Ольга Логинова
Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе индивидуальной работы
▼ Скачать + Заказать документы
О. В. Логинова
г. Коркино
«Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровень в процессе индивидуальной работы».
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне ОНР. Своевременно не выявленные и не устранённые нарушения звукопроизношения закрепляются и становятся стойкими.
Публикация «Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе индивидуальной работы» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Таким образом, вопросы коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня приобрели на сегодняшний день особую актуальность.
Структуры звуков речи, фонем и их соединений закрепляются на основе образовавшихся кинестетических стереотипов.
И. П. Павлов: |
«Слово состоит из трех компонентов: кинестетического, звукового и зрительного». |
I.Принцип учета этиопатогенеза.
II.Формирования речи осуществляется в определенной последовательности от конкретных значений к более абстрактным – путем решения речемыслительных задач.
III.Принцип формирования коррекции на ранних стадиях не только произвольность речи, но и ее осознанность.
IV.Принцип обеспечения активной речевой практики.
Он заключается в употреблении и восприятии детьми различных форм речи в меняющихся условиях общения.
При подготовке и проведении индивидуального занятия очень важно помнить, что на протяжении всего занятия у ребенка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой.
Так как для детей, ведущий принцип деятельности является игровой, поэтому я систематизировала комплекс игр и упражнений, основное направление коррекции звукопроизношения.
I.Комплекс игр и упражнений используемые на подготовительном этапе.
Цель подготовительного этапа: выработка правильных, полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произнесения звуков и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады звуков, развитие точности,гибкости движения органов речи, воспитание кинестетических ощущений от движения органов артикуляции, коррекции дыхания и голоса.
Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.
М. ф. фомичева: |
важнейшим условием правильного звукопроизношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. |
динамические (ритмического повторения движений до 6—8 раз) координации, хорошей переключаемости.
1. Основной комплекс артикуляционных упражнений включает такие упражнения, как:
«Улыбка»-выработать умение удерживать губы в улыбке.
«Заборчик»-выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние зубы
«Трубочка»-выработать подвижность губ.
«Окошко»-научить удерживать рот широко открытым.
«Лопатка»-выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
«Иголочка»-умение удержать язык в заданном положении.
«Парус»-учить удерживать кончик языка за верхними зубами.
«Качели»-вырабатывать умение быстро менять положение языка.
«Почистить зубки»-удерживать произвольно кончик языка за верхними или нижними зубами.
После проведения основного комплекса, мы перешли на комплексы направленные на формирования артикуляционного уклада.
2. Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих (с, з, ц).
3. Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих (ш, ж, ч, щ).
Упражнения «Вкусное варенье», «Наказать непослушный язык», «Гармошка», «Чашечка», «Грибочек».
4. Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (л).
Упражнения «Наказать непослушный язык», «Пароход гудит», «Индюк», «Качели», «Лошадка».
5. Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (р).
Упражнения «Почистим зубки», «Маляр», «Автомат», «Вкусное варенье».
Все артикуляционные упражнения выполнялись по подражанию перед зеркалом с использованием картинок-символов. Развитие кинестетических ощущений осуществлялось посредством включения в работу стилизованных изображений, можно использовать сказку «Весёлый язычок».
С целью закрепления диафрагмального типа дыхания осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха.
С целью развития физиологического, предложен следующий комплекс:
6. Комплекс игр и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания.
Цель: Выработка плавной воздушной струи,идущей посередине языка.
- упражнения «Загнать мяч в ворота», «Снежок» - дутьем на бумажку, ватку;«Буря в стакане» игра дутьем в трубку на воду до образования брызг,игра «Тополиный пух».
После вводились голосовые упражнения для развития речевого дыхания, развивающие силу, тембр и высоту голоса: на гласных, а затем на длительном выдохе – фразы: игра «Немое кино», «Топор», «Зоопарк», игра «Поем песенку», «Водичка».
7. К комплексу игр и упражнений на формирование фонематического восприятия и слуха.
Цель: формирование фонематического восприятия, как основы правильного произношения и контроля за произношением фонем.
Начинается работа с развития слухового внимания и слуховой памяти. Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать своё произношение.
Работа по развитию фонематического восприятия ведётся сначала на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему данного языка.
Для того, чтобы учить детей различать тембр и качество голоса, можно провести игру «Угадай, как позвали?» : ребёнок угадывает - по тому, как его позвали (тихо, громко медленно, быстро, ласково).
«Выдели слово» (Ребёнку предлагают хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх.) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.)
«Какой звук есть во всех словах?» (Логопед произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук : шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.)
Для формирования фонематического слуха мы использовали следующие игры:
•«Загадки»-на учить детей различать гласный, согласный (твёрдый, мягкий) звук в начале слова слове.
•«Цепочка слов», «Рыбалка»-развивать фонематическое восприятие, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.
•«Поймай звук»-развитие слухового и фонематического восприятия.
II.Комплекс игры и упражнения, используемых для формирования первичных произносительных умений и навыков.
Цель: Усвоение артикуляционной базы данного звука, формирование умения правильно произносить звук на специально подобранном речевом материале.
На этапе закрепления изолированного звука во всех группах нарушений звуков были использованы : Игры «насос», «Лес шумит», «Мухи в паутине», «Пароход», «Погреем ручки», «Пильщики», «Лошадка», Игра «Дорожки», на которых изображены различные персонажи.
При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а, ы, о, у] сначала в прямых слогах, затем в обратные, далее в слоги, где звук находится между гласными и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка).
1. Комплекс игр и упражнений, используемые при автоматизации звука :
Цель: Усвоение артикуляционной базы данного звука, формирование умения правильно произносить на специально подобранном речевом материале. Добиваться правильного произношения изолированного звука.
На последующих этапах логопед постоянно прибегает к сравнению уже правильно произносимого ребёнком звука : «Послушай, как я (или кто-либо из детей, у которых звук уже поставлен) произношу. Слышишь, как у меня звучит? Послушай еще раз. А теперь скажи сам и слушай себя».
2. Комплекс игр и упражнений, используемые при автоматизации звука.
Цель: Закрепление навыков правильного использования звука в речи, изолировано, в слогах, в словах, в предложениях, в тексте, то есть добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной.
Игры используемые при автоматизации звука,в слогах,в словах, в предложениях, в тексте:«Мяч»,«Сова»,«Ванька,встань-ка»,«Тише,тише,Маша пишет!» «Поезд».
3. Комплекс игры и упражнения, используемые при дифференциации звуков звука.
Цель этапа дифференциации – научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи
Для дифференцировать от других звуков, мы использовали «Речевые игры с детьми» Селиверстов В. И.
Заключительный этап,этап по созданию следующего комплекса.
III.Комплекс игры и упражнения, используемые формирования коммуникативных умений навыков.
Цель: Формирование у ребёнка умений и навыков употреблять звуки в различных видах самостоятельной речи, во всех ситуациях общения.
•Игра «Речевое лото»,«Зоологическое лото», «Логопедическое лото-мозаики» :
Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву, находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, формирования коммуникативных умений навыков.
•«Лови-назови»
Цель игры: закрепление изученного материала по теме, улучшение словарного запаса детей, развитие коммуникативных умений у младших школьников.
•Игра «Чей рассказ лучше»
Цель: учить составлять простые предложения, соблюдая смысловую связь между ними.
•«Чудесный мешочек»
Цель: Формирование у ребёнка умений и навыка составление описательного рассказа.
Логопед может положить в мешочек игрушки с различными звуками (на определенный звук) дети, доставая, называют и логопед оценивает и анализирует речь ребенка).
Использования упражнений и игр,не только положительно повлияло на развитие дыхания, нормализацию работы артикуляционного аппарата,на улучшения звукопроизношения, но и подняло настроение детям и развило их творческое воображение.