Шенцева Галина
Коррекция и развитие высших психических функций у детей с ОВЗ на уроках математики
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция и развитие высших психических функций у детей с ОВЗ на уроках математики
Здравствуйте уважаемые коллеги! Меня зовут Галина Михайловна. Я работаю в 3 Б классе. В классе 10 учащихся. Класс можно разделить на две группы:50% учащихся с тяжёлыми нарушениями речи. Это системное нарушение речи,системное нарушение средней степени тяжести; общее нарушение речи 1,2 уровня, дислексия,дисграфия. Сопутствующие диагнозы: задержка психического и речевого развития.
Публикация «Коррекция и развитие высших психических функций у детей с ОВЗ на уроках математики» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
И 50% учеников с нарушениями речи средней степени сложности; общее недоразвитие речи 3 и 4 уровня. При этом все дети любознательны,исполнительны,с желанием учатся,прикладывают старание на уроках.
Тема моего доклада: Коррекция и развитие высших психических функций у детей с ОВЗ на уроках математики. Из своего многолетнего опыта работы хочу сказать, что развитие высших психических функций и познавательной деятельности учащихся с ОВЗ является важной необходимостью в становлении ребёнка как личности. Известный психолог Л. С. Выготский писал: «Роль взрослого быть посредником между ребенком и окружающим миром. В школе педагоги выступают в качестве основных психических функций ученика.»
Сегодня хочу поделиться опытом работы на уроках математики.
Математика обладает уникальным эффектом в умственном воспитании и в развитии интеллекта. В математике заложены возможности для развития когнитивных навыков человека, необходимые для обучения. При нарушении одного из них ребёнок испытывает трудности в учёбе и нуждается в коррекции этих способностей. Роль учителя -дать знания, а если у школьника возникают сложности, то помочь ему. При использовании различных заданий, упражнений, ролевых игр, сказочных сюжетов можно восполнить пробелы знаний у детей и развить высшие психические функции.
Остановлюсь на каждой из функций отдельно.
Одной из главных функций человека является речь. Для развития речи при решении задач, примеров, уравнений, ученик использует математические термины. Если возникают сложности в запоминании тех или иных слов, на помощь приходят таблицы с названием компонентов. Когда ребёнку трудно выразить свою мысль, я помогаю ему. Всегда добиваюсь от детей полных ответов. Для развития речи использую такие задания, как:
а) Назови сказочных героев и найди лишнего из них;
б) Назови геометрические фигуры,применяемые в жизни;
в) Опиши предмет, используя единицы массы, единицы длины;
г) Провожу физминутки на математическую тему, с использованием стихов декламацией хором. (Предлагаю вам посмотреть фрагменты урока)
Следующая функция- это внимание. Чтобы ученик понял то, что я объясняю, необходимо привлечь его внимание. Для этого я подбираю наглядность, использую картинки, счётный материал, рисунки. У детей возрастает интерес, повышается работоспособность. Также для развития внимания я применяю таблицы, схемы, следующие задания:
а) Счёт с помехой; б) Исключение лишнего; в) Выполни по образцу; г) Найди отличие;
(Вашему вниманию представляю фрагмент урока)
Мышление - это познавательная деятельность человека. Математические игры, задачи, задачи в стихах, ребусы, карточки-всё это направлено на тренировку мышления, При выполнении различных операций и действий, у детей развивается логическое мышление. В своей работе я использую упражнения:
а) На что похоже; б) Отгадай предмет по описанию; в) Составь фигуру; г) Какое что бывает; д) Чем отличается?
(Мы записали фрагмент урока)
Остановлюсь на такой функции, как наблюдательность. Когда ученик наблюдает, у него развивается познавательный интерес. Воспринимая тот или иной процесс в виде интересных заданий различной степени сложности, школьник познаёт мир. Используя ролевые игры, я помогают развить интерес к предмету. Ребёнок всегда хочет быть похожим на взрослого и проявить себя. После выполнения математического диктанта ученик выступает в роли учителя. Дети очень любят игру: Я - учитель. Ещё я применяю такие игры, как:
а) Самый внимательный; б) Не собьюсь; в) Телефон; г) Назови число; д) Дорисуй по клеточкам;
(Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока)
Память-это сложный процесс. По развитию слуховой и зрительной памяти педагогами многих поколений создано огромное количество заданий, Используя их в своей работе, отмечу, что выполнение практических действий с применением занимательного материала вырабатывает у ребят умение находить способы решения и запоминать. У детей вызывают интерес такие задания, как:
а) Фигуры; б) Группировка слов; в) Ассоциации; г) Путаница;
(Предлагаю посмотреть фрагмент урока)
Применяя наглядность, интересные моменты на уроках, на первый план выдвигается умственная задача. Это развивает логическое мышление, приучает детей к труду. Создание занимательной атмосферы улучшают навыки вычисления. Также одной из эффективных форм развития познавательных способностей могут служить задания с применением двигательной функций. Детям это очень нравится.
(Предлагаю фрагмент урока)
Подводя итог доклада, хочу сказать: Вводя в уроки игровые моменты, интересные задания, я корректирую и развиваю когнитивные способности учеников. Наследуя общественный опыт, дети становятся способными применять полученные знания и входят в самостоятельную жизнь.
Представленные мною виды работ рекомендую вам использовать в своей практике.
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание!