МААМ-картинки

Коррекционная программа по формированию пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (1 фото)

Ольга Франтасова
Коррекционная программа по формированию пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы

(модифицированная; на основе разработок И. С. Морозовой, педагога-психолога медицинского центра г. Москвы. Журнал: «Справочник педагога- психолога. Детский сад. №4 2013г.)

Коррекционная программа по формированию пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Цель: развитие сенсорных функций.

Задачи:

-обучение пространственной ориентации;

-развитие восприятия пространственных признаков окружающей среды;

-развитие произвольного внимания.

Форма организации занятий:

1. Психолог занимается индивидуально с одним или двумя детьми.

2. Продолжительность занятий – 15 минут.

Публикация «Коррекционная программа по формированию пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

3. Два занятия в неделю (одно занятие повторяется два раза).

4. Продолжительность курса занятий – 3месяца.

5. Возраст детей 4 – 5лет.

Структура занятий.

Занятия идут в три этапа:

1) упражнения на освоение телесного пространства;

2) упражнения на освоение внешнего пространства;

3) пространственные схемы и диктанты, конструирование и копирование.

Используемые методы:

-упражнения, двигательные диктанты;

-копирование;

-игры.

Содержание программы.

1. Представления о внешнем пространстве строится вначале от собственного тела. Для формирования у ребенка пространственных представлений используется весь богатый арсенал внешних опор, маркеров. Первый шаг – «маркировка» левой руки с помощью ленточки, часов и т. д. Таким образом

ребенок получает опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь представления о нем строится вначале от собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Подобным образом обозначается верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).

Вначале ребенок выполняет движения вместе с психологом и поясняет каждое направление. Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, смещения внимания с внешнего на внутренний план, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению.

2. Следующий этап – освоение ребенком пространства, в котором он находится. Важно его осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений.

3. Третий этап - формирование пространственных представлений – двигательные диктанты и графические схемы.

Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики. пазлы, разрезные картинки, мозайки и т. д.

Первый этап.

Занятие 1

«Посвящение»

Ребенка торжественно принимают в члены почетного клуба «Пространство», что сопровождают подвязыванием почетной ленточки на его левую руку, которую он не должен снимать ни днем ни ночью.

Родитель время от времени спрашивает у ребенка: «А где твоя левая рука?»

Упражнение «Над –под»

Ребенок и взрослый встают лицом к зеркалу и выполняют одни и те же действия, называя их: «над головой», «под носом», «за ухом», «перед глазами», «на груди», «под подбородком», «между ногами» и т. д.

Игра «Найди игрушку»

Психолог заранее прячет в комнате игрушку. Называет ее и просит найти. После чего задает несколько вопросов:

-где находилась игрушка (где спряталась собачка)

-где у нее передние лапы, покажи?

-в какой руке ты держишь собачку? и т. д.

Занятие 2

Упражнение «Над – под»(повторно)

Упражнение «Выше – ниже»

Стоя перед зеркалом, ребенок и взрослый вместе находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка, «ниже всего» (ноги, стопы, «выше чем…», «ниже чем…» Затем ребенок повторяет эти действия без зеркала, а потом с закрытыми глазами.

Игра «Поймай мяч»

Психолог бросает (катит, передает одной рукой, подает из-за головы и т. д.) ребенку мяч. Ребенок должен взять его из любых положений, фиксируя на нем внимание.

Занятие 3

Упражнение «Выше – ниже»(повторно)

Упражнение «Спереди – сзади»

Глядя в зеркало и ощупывая находящиеся спереди части тела, ребенок называет их. Аналогично – с частями, находящимися сзади. Затем он с закрытыми глазами ощупывает переднюю (заднюю) поверхности своего тела и называет его соответствующие части.

Игра «Поймай шарик»

Аналогично игре «Поймай мяч».

Занятие 4

Упражнение «Право – лево»

Взрослый дает указания, ребенок выполняет их, например: «Потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левую коленку, почеши правым указательным пальцем левую подошву, постучи правымлоктем по правому боку и т. д.»

Игра «Путаница»

Взрослый намеренно показывает не те места на теле, которые называет. Затем называет не те части тела, которые показывает. Ребенок должен исправить ошибки взрослого.

Игра «Найди игрушку»(повторно)

Второй этап.

Занятие 5

Упражнение «Мама, поверни направо…»

Это упражнение могут выполнять и родители с детьми, например, на детской площадке, по дороге в детский сад, в квартире (путешествуя по комнатам).

Ребенок: «Мама, поверни на право»

Мама: «Поворачиваю, иду» и т. д.

Если поворачивать не надо, а на пути какое-либо препятствие, то дается команда: «Возьми левее (правее)».

Упражнение «Моя комната»

В знакомом ребенку пространстве следует обсудить, что где стоит: «Если встать лицом к окну, то справа будет что? А слева?» Ему дается инструкция: «Покажи верхний правый угол впереди» и т. д.

После выработки навыка ориентации в пространстве относительно себя можно переходить к сопоставлению других объектов относительно друг друга, а также себя – относительно других объектов.

Игра «Капризный фотограф»

Психолог-фотограф, желая сделать снимок зверей, ищет подходящий кадр. Его помощнику (ребенку) надо посадить корову справа от зайца, мишку - слева от белки и т. д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по- новому пересаживать зверей.

Затем задача усложняется: «Посади утку справа от медведя, голубя слева от зайца». Модификация задания – ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя».

Занятие 6

Игра «Собираем урожай»

Перед ребенком раскладывается ряд картинок с любыми изображениями. Он должен отобрать только те, например овощи, которые лежат «правее, чем капуста», левее чем морковь».

Упражнение «Моя рука, твоя рука»

Ребенок, стоя лицом к психологу или сидя напротив куклы, определяет по указанию взрослого сначала у себя, потом у партнера (куклы) левую руку, правое плечо, левое колено и т. д. Потом роли меняются: инструкцию дает ребенок.

Игра «Правильное зеркало»

Взрослый и ребенок, стоя или сидя друг напротив друга, по схеме «зеркало» двигаются сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так если психолог переносит свою правую руку вправо, то ребенок свою левую –влево. Ясно, что движения вверх, вниз, к себе, от себя будут идентичными.

Занятие 7

Упражнение «Назови часть тела»

Взрослый и ребенок (дети) стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча показывает на себе отдельные части тела, а другой – называет: «Это твое правое колено, это твой левый глаз и т. д.».

Игра «Неправильное зеркало»

Взрослый и ребенок стоят или сидят напротив друг друга.

Инструкция: «То, что я делаю левой рукой, ты тоже делаешь левой рукой (оба поднимают левые руки,а то, что я буду делать правой рукой, ты – тоже делай правой. То есть не выполняется зеркальный показ.

Игра «Царство зверей и птиц»

Взрослый разговаривает с ребенком о том, кто живет наверху (птички, бабочки, облачка, солнышко, кто живет внизу под землей (кузнечики, змеи, ящерицы, кто – посередине, на земле (зайцы, тигры, медведи). Ребенок должен показать какое-нибудь животное каждого из этих трех «царств», расскажет о нем, покажет. где это – внизу, наверху, посередине.

Занятие 8

Упражнение «Кто где стоит, что где лежит?»

Взрослый спрашивает у ребенка: Что у него лежит (стоит) справа, где мячик (слева, сзади, спереди. Те же вопросы могут касаться и предметов: (например, справа от меня, стол (слева от меня) и т. д.

Игра «Робот»

Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего следующие команды: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево и т. д. Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот.

Игра «Полоса препятствий»

По команде разбрасываются вещи (игрушки,расставляются стулья и т. д. р

Ребенок закрывает глаза, а взрослый (другой ребенок) руководит его действиями, говоря ему куда идти. Задача – добраться из одного конца комнаты в другой, ни разу не задев препятствия.

Третий этап.

Занятия 9

Упражнение «Двигательный диктант»

Перемещение по шагам, например один шаг вперед, два шага направо, повернуться на 180о, один шаг назад и т. д.

Психолог диктует траекторию, по которой нужно пройти и найти предмет в комнате или здании. Далее – совместное, а затем самостоятельное составление планов (комнаты, группы, улицы и т. д.).

При необходимости можно сопоставить лист бумаги высоким домом, у которого показать верх, низ, все углы. Потом нарисовать такой дом на листе бумаги, обсудить и нарисовать вместе с ребенком названия соответствующих направлений и углов. Далее взрослый просит сделать ребенка тоже самое по памяти на чистом листе бумаги.

«Поставь фигуру в угол»

Психолог предлагает ребенку поместиь в комнате или нарисовать на листе бумаги определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т. д.

Определить какие углы еще пусты. Он сам должен заполнить их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».

«Покажи направление»

Взрослый предлагает ребенку показывать направления рукой в воздухе сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, затем по диагонали (направо вверх, налево вниз и т. д.) Потом делать это только поворотом головы, взглядом.

Занятие 10

«Двигательный диктант»:

«Поставь фигуру в угол» (повторно)

«Куда указывает стрелка?»

Ребенок располагает карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех указываемых взрослым направлениях и называя их. Аналогично – нарисовать стрелки на листе бумаги с какими-либо рисунками или планом.

«Проведи линию»

По инструкции психолога ребенок проводит линии (прямые, волнистые, цветные и т. д.) в определенном направлении не отрывая карандаша от бумаги.

На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку «Графические диктанты»(во всех заданиях сначала ставятся исходные точки).

Занятие 11

«Пространственный рисунок»

Взрослый и ребенок уточняют, где у листа верх, низ, право, лево, где правый нижний угол и т. д. (то же самое - в комнате).

Затем ребенок под диктовку взрослого рисует картинку: «В середине листа рисуем волны, справа на волнах кораблик, в левом верхнем углу солнышко, в правом верхнем углу рисуем птичек, внизу слева – рыбку, а справа внизу – водоросли, из правого нижнего угла рисуем пузырьки, поднимающиеся к поверхности воды».

«Двигательный диктант»

Ребенок выполняет команды взрослого:

-сделай два шага влево;

-сделай поворот направо, а потом шаг влево;

-сделай шаг вперед, затем шаг вправо;

-прыгни вверх два раза и скажи «кря»;

-повернись направо и назови любой предмет, который увидел первым;

-шаг влево, поворот направо, три шага вперед;

-шаг налево, присядь, сделай три шага на корточках.

-поворот направо, прыжок на правой ноге вперед, шаг назад;

Затем предлагается другая инструкция: «Теперь ты робот, который делает все наоборот. Если я говорю «повернись налево», то ты поворачиваешься направо». Взрослый продолжает подавать команды.

Занятие 12

Упражнение «Направления»

Взрослый просит ребенка переместить руку вверх (снизу вверх, вниз (сверху вниз, вправо (слева направо, влево, еще левее. Затем ребенок показывает разные направления движения головой.

Далее детям раздаются листы бумаги. Взрослый просит ребенка нарисовать в центре листа круг. Теперь от круга вверх надо провести волнистую линию, вниз – прямую линию, влево пунктирную, вправо – двойную, влево вверх – красную прямую, вправо вниз – зеленую.

«Копирование фигур»

Ребенок копирует какой-либо орнамент, геометрическую фигуру или картинку, нарисованную на доске или на листе бумаги, закрепленном на доске.

Используемая литература:

Морозова,И. С. Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата/И. С. Морозова. - //Справочник педагога-психолога. Детский сад – ЗАО «МЦФЭР», 2013.-№4.-С34-44с.

Публикации по теме:

«Маленький, но уютный кабинет педагога-психолога».«Маленький, но уютный кабинет педагога-психолога». Как сделать из небольшого помещения - функциональный, уютный, разделенный на зоны кабинет педагога-психолога? И нельзя забывать о требованиях,.

Методическое обеспечение деятельности педагога-психолога МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 17 «ЛАДУШКИ» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная программа по формированию пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 22 июля 2013 в 19:22
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекционная программа по формированию пространственных представлений у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Франтасова (УИ 117099) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД