» Игра "Грибная поляна" Цель этой игры - научить детей узнавать по внешнему виду, правильно называть самые распространённые грибы, отличать.

Копилка идей. Объявления для родителейКопилка идей. Объявления для родителей Уважаемые друзья и гости моей странички, предлагаю Вашему вниманию варианты оформления различных объявлений, которые успешно использую в.

Копилка логопедических находок и идейКопилка логопедических находок и идей Я работаю логопедом 8 лет и все это время узнаю что-то новое, а хочу знать и главное уметь ещё больше! В детском саду у меня есть отдельный.

Фотоотчет «Копилка лэпбуков»Фотоотчет «Копилка лэпбуков» Доброе время суток, дорогие мои! Простите, что редко забегаю, так как много очень работы. Вот забежала рассказать какими лэпбуками пополнила.

Памятка учителя-логопеда для родителей «Перестройка инфантильного глотания в соматическое» 1. Жуём твёрдую пищу. Грызём, жуём, глотаем – морковку, огурец, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки. 2. Лизать языком с блюдца варенье,.

Журнал консультаций учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на 2016–2017 год Родительские собрания: • «Специфика обучения и воспитания детей в старшей группе компенсирующей направленности. Cемья.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Копилка логопеда для родителей
Опубликовано: 7 октября 2021 в 15:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Копилка логопеда для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Игошина (УИ 193122) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД