Елена Антипова
Программа «Коррекция речи» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
детский сад №14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по художественно-эстетическому развитию детей
Красногвардейского района Санкт - Петербурга
Принято Утверждено
На педагогическом совете Заведующий ГБДОУ д/с №14
Протокол № от Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
___
Е. И. Добровольская
«__»___2016г.
Программа
«Коррекция речи»
для детей 5-6 лет
Санкт-Петербург
2016
Пояснительная записка
Публикация «Программа „Коррекция речи“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Программа основана на программе Нищевой Н. В. : Коррекционно-развивающая работа в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи с (3-7) лет, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012 г.
Построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечивать развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и также интегративные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной грамматически-правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует готовность к обучению в школе.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей.
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей. Программа учитывает общность нормально развитых детей и детей с общим недоразвитием и основывается и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Цель программы
Построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с НПОЗ (Нарушение произношения отдельных звуков) – это группа, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. В возрасте от 4-6 лет, предусматривающей полную интеграцию действий специалиста ДОУ и родителей дошкольников. Планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Задачи программы
1. Коррекционные
Речевое развитие. Навыки речевого общения
• Развитие словаря
• Формирование и совершенствование грамматического строя речи
• Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа
• Развитие просодической стороны речи
• Коррекция произносительной стороны речи
• Работа над звуковой структурой и звуконаполняемостью слова
• Совершенствование фонематического восприятия, развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза
• Развитие связной речи и навыков речевого общения
2. Развивающие
• Сенсорное развитие
• Развитие психических функций
• Формирование целостной картины окружающего мира
• Развитие математических представлений
3. Воспитательные
• Формирование общепринятых норм поведения
• Формирование целеустремленности
• Формирование самоконтроля
Условия реализации программы :
• Программа предназначена для детей, посещающих ДОУ и имеющих нарушение звукопроизношения
• Возраст воспитанников –4-6 лет
• Программа рассчитана на 1 год
• Занятия проводятся в трех возрастных группах
1. Средняя 4-лет
2. Старшая 5-лет
3. Подготовительная 6-лет
• Количество учебных часов в году от 32-36 в зависимости от возрастной группы
Возрастные группы Продолжительность занятия Периодичность в неделю
Средняя 15-20 мин. 1 раз
Старшая 20-25 мин. 1 раз
Подготовительная 25-30 мин. 1 раз
• Занятия проходят во второй половине дня, с интервалами на проветривание в следующем порядке:
1. Подготовительная группа с 15-00 до 18-00
2. Старшая группа с 15-00 до 18-00
Методы проведения занятий:
1. Словесные методы – рассказ-беседа
2. Наглядные методы – показ, наблюдение
3. Практические методы – самостоятельная деятельность
По формам организации деятельности выделяется
• Индивидуальная
Примерный тематический план в подготовительной группе
Месяц Тема № Количество Содержание
Сентябрь 4 Исследование неречевых психических функций – слухового восприятия, зрительного восприятия, различение цвета. Исследование восприятия пространственных представлений.
Октябрь
1 неделя Овощи. Труд взрослых на полях и огородах 1 1 Упр. «Подскажи словечко»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков
Упр. «Считай до пяти»
Постановка свистящих и шипящих звуков
Работа в тетрадях
Октябрь
2 неделя Фрукты. Труд взрослых в садах 2 1 Сложи из палочек «Яблоко»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков
Упр. «Сосчитай до десяти»
Постановка свистящих и шипящих звуков
Автоматизация поставленных звуков
Работа в тетрадях
Октябрь
3 неделя НасекомыеПодготовка к зиме 3 1 Упр. «Сложи из палочек»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков
Упр. «Сосчитай до 5-ти»
Постановка свистящих и шипящих звуков
Автоматизация поставленных звуков
Работа в тетрадях
Октябрь
4 неделя Перелетные птицы 4 1 Упр. «Сложи из палочек»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков
Упр. «Сосчитай до 5-ти»
Постановка свистящих и шипящих звуков
Автоматизация поставленных звуков
Упр. «Назови водоплавающих птиц»
Работа в тетрадях
Ноябрь
1 неделя Поздняя осень. Грибы. Ягоды 5 1 Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков
Упр. «Сосчитай до 5-ти»
Постановка свистящих и шипящих звуков
Автоматизация поставленных звуков
Упр. «Сложи из палочек»
Упр. «Что лишнее? (грибы, ягоды)»
Работа в тетрадях
Ноябрь
2 неделя Домашние животные и детеныши. Содержание 6 1 Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков
Упр. «Сосчитай до 10-ти»
Постановка свистящих и шипящих звуков
Автоматизация поставленных звуков
Упр. «Сложи из палочек»
Упр. «Назови маму, детеныша»
Работа в тетрадях
Ноябрь
3 неделя Дикие животные и детеныши. Подготовка к зиме 7 1 Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков
Упр. «Сосчитай до 10-ти»
Постановка свистящих и шипящих звуков
Автоматизация поставленных звуков
Упр. «Сложи из палочек»
Упр. «Назови маму, детеныша»
Упр. «Кто, где живет»
Упр. «Чей, чья, чье?»
Работа в тетрадях
Ноябрь
4 неделя Осенняя одежда и обувь 8 1 Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков
Упр. «Сосчитай до 10-ти»
Постановка свистящих и шипящих звуков
Автоматизация поставленных звуков
Пальчиковая гимнастика «Я умею обуваться»
Упр. «Назови пару»
Упр. «Чей, чья, чье?»
Работа в тетрадях
Декабрь 1 неделя Кухня,
посуда 9 1 Исследование неречевых психических функций – слухового восприятия, зрительного восприятия, различения цвета
Исследование восприятия пространственных представлений
Развитие словаря по теме
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Работа в тетрадях
Декабрь 2 неделя Зима
Зимующие птицы 10 1 Исследование неречевых психических функций – слухового восприятия, зрительного восприятия, различения цвета
Исследование восприятия пространственных представлений (ориентирование в пространстве)
Развитие словаря по теме
Общая артикуляционная гимнастика
Пальчиковая гимнастика «Снежная Баба»
Упр. «Назови зимующих птиц»
Работа в тетрадях
Декабрь 3 неделя Комнатные растения 11 1 Исследование состояния моторной сферы
Исследование мелкой моторики (складывание картинок из 4-5 частей)
Развитие словаря по теме
Общая артикуляционная гимнастика
Упр. «Сложи из палочек цветок»
Упр. «Назови растения, которые есть у тебя дома»
Упр. «Назови растения, которые есть в группе» Работа в тетрадях
Декабрь 4
неделя Дом. Семья 12 1 Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков и «р»
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик-дедушка…»
Постановка свистящих и шипящих звуков
Развитие словаря по теме
Упр. «Назови дни рождения мамы и папы»
«Назови ласково»
Работа в тетрадях
Декабрь 5 неделя Новогодние праздники 13 1 Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков и «р»
Пальчиковая гимнастика «Шарики на елке»
Постановка свистящих и шипящих звуков
Развитие словаря по теме
Упр. «Назови все зимние праздники»
Рекомендации на зимние каникулы
Январь 2неделя Домашние птицы 14 1 Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л)
Пальчиковая гимнастика «Курочка»
Постановка свистящих и шипящих звуков и «р» «л»
Развитие словаря по теме
Упр. «Сложи из палочек курицу»
Упр. «Сосчитай до 10 индюков»
Работа в тетрадях
Январь 3
неделя Домашние животные и их детеныши 15 1 Упр. «Найди маму и детеныша»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат
Упр. «Сложи из палочек собаку»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат
Работа в тетрадях
Январь 4
неделя Дикие животные и их детеныши 16 1 Упр. «Чей хвост, чьи лапы?»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат
Упр. «Сложи из палочек крота»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат
Работа в тетрадях
Февраль 1 неделя Профессии
Продавец 17 1 Упр. «Продавец и покупатель»
Упр. «Посчитай сдачу»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат
Пальчиковая гимнастика «Магазин»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат
Работа в тетрадях
Февраль 2
неделя Профессии
Почтальон 18 1 Упр. «Где письмо?»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Пальчиковая гимнастика «Почта»
Упр. «Считай до 10 посылок»
Упр. «Сложи из палочек свой индекс»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Работа в тетрадях
Февраль 3
неделя Наша армия
19 1 Упр. «Солдат»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Пальчиковая гимнастика «Танк»
Упр. «Считай до 10 пушек»
Упр. «Сложи из палочек корабль»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Работа в тетрадях
Февраль 4
неделя Профессии на транспорте 20 1 Упр. «Назови тех людей, которые работают на транспорте (воздушный, наземный, водный)»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Пальчиковая гимнастика «Самолет»
Упр. «Считай до 10 кондукторов»
Упр. «Сложи из палочек самолет»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Работа в тетрадях
Март
1
неделя Весна 21 1 Упр. «Веснянка»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап»
Упр. «Считай до 10 капель»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Автоматизация всех поставленных звуков
Работа в тетрадях
Март
2
неделя Мамин праздник 22 1 Упр. «Подарок маме»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап»
Упр. «Считай до 10 мимоз»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Автоматизация всех поставленных звуков
Работа в тетрадях
Март
3
неделя Первоцветы 23 1 Упр. «Подскажи словечко»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Пальчиковая гимнастика «Кап-кап»
Упр. «Считай до 10 ландышей»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Автоматизация всех поставленных звуков
Упр. «Назови первоцветы»
Работа в тетрадях
Март
4
неделя Цветущие комнатные растения 24 1 Упр. «Найди цветок»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звухков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Пальчиковая гимнастика «Бегония»
Упр. «Назови домашние комнатные растения»
Упр. «Чей,чья,чье,чьих?»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Автоматизация всех поставленных звуков
Работа в тетрадях
Март 5 неделя Инструменты 25 1 Пальчиковая гимнастика «Молоток»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р (л,аффрикат и мягких согласных.
Упр. «Что лишнее?»
Упр. «Считай до 10».
Упр. «Один –много»
Автоматизация всех поставленных звуков
Работа в тетрадях
Апрель
1
неделя Весенние работы на селе 26 1 Упр. «Найди ошибку художника»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Пальчиковая гимнастика «Сеем-веем»
Упр. «Назови то, что растет в поле»
Упр. «Что и где растет?»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Автоматизация всех поставленных звуков
Работа в тетрадях
Апрель
2
неделя Космос 27 1 Упр. «Найди спутник Земли»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Пальчиковая гимнастика «Звездочка»
Упр. «Сложи из палочек ракету»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Автоматизация всех поставленных звуков
Работа в тетрадях
Апрель
3
неделя Сельскохозяй
ственные культуры 28 1 Упр. «Что и где растет?»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Пальчиковая гимнастика «Где растут озимые?»
Упр. «Сложи из палочек колосок»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Автоматизация всех поставленных звуков
Работа в тетрадях
Апрель
4
неделя Откуда хлеб пришел? 29 1 Упр. «Из чего делают хлеб?»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Пальчиковая гимнастика «Мы лепили пирожок»
Упр. «Сложи из палочек колосок»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Автоматизация всех поставленных звуков
Работа в тетрадях
Май
1
неделя Мебель 30 1 Упр. «Из чего делают мебель?»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Конструирование из кубиков
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Автоматизация всех поставленных звуков
Упр. «Посчитай стулья в группе»
Работа в тетрадях
Май
2
неделя День Победы 31 1 Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Упр. «Сложи из палочек танк»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Автоматизация всех поставленных звуков
Пальчиковая гимнастика «Салют»
Работа в тетрадях
Май
3
неделя Мы читаем! 32 1 Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Упр. «Сложи из палочек буквы»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л,аффрикат и мягких согласных
Автоматизация всех поставленных звуков
Упр. «Зашумленные буквы»
Работа в тетрадях
Май
4
неделя До свидания,
детский сад! 33 1 Упр. «Школьные предметы»
Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих и шипящих звуков (р) (л, аффрикат и мягких согласных
Упр. «Считай до 10 тетрадей,карандашей»
Постановка свистящих и шипящих звуков, (р, (л, (рь, (ль) ,аффрикат
Автоматизация поставленных звуков
Рекомендации на лето
Май 5 неделя 34 1 Подведение итогов, рекомендации родителям.
Литература:
1. Методическое пособие «Система коррекционной работы», Н. В. Нищева,
С-Пб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004г.
2. Методическое пособие «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»,
В. В. Коноваленко, М., «ГНОМ», 2013
3. Рабочая тетрадь «Развитие речи и познавательных способностей дошколь-
ников 4-5, 6,7 лет» С. Н. Карнова, В. В. Мамаева, С-Пб, «Речь», 2012г.
4. «Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедиче-
ской группе для детей с общим недоразвитием речи», Н. В. Нищева, С-Пб,
«ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2009г.