Папки-передвижки

Коррекционно-педагогические условия развития графомоторных навыков у первоклассников с дизартрией

Александр Хван
Коррекционно-педагогические условия развития графомоторных навыков у первоклассников с дизартрией

В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, особую значимость приобретают вопросы речевого и моторного развития детей на первых этапах поступления в школу. Особенное внимание следует уделять первоклассникам, имеющим различные патологии развития, в том числе и речевого. Существенную важность представляет собой организация помощи детей, имеющих дизартрию, так как дети данной группы имеют широкий спектр особых образовательных потребностей, одной из которых является потребность формирования и развития графомоторных навыков.

Публикация «Коррекционно-педагогические условия развития графомоторных навыков у первоклассников с дизартрией» размещена в разделах

Актуальность вопроса обусловлена тем, что низкий уровень сформированности графомоторных навыков приводит к снижению овладения детьми с дизартрией навыков овладения письменной речью. Связь функции кисти и речи является тесной и значимой, поэтому тренинг пальцев рук рассматривают как физиологический стимул для развития речи детей, в особенности тех детей, у которых имеются речевые нарушения. Развитие данных умений представляет важность в связи с тем, что письменная речь является базовым навыком дальнейшего обучения детей в школе. Снижение развития графомоторных навыков у первоклассников с дизартрией оказывает, в дальнейшем, отрицательное воздействие на усвоение школьной программы, снижая мотивацию детей к дальнейшему обучению, приводя к социальной дезадаптации младших школьников.

Современные знания о нарушениях становления графомоторных навыков младших школьников в нашей стране связаны, главным образом, с идеями А. Р. Лурии, Р. Е. Левиной, Л. Ф. Спировой, Н. А. Никашиной, Г. В. Чиркиной. В теоретическом аспекте теме формирования данных навыков у детей с речевым дизонтогенезом посвящены работы Е. В. Гурьянова, Ю. Ф. Гаркуши, В. Н. Городиловой, Т. С. Комаровой, С. О. Филипповой, М. З. Кудрявцевой и других авторов. Широкое внимание к вопросу развития графомоторных навыков у учащихся со стертой дизартрией уделяла Л. Н. Лопатина. Тем не менее, дальнейшие изучения необходимых условий развития графомоторных навыков у первоклассников с дизартрией не теряют актуальности. На сегодняшний день возрастает роль новых, инновационных, подходов к организации развития графомоторных навыков у первоклассников с дизартрией.

Для доказательства имеющихся в литературе теоретических сведений по проблеме было проведено практическое исследования с целью изучения уровня и особенностей сформированности графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией, которое проводилось на базе специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната V вида, г. Улан-Удэ, ул. Гармаева, 46. В исследовании принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) со стертой дизартрией (по заключению логопеда, основанном на заключении невролога). Все дети не имели патологий слуха и зрения. Организация диагностики проводилась в спокойной обстановке с каждым ребенком в отдельности.

Диагностическая работа по оценке у первоклассников графомоторных навыков осуществлялась с использованием комплекса диагностических заданий следующих авторов З. Е. Агранович (2003) Н. В. Нищевой (2014, О. В. Елецкой (2015) и Н. Ю. Горбачевской (2015, Т. А. Павловой (2008).

Исследование позволило сделать вывод, что у первоклассников со стертой дизартрией отмечаются элементы проявлений несформированности программирования и контроля за собственной деятельностью. Парциальная несформированность межполушарных взаимодействий у обследованных детей проявляется замедленным выполнением проб на реципрокную координацию, сопровождающимся единичными импульсивными ошибками и синкинетичными движениями. Участники характеризовались несоответствием возрастной норме уровнем сформированности графомоторных навыков, проявляющихся в моторной недостаточности, неполноценности артикуляционного и пальцевого праксиса, низким уровнем динамического праксиса, «праксиса позы», зрительно-пространственных представлений, низкой способности регуляции мышечных усилий. Была отмечена низкая мотивация детей к выполнению заданий, быстрая утомляемость.

Учащиеся с дизартрией быстро истощались в процессе выполнения письменных работ (рисование линий, рисунки были неплавными, линии - отрывистыми. Отмечались поправки, исправления. Нарушения плавности сопровождалось раздражением некоторых детей, которые бросали задание на середине и отказывались заканчивать его. Неусидчивость детей приводила к раннему окончанию выполнения заданий, некритичности к результату деятельности. Исследование позволило сделать вывод о необходимости проведения с первоклассниками существенной коррекционно-логопедической работы по развитию у них графомоторных навыков.

По результатам проведенной диагностики был разработан и апробирован комплекс логопедических мероприятий, целью которых являлось развитие графомоторных навыков у первоклассников возраста со стертой дизартрией.

Основные направления формирующей работы:

1. Организация упражнений на групповых занятиях:

1.1 Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, развитие мускульной памяти, тактильных ощущений.

1.2 Игры и упражнения, направленные на пространственно-временную ориентировку на листе бумаги.

1.3 Игры и упражнения, направленные на развитие зрительно-пространственной координации на запоминание и дифференцировку зрительного образа печатных букв и различных предметов.

2. Организация дифференцированного подхода к развитию графомоторных навыков с в индивидуальной работе с учащимися с ОНР.

Работа проводилась в течение двух недель на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях. Особенностью проведения занятий являлось активное включение в работу средств информационно-компьютерных технологий.

После проведения формирующей программы с детьми экспериментальной группы вновь была проведена диагностика. Результаты показали, что авторский комплекс упражнений, направленный на развитие графомоторных навыков у первоклассников, показал свою эффективность: общий уровень графомоторных навыков младших школьников исследуемой группы значительно улучшился. Таким образом, проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что формирование графомоторных навыков у первоклассников с дизартрией будет эффективным при соблюдении следующих условий :

использовании упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, мускульной памяти, тактильных ощущений; пространственно- временной ориентировки на листе бумаги; на развитие зрительно – пространственной координации на запоминание и дифференцировку зрительного образа печатных букв и различных предметов;

использовании индивидуальной работы с учащимися с учетом выявленных нарушений;

активном включении мультимедийных технологий в коррекционно-формирующий процесс.

Список используемых источников

1. Агранович, З. Е. Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших первоклассников и младших школьников / З. Е. Агранович. – СПб. : Детство-пресс, 2003. – 40 с.

2. Елецкая О. В. Методика коррекции дизорфографии у школьников : учебно-методическое пособие / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2015. – 176 с.

3. Лопатина, Л. В К вопросу о структуре фонетико-фонематического дефекта у первоклассников со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина // Логопед в детском саду : науч. -метод. журн. – 2007. – N 5(20). – C.17-19

4. Лурия, А. Р. Психологическое содержание процесса письма // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) : Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 656с.

5. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи : пособие для логопедов / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2014. – 528 с.

6. Павлова, Т. А. Развитие пространственного ориентирования у первоклассников и младших школьников / Т. А. Павлова. – М. : Школьная пресса, 2008. – 187 с.

Публикации по теме:

Формирование графомоторных навыков у учащихся индивидуального обучения со сложными (комплексными) нарушения развития Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.

Дидактическая игра для развития графомоторных навыков у дошкольников «Пиши-стирай»Дидактическая игра для развития графомоторных навыков у дошкольников «Пиши-стирай» Дидактическое пособие «Пиши-стирай» Дидактическое пособие "Пиши-стирай" - это тренажер по формированию графо-моторных навыков, развития.

Психолого-педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера —.

Коррекционно-педагогические условия формирования связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи КОРРЕКЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНЫХ ВЫСКАЗЫВАНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Аннотация. Дети старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-педагогические условия преодоления акустической дисграфии младших школьников На сегодняшний день одной из наиболее важных проблем, встающих перед общеобразовательной школой, является проблема нарушений письменной.

Научная статья «Коррекционно-педагогические условия профилактики нарушения голоса у лиц речевых профессий» Орлова Елена Александровна студентка 5 курса «Бурятский государственный университет» Педагогический институт Кафедра Психология детства.

Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной организации Милютина Светлана Владимировна старший воспитатель МАДОУ МДС № 49 Педагогические условия развития детского коллектива в дошкольной образовательной.

Презентация «Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Педагогические условия и средства обусловливают эффективность и качество умственного развития ребёнка. В работах Т. И. Бабаевой, Л. М. Маневцовой,.

Перспективное планирование работы с педагогами по ознакомлению с практическим опытом развития графомоторных навыков Перспективное планирование работы с педагогами Время проведения Форма работы Тема Цель Сентябрь Дискуссия «Формирование навыков письма:.

Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха Психолого-педагогические условия личностного развития детей с нарушениями слуха В нашей стране детей с нарушениями слуха с каждым годом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-педагогические условия развития графомоторных навыков у первоклассников с дизартрией
Опубликовано: 10 декабря 2018 в 07:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД