Елизавета Лазырина
Коррекционно-образовательный проект «Послушные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Информационно-практико-ориентированный проект «Послушные звуки» предназначен для детей 5-7 лет, которые посещают группу компенсирующей направленности в дошкольном образовательном учреждении. Реализация данного проекта осуществляется в рамках решения одного из направлений речевого развития детей старшего дощкольного возраста – это формирование правильного звукопроизношения. Учитывая неоднородность контингента детей с речевыми нарушениями, время реализации проекта может варьироваться от 1-3 месяцев (дети с ФНР, 6-12 месяцев (дети с ФФНР) и до 2 лет (дети с ОНР). Подобная возможность определяет универсальность использования данного проекта в работе с детьми группы компенсирующей направленности.
Публикация «Коррекционно-образовательный проект „Послушные звуки“» размещена в разделах
Образовательный проект «Послушные звуки"
Актуальность проекта.
Работа по формированию правильного звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями является одним из основных направлений коррекционно-развивающего процесса, который организует и осуществляет учитель-логопед. Как показывает практика, достижение хороших результатов в данном направлении коррекционной работы не всегда является возможным, что объясняется отсутствием должного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса (ребенком, учителем-логопедом, родителями, воспитателями). Как следствие это снижает эффективность работы в данном направлении, особенно на этапе автоматизации поставленных звуков, и приводит к формированию у детей так называемого «кабинетного синдрома», когда приобретенные умения правильного звукопроизношения ребенок использует лишь в присутствии логопеда. Занятость современных родителей, а также их недостаточная осведомленность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста разрывает целостность коррекционно-развивающего процесса, что отрицательно влияет на его результативность. А ведь если следовать современной концепция дошкольного воспитания «семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга».
Таким образом, проблема отсутствия взаимодействия между всеми участниками коррекционно-развивающего процесса (ребенком, учителем-логопедом, родителями, воспитателями) является актуальной в направлении работы по формированию правильного звукопроизношения, особенно этапе автоматизации поставленных звуков.
Цель проекта : предотвращение появления у детей «кабинетного синдрома» за счет максимально-возможной включенности всех участников (ребенка, учителя-логопеда, родителей, воспитателей) в коррекционно-развивающий процесс по формированию правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи.
Сроки реализации проекта :
Один учебный год (сентябрь-май, но могут изменяться с учетом индивидуальных особенностей детей и степени выраженности речевых нарушений.
Ожидаемый результат реализации проекта : повышение эффективности работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи.
Для детей:
-появление желания самому активно участвовать в процессе устранения
речевых недостатков, за счет повышения интереса к совместной деятельности со взрослыми (учителем-логопедом, воспитателями и родителями)
- положительная динамика речевого развития;
Для родителей:
- появление желания и готовности помочь педагогам в решении вопросов коррекционной направленности (формирование правильного произношения у детей)
-активное участие родителей в работе по формированию правильного звукопроизношения на этапе автоматизации поставленных звуков, в ходе различных форм организации совместной деятельности с детьми дома.
Для педагогов
- проявление заинтересованности педагогов в решении вопросов коррекционной направленности (формирование правильного произношения у детей)
- повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста,
-активное участие в работе по формированию правильного звукопроизношения на этапе автоматизации поставленных звуков,
посредством различных форм организации совместной деятельности с детьми в группе
Этапы реализации проекта
1-й этап подготовительный «ПОЧЕМУ?»
Предполагает совместный поиск ответов на вопрос «Почему ребенок плохо разговаривает?»
Главная цель подготовительного этапа реализации проекта - вызвать интерес к имеющейся проблеме и желание ее разрешить в ходе совместной деятельности
Участники Содержание совместной деятельности Срок реализации
Учитель-логопед
родители Памятка для родителей: «Полезно знать, нормы речевого развития детей дошкольного возраста (периоды появления «трудных» звуков)» Консультация: «Почему мой ребенок плохо говорит? причины речевых нарушений» конец сентября-октябрь
Учитель-логопед
дети «Сказка о веселом язычке» «Сказка о непослушных звуках» «Сказка о ветерке, ветре и ветрище» конец сентября-октябрь
Учитель-логопед
воспитатели
Практические консультации: «Использование элементов артикуляционной гимнастики в организации совместной деятельности с детьми в режимных моментах» Выставка «Игры и пособия на развитие речевого дыхания детей» конец октября- начало ноября
Реализуемые задачи:
Для родителей:
-повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития речи детей дошкольного возраста
Для детей:-формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения,
- подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенных звуков (выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата)
-формирование навыков правильного речевого дыхания, развитие силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
-развитие фонематического восприятия (различение неречевых звуков)
-формирование интереса детей к совместной практической деятельности с логопедом
Для воспитателей:
-повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы
2-й этап основной «КАК?»
Предполагает совместный поиск ответов на вопрос «Как я могу помочь ребенку научиться говорить правильно?»
Главная цель основного этапа-это создание условий для обеспечения максимальной включенности всех участников (детей, родителей, воспитателей) в коррекционную работу по формированию правильного звукопроизношения
Участники Содержание совместной деятельности Срок реализации
Учитель-логопед
Родители Практическая консультация: «Что такое артикуляционная гимнастика? Правила выполнения артикуляционных упражнений» Консультация: «Автоматизация поставленных звуков дома» Консультация: «Роль чистоговорок в развитии речи. Как учить стихотворения.