Юлия Сиденко
Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
В процессе речевого развития дошкольников формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность, основная функция которой – создать способность к речевому общению.
Публикация «Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности логопеда ДОУ» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Актуальность.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются в его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, однако, в дальнейшем неизбежно отставание в усвоении школьной программы. Именно поэтому в работе с детьми с ОНР логопеду важно постоянно использовать серии специальных игр и упражнений для развития всех психических процессов. Они являются основой при формировании функционального базиса навыков чтения и письма, что при обучении в школе снижает риск неуспеваемости детей с речевыми нарушениями по основным предметам.
Таким образом, речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы. Должен соблюдаться принцип взаимосвязи формирования речевых процессов с другими развивающимися психическими процессами (этот принцип в своих психологических работах выдвинула Р. Е. Левина).
Цель: коррекция психических процессов на логопедических занятиях.
Задачи:
1. Развивать элементы логического мышления на основе наглядно-образного.
2. Формировать способность к выполнению основных мыслительных операций.
3. Развивать логическую и образную память.
4. Развивать произвольность внимания.
5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, воображение.
6. Воспитывать навыки самооценки и саморегуляции.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова и другие авторы отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи характерен достаточно низкий уровень развития практически всех психических процессов.
Стартовая диагностика показала следующие результаты:
Низкий уровень развития психических процессов - 75%
Средний уровень развития психических процессов – 25%
Исходя из данных диагностического обследования, можно сделать выводы о некоторых чертах, характерных для мыслительной деятельности данной категории детей :
- недостаточно развитое наглядно-образное мышление, что в свою очередь говорит не о дефектах мышления (как при умственной отсталости, а о пробелах в сфере восприятия, представления, пространственного воображения, которые должны служить базой для становления мышления;
- трудности в овладении мыслительными операциями: сравнения, анализа, синтеза, классификации. Детям требуется постоянная направляющая помощь взрослого при овладении данными операционными компонентами мышления.
- ригидность мышления, которая прослеживается в трудностях применения усвоенных мыслительных операций в новых условиях;
- низкий уровень обобщающей деятельности мышления, то есть способность обобщать и дифференцировать в соответствующих понятиях предметы и явления окружающего мира;
- низкий уровень ассоциативного мышления, что выражается в трудностях при подборе слов-синонимов, антонимов или однокоренных слов и понимании их значений;
- слабый уровень развития сукцессивных способностей, то есть способности к воспроизведению последовательности;
- неточное понимание логико-грамматических конструкций (характерны персеверации,
- отсутствие причинных связей в речи ребенка (причина часто меняется со следствием).
Восприятие детей с ОНР характеризуется следующими чертами:
-малый объем;
-замедленность. Из-за повышенной отвлекаемости ребенку нужен более длительный период на восприятие чего-либо.
У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Процессу запоминания мешает импульсивность, расторможенность, излишняя двигательная активность или, наоборот, вялость детей.
Педагогическая технология опыта.
С целью решения поставленных задач я постоянно использую в своей работе различные виды заданий на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления дошкольников с ОНР, в частности, в процессе проведения организационных моментов коррекционных занятий :
Игры и упражнения на развитие слухового восприятия:
• Откуда звучит сигнал сирены (пение птицы?
• Покажи направление звука дудочки (игра с закрытыми глазами).
• «Чей голос звучит?» (магнитофонные записи)
• «Что за звук?» (предметы, издающие звуки за ширмой)
Развитие зрительной памяти:
• Д/и «Посмотри, запомни и назови»
• Д/и «Чего (кого) не стало?
• Д/И «Что прибавилось, появилось?»
Развитие слуховой памяти:
• Запомни и повтори слова в том же порядке (работа с автоматизируемым звуком).
• Повтори слова в обратном порядке.
• Послушай слова и скажи, какое слово я пропустила при повторе? (упрощё нный вариант: посмотри на картинки, запомни их, убери и послушай слова, какое слово потерялось) Какое слово новое появилось?
• «Телеграф» (отбивание ритмов карандашом, музыкальным молоточком).
• Выполнение простых и многоступенчатых инструкций логопеда (сядет тот, кто выполнит моё задание в заданном порядке).
Развитие логической памяти и мышления:
• Подбор пары к картинке по смыслу (с ориентировкой на лексическую тему недели).
• Продолжи логический ряд (назвать третье, четвёртое слово с ориентировкой на общность признаков первых названных предметов).
• Работа по словесной инструкции (логические задачки типа «Маша бежит от медведя, кто вереди? кто позади? Волк догоняет зайца. Кто убегает?»).
• Д/и «Найди лишний предмет» (упражнение в классификации по различным признакам).
• Отгадывание загадок (загадки-складки, обманки, рифмовки).
Развитие внимания и зрительного восприятия:
• Д/у «Найди фрагмент или предмет на картинке?»
• Сосчитай предметы (наложенные или в зашумлённом пространстве).
• Д/у «Называем по цепочке» ( в соответствии с темой занятия: дни недели, времена года, предлоги, «живые» слова, домашних животных и т. д. с ориентировкой на зрительные образы).
• Д/у «Узнай спрятанную букву» (игры на развитие константности восприятия – буквы разного шрифта, предметные изображения букв).
• Д/и «Что перепутал художник?»
Развитие пространственного восприятия
• Посмотри и скажи, где находится бабочка (кошка, гусь и др. игрушка, предмет) – перед тобой или за тобой? Посмотри, кто (что) находится за тобой? Какую птицу (другой предмет) ты видишь слева, справа?
• Поставь игрушку (предмет) справа, слева от белочки (тетради и пр.).
• «Куда пойдёшь - что найдёшь. Направо пойду - … подосиновик найду (фразы строить в соответствии с картинным материалом расположенным на столе перед ребёнком).
• «Магический квадрат» и «Цветные квадратики» - выложить предмет, ориентируясь на тему занятия.
• Игра по типу пробы Хеда (покажи правой рукой левую коленку, закрой левой рукой правое ухо).
Для развития наглядно-образного и словесно-логического мышления на занятиях я использую загадки. Но для активизации речи детей я рекомендую использовать не столько отгадывание, сколько самостоятельное составление загадок. Для этого я использую основные правила составления загадок по технологии ТРИЗ.
Важным направлением в деятельности логопеда с детьми с ОНР является комплекс мероприятий по развитию сукцессивных способностей ребёнка. Работа строится в нескольких направлениях:
- последовательность действий и планирование (Д/и «Телефон»);
- последовательность в пространстве (Д/и «Живые цепочки», «Что изменилось?»);
- последовательность во времени (Д/и «Телеграфист»);
- перекодирование временной последовательности в пространственную и обратно (Д/и «Картинки-невидимки»);
- последовательность в речи (последовательность в сказках «Репка», «Колобок» и др., игра «Повтори и добавь»).
На занятиях как фронтальных, так и индивидуальных большой интерес у детей вызывают игры и упражнения на развитие навыков мысленного перемещения. Достаточно развитые навыки мысленного перемещения и трансформации зрительных образов являются для ребенка основой в дальнейшем обучении при понимании строения букв и других знаков. При их недоразвитии ребенок испытывает затруднения в узнавании букв при чтении и начертании.
Во время объяснения новой темы и закрепления материала на занятиях я широко применяю наглядность, что положительно влияет на восприятие информации. При этом развивается зрительно-пространственное восприятие, память, внимание, наглядно-образное мышление и, естественно, повышается познавательная и речевая активность детей. Дети, неуверенные в своих речевых возможностях, активнее работают при наличии разного рода наглядности, которая для них становится помощником и опорой.
У детей встречаются как избирательные (только зрительного или только слухового внимания, так и общие модально-неспецифические расстройства внимания. В коррекционной работе с детьми с ОНР я предусматриваю упражнения, адресованные и к слуховой, и к зрительной модальностям. Для этого я организую с детьми упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.
На индивидуальных занятиях логопеду представляются большие возможности для использования игр на развитие психических процессов. Это:
- Развитие зрительного восприятия при сосредоточении на артикуляционной позе перед зеркалом;
- Развитие произвольного внимания при выполнении артикуляционной гимнастики и упражнений по постановке и автоматизации звуков;
- Развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, кинетической) при восстановлении правильного звучания определенного звука, при выполнении знакомых артикуляционных проб, при повторении слов, фраз с автоматизируемым звуком;
- Развитие сукцессивных способностей ребенка через использование игр на развитие фонематического слуха и восприятия.
Результаты и выводы.
Опыт отслеживался с сентября 2014 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе логопеда.
По результатам сравнительной диагностики уровень развития психических процессов увеличился на 55%.
Низкий уровень развития психических процессов - 20%
Средний уровень развития психических процессов – 80%.
Таким образом, систематическое использование игр и упражнений на развитие психических процессов позволяет повысить познавательный интерес ребенка с ОНР к занятиям, активизировать его речевую деятельность. Что, в свою очередь, положительно сказывается на результате работы, повышая эффективность коррекционных занятий логопеда.