Коррекция мелкой моторики руки и познавательных способностей у детей с нарушением интеллекта через продуктивную деятельность

Светлана Исмагилова
Коррекция мелкой моторики руки и познавательных способностей у детей с нарушением интеллекта через продуктивную деятельность

1 слайд

Тема: Коррекция и развитие мелкой моторики руки и познавательных способностей у детей с нарушением интеллекта в ходе формирования продуктивной деятельности.

Актуальность

Известно, что в основе устойчивого развития ребенка лежит деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам добывает новые знания, тем самым, повышая свою деятельностную и познавательную компетентность. Однако в отношении детей с нарушением интеллекта решение данной задачи вызывает значительные трудности. Это определяется прежде всего тем, что для детей данной категории характерны недоразвитие познавательной деятельности, функциональная недостаточность зрительного и слухового восприятия, нарушение памяти, незрелость высших психических функций и плохо развитая мелкая и общая моторика. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем и практических навыков, соответствующих возрасту. Нарушения эмоционально-волевой сферы проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности. Несформированность функции дифференциации захвата и зрительно-моторной координации отрицательно сказываются на продуктивной деятельности – лепке, рисовании, аппликации.

Обобщая все сказанное выше, можно сделать вывод, что в условиях спонтанного развития даже к концу дошкольного возраста дети с нарушением интеллекта не могут самостоятельно, без педагогической помощи, усвоить содержательный минимум дошкольной программы.

При условии систематической коррекционной поддержки дети данной категории могут частично преодолеть или компенсировать свои нарушения в психофизическом развитии.

Первой продуктивной деятельностью ребенка, как известно, является изобразительная и конструктивная деятельность. Возникновение их тесно связано у ребенка с восприятием предметов и явлений окружающего мира, так как то, что не воспринято, не может быть и отражено. С другой стороны, изобразительная деятельность тесно связана с другими видами деятельности ребенка. Ведь невозможно получить какое-либо изображение, не владея предметами и орудиями изобразительной деятельности, т. е. карандашом, кистью, ножницами и способами их употребления. Следовательно, развитие изобразительной деятельности ребенка связано с развитием его предметной деятельности и предполагает достаточно высокий уровень развития по-следней.

2 слайд

Поэтому целью коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории является коррекция и развитие мелкой моторики руки и познавательных способностей в ходе формирования продуктивной деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Формировать:

- представления о предметах окружающего мира и компенсаторные способы оперирования ими на основе тактильно-двигательных ощущений;

- навыки выделения сенсорных характеристик предметов с помощью зрительно-осязательных способов;

- умение использовать осязание и мелкую моторику в процессе практической деятельности;

- навыки самоконтроля, умение адекватно оценивать себя и окружающих.

2. Развивать:

- мелкую моторику руки и движения, необходимые для осязательного обследования предметов;

- ориентировку в пространстве и умение оперировать предметами на основе осязания и суставно-мышечных ощущений.

3 слайд

Наиболее эффективно позволяет решать поставленные задачи педагогическая технология Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой «Формирование изобразительной деятельности у детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста».

В основу технологии заложен онтогенетический подход, т. е. последовательно

изложены основные задачи, содержание и методы поэтапного формирования всех видов детской деятельности. Содержание каждого из направлений работы сгруппировано по годам обучения. Этот подход позволяет учесть особенности созревания психических процессов, которое носит во многих случаях скачкообразный характер, и индивидуальный темп личностного развития каждого ребенка.

4 слайд

В ходе работы по формированию продуктивной деятельности у детей с нарушением интеллекта выделила следующие этапы:

1. Формирование мотивационо-потребностного плана деятельности.

2. Формирование способов обследования.

3. Выработка умения самостоятельно подбирать необходимые средства для построения различных изображений.

5 -6 слайд

Для повышения мотивации детей использую различные нетрадиционные техники: пальчиковое рисование, рисование точками; аппликации из крупы и природного материала; тестопластику; использую разнообразные материалы: ватные диски и палочки, фетр, различные крупы и ткани; а также природные материалы – шишки, листья и плоды растений - все это позволяет расширить кругозор детей с ОВЗ.

7-8 слайд

Практика моей работы показала эффективность использования в сочетании с технологией следующих специфических методов:

1. Метод «Шепотной речи». Данный метод применяю для установления доверительных отношений, эмоционального контакта.

2. Метод «Зеркало». Данный метод использую, если у ребенка нарушена пространственная ориентация.

3. Метод «Сенсорной интеграции». Целью данного метода является коррекция нарушений сенсомоторного развития.

4. Метод «Альтернативной коммуникации».

5. Метод «Рука в руке». Удерживая детскую руку в своей руке, я показываю ребенку приемы рисования, аппликации, лепки; затем только поддерживаю руку при выполнении работы, а потом ребенок может научиться самостоятельно выполнять задание.

Детскую продуктивную деятельность следует рассматривать как единство игры, речи и изображения.

9 слайд

Планируемые результаты к концу четвертого года обучения

Лепка

Дети должны научиться:

- обследовать предмет перед лепкой - ощупывать форму предмета;

- передавать в лепных поделках основные свойства и отношения предметов (форма - круглый, овальный; цвет - белый, серый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, черный, коричневый; размер: большой, средний, маленький, длинный, короткий; пространственные отношения - вверху, внизу, слева, справа);

- лепить предметы по образцу, словесной инструкции; давать элементарную оценку своей работе и работам сверстников; участвовать в создании коллективных лепных поделок.

Аппликация

Дети должны научиться:

- правильно располагать рисунок на листе бумаги, ориентируясь на словесную инструкцию взрослого;

- выполнять аппликации по образцу-конструкции, по представлению и речевой инструкции взрослого;

- рассказывать о последовательности действий при выполнении работы;

- давать оценку своим работам и работам сверстников, сравнивая их с образцом, с наблюдаемым предметом или явлением.

Рисование

Дети должны научиться:

- готовить рабочее место к выполнению задания в соответствии с определенным видом изобразительной деятельности;

- пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями —карандашами, красками, фломастерами, мелом, губкой для доски, подставками для кисточки, тряпочкой для кисточки;

- эмоционально реагировать на красивые сочетания цветов, подбор предметов в композициях, оригинальных изображениях.

- рассказывать о последовательности выполнения работы;

- давать оценку своим работам и работам сверстников.

Прикреплённые файлы:

kljaksa_m8gk6.pptx | 3007,92 Кб | Скачан: 11
 
Публикации по теме:

Психологическая коррекция тревожности у подростков с нарушением интеллекта «Психологическая коррекция тревожности у подростков с нарушением интеллекта» Категория участников образовательного процесса – младший подростковый.

Развитие мелкой моторики руки Мастер класс «Развитие мелкой моторики руки» Цель:показать приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных.

Развитие познавательных способностей через дидактические игры «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Развитие познавательных способностей через экспериментирование с неживой природой «Развитие познавательных способностей через экспериментирование с неживой природой». Цель: познакомить детей со свойствами воды и снега.

Конспект НОД по формированию гендерной идентичности у детей подготовительной группы через продуктивную деятельность Тема: «Кукла Кувадка» «Кукла для мальчиков, кукла для девочек». Цель: Овладение полоревым опытом в игре на основе ознакомления с русскими.

Коррекция и развитие психомоторики у учащихся с нарушением интеллекта ГКОУ СО «Алапаевская школа-интернат», Свердловская обл. Дамберг Лилия Сергеевна Педагог-психолог, учитель, 1 кв. кат. «Коррекция и развитие.

Мастер-класс «Формирование детского коллектива через художественно-продуктивную деятельность»Мастер-класс «Формирование детского коллектива через художественно-продуктивную деятельность» Изготовление цветов из природного материала. Современный реабилитационный процесс ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества,.

Непосредственно-образовательная деятельность по пожарной безопасности с детьми с нарушением интеллекта Непосредственно образовательная деятельность по социальному развитию и ознакомлению с окружающим с детьми с нарушением интеллекта (6-7 лет).

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта Выполнила: учитель-дефектолог МБДОУ ДС №5 г. Челябинск Силантьева Полина Вячеславовна Глава 1. Анализ психолого-педагогической и специальной.

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях.Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта на индивидуальных занятиях. Немаловажную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика. Мелкая моторика.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Коррекция мелкой моторики руки и познавательных способностей у детей с нарушением интеллекта через продуктивную деятельность
Опубликовано: 8 мая 2017 в 09:34
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас

Наливным спелым яблочкам посвящен народный праздник Яблочный Спас. В этот день благословляется урожай плодов, а природа празднует первые осенины – по поверьям с этого времени год разворачивается от лета к...

18 августа. День географа

Русское Географическое общество, основанное 18 августа 1845 года, существует и сейчас. Почётным председателем этой организации является Сергей Шойгу, а главой её Попечительского совета – Владимир Путин....

Фотозарисовка о прогулке в акванариум в нашем городе
Достаточно недавно у нас в Рязани открыли новую познавательную и интересную выставку морских обитателей. Работая воспитателем, достаточно сложно выбрать...
Фотоотчёт о занятии по нетрадиционной аппликации «Осень в лесу» в подготовительной...
В подготовительной группе я работала со своими ребятами по проекту "Многоликая природа" по нетрадиционной аппликации, где использовали разнообразные...
Картотека загадок по ФЭМП
Загадка-мудрый вопрос в форме замысловатого, как правило, ритмически организованного описания чего либо. В особенности они полезны для формирования...