Лучший педагог года

Координация деятельности логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-логопедической работы

Югаберь Сергеева
Координация деятельности логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-логопедической работы

Ведущие отечественные учёные-дефектологи Т. А. Власова, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, Н. Ф. Гаркуша, В. П. Глухов, Л. Н. Крылова, Л. М. Шипицына в своих исследованиях уделяли внимание проблеме взаимодействия логопеда и воспитателя в процессе коррекционно- логопедической работы.

Публикация «Координация деятельности логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-логопедической работы» размещена в разделах

Авторы Гаркуша Н. Ф., Филичева Т. Б. отмечают, что проведение всего комплекса коррекционного обучения при логопедической работе требует совмещения выполнения общих программных требований и специальных занятий по исправлению нарушений речи. В коррекционных программах предусмотрено осуществление логопедом индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий. Воспитатель планирует свою работу, учитывая речевые способности детей и их прогресс в освоении коррекционной программы, реализуемой логопедом в соответствии с характером речевого нарушения. [1, 4]

Ученые Глухов В. П., Крылова Л. Н., Шипицына Л. М. в своих исследованиях говорят о возникновении необходимости обеспечить взаимодействие, преемственность и координацию деятельности в процессе коррекционно-логопедической работы воспитателя и логопеда. В своей деятельности воспитатель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности формирования речи детей дошкольного возраста, основные направления коррекционной программы, а также учитывать речевые возможности каждого ребенка. Вместе с логопедом воспитатель составляет 66 план занятий по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, подготовке руки к письму и подготовке к грамоте. Преемственность в работе логопеда и воспитателя включает не только совместное планирование, но и обсуждение успехов детей, как в речи, так и в других направлениях развития, обмен информацией. Все это фиксируется в специальной тетради. [2, 3, 6]

В ряде своих исследований Филичева Т. Б. говорит о том, что воспитатель логопедической группы выполняет, кроме общеобразовательных, еще и коррекционные задачи, которые включают устранение недостатков в интеллектуальной, сенсорной, аффективно-волевой сферах, определяющихся особенностями речевого дефекта. Филичева Т. Б. выделяет необходимость заострения внимания воспитателя не только на расширении знаний об окружающем, на коррекцию имеющихся особенностей в развитии ребенка, но и на дальнейшее развитие и улучшении деятельности сохранных анализаторов. Это является основой для продуктивного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге оказывает влияние на благоприятное усвоение речи. [4]

Филичева Т. Б подчеркивает, что подготовка к дальнейшему обучению в школе, компенсация речевых недостатков ребенка, его социальная адаптация диктуют необходимость воспитателю уделять особое внимание развитию восприятия (тактильного, зрительного, слухового, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического и наглядно-образного мышления. [4]

Крылова Л. Н. считает, что правильная, педагогически оправданная координация деятельности воспитателя и логопеда, объединяющая их работу для более успешной коррекции речи у детей, в своей основе имеет создание доброжелательной, эмоционально-положительной среды в логопедической группе. Психологические условия в детском коллективе укрепляют уверенность детей в собственных возможностях, позволяют формировать интерес к занятиям, уменьшить отрицательные чувства, связанные с речевыми недостатками. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должен иметь знания об индивидуальных психофизических различиях у детей дошкольного возраста, а также знания в области возрастной психологии. Им необходимо понимать различные негативные проявления поведения детей, вовремя замечать признаки повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в логопедической группе коллективные социально приемлемые, доброжелательные отношения. Работа воспитателя по развитию речи часто предшествует логопедическим занятиям, подготавливает детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других обстоятельствах воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении успехов, достигнутых детьми на логопедических занятиях. [3]

Фомичева М. Ф., Яшина В. А. обращают особое внимание на речь воспитателя в повседневном общении с детьми. Отмечается, что речь должна быть образцом для детей с речевыми нарушениями: быть предельно внятной, четкой, образно-выразительной, грамматически правильной и хорошо интонированной. Воспитателю в своей речи необходимо избегать сложных оборотов, инвертированных конструкций, вводных слов, усложняющих понимание речи детей. Координация деятельности логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-логопедической работы заключается в том, что воспитатель организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми воспитатель планирует во второй половине дня после дневного сна. [5, 7].

Таким образом, координация деятельности логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-логопедической работы включает личностный подход, индивидуально-дифференцированный, позволяющий удовлетворять интересы и потребности каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, эффективно и направленно осуществлять коррекцию речи у детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Гаркуша Н. Ф. Коррекционно-педагогическая работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М. : Просвещение, 2013.

2. Глухов В. П. Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по развитию связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. – М. : Владос, 2011.

3. Крылова Л. Н. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада // Дефектология. № 1. 2008.

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. – М. : Айрис-Пресс, 2012.

5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. Учебное пособие. – М. : «Просвещение», 2010.

6. Шипицына Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. С-Пб., Речь, 2007.

7. Яшина В. А. Речевая среда и дети // Дошкольное воспитание. № 8, 2009.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (III часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя - логопеда Хворовой Е. В. на 2017 - 2018 учебный год. Март Документационный блок.

Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессеИгровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе Игровая деятельность дошкольников в коррекционно-образовательном процессе. Игровая деятельность – ведущая у дошкольников, именно через игру.

Использование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗИспользование техники оригами для коррекционно-логопедической работы с детьми ОВЗ В современных условиях коррекционного воздействия возникает необходимость поиска наиболее эффективных средств обучения детей с нарушениями.

Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего видаКонспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида. Разработали и провели: Воспитатель:.

Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно-образовательном пространстве семьи и ДОУ Родительское собрание Тема: «Содержание коррекционно-логопедической работы в едином коррекционно - образовательном пространстве семьи и.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Координация деятельности логопеда и воспитателя в процессе коррекционно-логопедической работы
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 23:05
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД